• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Костюм директора для меня не футляр»

«Невероятно интересно проектировать и выстраивать систему образования, но в любой момент все может пойти не по плану»: об образовании как среде обитания, азарте и амбициях первооткрывателя беседуем с директором нижегородского кампуса НИУ ВШЭ Анной Бляхман.

«Костюм директора для меня не футляр»

© пресс-служба НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Анна Бляхман работает в Высшей школе экономики 20 лет, начав с позиции преподавателя кафедры математики. Административная карьера началась в 2005 году с должности заместителя декана факультета менеджмента. Постепенно курируемый круг вопросов расширился от стратегии факультета до стратегии всего кампуса. В 2024 году исполнилось ровно пять лет, как Анна Бляхман возглавила НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Анна Александровна, по образованию Вы математик, любовь к книгам сближает с филологами, а по роду деятельности Вы управленец. Как бы Вы описали себя незнакомому человеку?

– Наверное, так бы и описала… Математический склад ума и душа гуманитария позволяют мне опираться в работе на человеческие ценности. Если перечислять все роли - я мама, жена, дочь, друг, коллега, мечтатель, изобретатель – список можно продолжать бесконечно.

Кого Вы можете назвать своими учителями?

– Основу моего мировоззрения заложила большая семья - это моя поддержка и опора. По сей день родители являются для меня примером очень во многом – в отношении к семье и к своему делу, в дружбе, в ответственности. Школьные учителя тоже сыграли значительную роль. В их числе моя первая учительница Раиса Ахметовна Эксанова - бесконечно добрая, очень любящая, она каждого согревала своим теплом. Особое место в ряду моих учителей занимает учитель русского языка и литературы в старших классах Наталья Максимовна Квасюк – невероятный пример строгости, женственности, блестящего интеллекта и чувства юмора.

Отдельно хочу назвать Льва Львовича Любимова. Лев Львович был очень требователен к кругу своего общения, и ко всем испытывал совершенно искренний живой интерес. Он был невероятно человечным – его палитра чувств была очень широкой – мог мгновенно влюбляться, резко разочаровываться, быть очень эмоциональным. В силу своего огромного опыта и мудрости он понимал, чему можно человека научить, и одновременно постоянно учился сам. Его профессиональное внимание Учителя производило на меня очень сильное впечатление и сильно на меня повлияло. 

Как Вы считаете, чему должна научить человека школа?

– Я думаю, школа должна научить не только базовым предметным знаниям, но и стать пространством для безопасных экспериментов – творческих, профессиональных, социальных. Должна научить делать осознанный выбор, ощущать собственные границы комфорта и дискомфорта. Должна научить принимать решения, видеть риски, проводить управляемую работу над ошибками. Работа над ошибками точно не должна быть самостоятельной – всегда нужно на кого-то опереться, чтобы подумать, обсудить решения, - эта работа должна быть соответствующим образом организована.

В Ваших профессиональных интересах указано «образование как ресурс социально-экономического развития». Для Вас образование – это наука или это образ жизни?

– Образование - это большая часть моей жизни. Это и социальная сфера, и среда обитания на научном фундаменте. Но в первую очередь, образование – это люди.

Можно запланировать какие угодно показатели, рамки, маршруты, но за каждой точкой будут стоять люди – со своим опытом, возрастом, настроением.

Поэтому, с одной стороны, всегда интересно проектировать и выстраивать эти системы, но с другой стороны, когда речь идет про создание программ, проектов, образовательных организаций – ничего не может быть выбито в граните. И это невероятно волнующе.

Образование - открытая нелинейная система, отличающаяся огромным внутренним разнообразием. Как в ней правильно «настроить» собственную скорость и направление?

– Метафорически это выглядит как барабан, который раньше был установлен на каждой детской площадке. Держась за перекладину, нужно было быстро перебирать по нему ногами, чтобы тебя не выбросило. И чем быстрее ты бежишь, тем крепче ты с этой системой связан. Ты не можешь бежать медленнее, чем крутится эта штука. И чтобы удержаться и сохранить себя, нужно учитывать все силы, которые работают внутри этой системы.

Что нужно учитывать, находясь внутри системы образования?

– Нужно принять как факт, что у задач нет одного правильного ответа. Каждый год, когда мы встречаем новых магистрантов программы «Управление образованием», я говорю – в течение обучения мы можем точно гарантировать, что вам будет задано огромное количество вопросов. На подавляющее большинство из них мы не знаем не то что правильных, а любых ответов.

Но в этом и заключается одна из важных компетенций для управленца – способность задавать вопросы таким образом, чтобы поиск ответа приводил к нужному решению.

Никто не знает, как правильно. Но те решения, которые позволяют двигаться в заданном направлении, ощутить качественные изменения, – они и есть результативные.

Какие сейчас задачи стоят перед Вами как перед управленцем?

– Я вижу свою задачу в том, чтобы помогать людям пошагово идти к амбициозным целям: формулировать и планировать их достижение, расширять горизонты, учитывать риски и верить в то, что все реализуемо. Я руководствуюсь принципом «Делай, что должен, и будь, что будет», даже если это задача со множеством неизвестных.

Какой масштаб Вам интересен сегодня?

– Мне кажется, хорошее получается делать только глаза в глаза, на расстоянии вытянутой руки. Если я могу поделиться своим опытом, то делаю это персонально. Я открыта для общения с абитуриентами, со студентами, с родителями, с преподавателями, поэтому, если мы говорим про масштаб, то это длина волны моей прямой коммуникации.

Вам часто поступают карьерные предложения, связанные, например, с переездом в столицу?

– Амбиции могут выражаться в географии, а могут измеряться осязаемыми результатами, достигнутыми при моем участии. В Нижнем Новгороде существуют задачи разного масштаба - мне важно и интересно реализовывать прорывные идеи здесь, в моем родном городе.

Трудолюбие, интуиция, фундаментальные знания, системное мышление, творчество – что для управленца важнее?

–  И врожденные качества, и приобретенные, - все важно. Когда мы обсуждаем прогнозы по «зеленой волне», в этом есть и трудолюбие, и матстатистика, и накопленная за много лет интуиция, и системное мышление. Есть ли место творчеству? Да, потому что подготовка этих решений связана с творческой работой с коллегами, с абитуриентами. В моей работе все это присутствует.

Что наполняет, что заряжает? Где Вы черпаете энергию?

– Книги, музыка, друзья, семья, прогулки, баня, иногда ничего – тишина и пустота тоже необходимы.

Если бы была возможность организовать свою жизнь иначе, как бы выглядело для Вас счастье?

– Мне нравится в целом получать удовольствие от всего, чем я занимаюсь, не разделяя жизненное время на личное и рабочее. Для меня счастье – это быть собой в разных ситуациях, и оно мне доступно.  Я могу сходить на рок-концерт, в лес за грибами, затем надеть строгий костюм и туфли на высоком каблуке, и это будет для меня так же естественно. К счастью, моя жизнь сейчас организована так, что костюм директора для меня не футляр. Пока роль директора комфортно сочетается с моими другими важными ролями, все вместе это дает силы «крутить барабан».