Университет как конструктор будущего: точка сборки
Что такое университетская среда? Пространство для обучения и развития, проб и ошибок, творческого и профессионального самовыражения. Сегодня, когда профессия становится набором постоянно меняющихся компетенций, высшее образование, в первую очередь, учит студента учиться. Как университет помогает обретать знания и компетенции, необходимые для будущей карьеры, абитуриенты и родители узнали на Дне открытых дверей нижегородской Вышки «Конструктор будущего».
Участниками дня открытых дверей стали более 1000 школьников и родителей. Несколько потоков мастер-классов, презентации в стиле TED, лекции от преподавателей и студентов НИУ ВШЭ – получилось полное погружение в динамичную интеллектуальную среду нижегородской Вышки, откуда каждый абитуриент унёс свой «кирпичик», чтобы выстроить будущую индивидуальную образовательную траекторию.
Программа сформирована таким образом, чтобы гости получили полное представление об интересующих профессиях, развитии рынка труда, а также мегатрендах, определяющих актуальность компетенций и специальностей в будущем.
Так, по словам экспертов, цифровизация, автоматизация и глобализация определяют востребованность таких профессиональных компетенций будущего, как программирование, навыки работы с данными, владение одним или несколькими иностранными языками. Среди мягких навыков преобладает умение работать в междисциплинарных командах, креативность, адаптивность, критическое мышление, способность к постоянному обучению.
Центральным событием Дня открытых дверей стала открытая дискуссия «Точка сборки», где выпускники и преподаватели НИУ ВШЭ – Нижний Новгород обсудили роль высшего образования как стартовой ступени в подготовке высококвалифицированного специалиста. Модератором дискуссии выступила директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман.
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Настоящего вышкинца отличает смелость. Смелость не бояться трудностей, делать выбор между разными возможностями, нести ответственность за результат, за принятые и непринятые решения. Наши студенты эрудированны и амбициозны, что помогает им не бояться пробовать новое и быть полностью готовыми к профессиональным вызовам. Мы гордимся тем, что вышкинцы узнаваемы и по своему профессионализму, и по умению презентовать себя. Неудивительно, что по результатам многочисленных рейтингов, в том числе рейтинга Forbes, выпускники Вышки занимают 1 место по привлекательности для работодателя.
Конструкция образовательных программ в Вышке устроена таким образом, что в ходе обучения можно попробовать себя в абсолютно разных предметных областях и при этом стать классным профильным специалистом.
Каждый студент НИУ ВШЭ на 2 и 3 курсе бакалавриата изучает майнор – цикл дополнительных дисциплин по непрофильному направлению подготовки. Такой подход к обучению позволяет не бояться ошибок при выборе программы на старте и к тому же расширяет не только кругозор студента, но и спектр предметных областей, в которых специалисту было бы интересно развиваться в будущем.
Марина Цветкова, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
В вузе студенту нужно научиться учиться и научиться самодисциплине. Потому что только 50% успеха лежит на плечах преподавателя, а 50% - это то, насколько студент научился быть организованным и научился брать максимум из тех знаний, которые предлагает вуз.
Благодаря выбору двухгодичного непрофильного майнора студенты Вышки выстраивают индивидуальную траекторию обучения и получают собственный нетипичный набор знаний. Например, гуманитарий, обладающий юридическими знаниями, может стать уникальным специалистом в области интеллектуального права. Или специалист, который занимается иностранными языками и межкультурной бизнес-коммуникацией и обучившийся дополнительно маркетингу, может стать экспертом в области международной маркетинговой политики и работать над конкурентоспособным образом компании за рубежом.
Параллельно с получением фундаментальных знаний каждый студент НИУ ВШЭ участвует в проектной работе, оттачивая навыки работы в командах, в том числе междисциплинарных. Проекты по заказу реальных компаний помогают студенту понять, где он наилучшим образом может применить свои способности, а главное – наработать конкретные навыки.
Борис Улитин, академический руководитель образовательной программы «Компьютерные науки и технологии»
В сфере ИТ сейчас наиболее востребованы специалисты не чисто прикладного характера, а люди, которые способны реализовать полный цикл, от непосредственного сбора требований заказчика и их перевода на язык разработки с последующим внедрением и поддержкой. Поэтому со стороны университета мы, помимо языков программирования, добавляем дисциплины по управлению проектами и формированию навыков работы с клиентом - всё, что связано с социологией и психологией работы с заказчиком.
Ежегодно мы предлагаем студентам пул проектов, и иногда студенты видят их слишком сложными для себя. И наша задача – объяснить, что, несмотря на трудности, это возможность получить тот опыт участия в проекте, который впоследствии будет уже уникальным с точки зрения рынка труда.
Включенность экспертов Bigtech-компаний, таких как VK и Альфа-Банк, в образовательный процесс является одним из базовых условий реализации новой сетевой программы высшего образования «Технологии искусственного и дополненного интеллекта», запущенной в 2024 году в НИУ ВШЭ (лидером рейтинга вузов России в группе А+, готовящих специалистов по ИИ) совместно с ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК.
С развитием технологий возрастает роль фундаментальных и прикладных исследований, способных повысить конкурентоспособность компаний. Ученые нижегородского кампуса Высшей школы экономики активно занимаются научными исследованиями в области математики, экономики и финансов, менеджмента и маркетинга, высоких технологий, права и гуманитарных наук. Во всех направлениях деятельности в научные исследования включены студенты и аспиранты.
Владислав Галкин, аспирант кафедры фундаментальной математики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
На 3 курсе бакалавриата меня пригласили работать в Международную лабораторию динамических систем и приложений НИУ ВШЭ. Я закончил бакалавриат, магистратуру, продолжаю обучение в аспирантуре и уже 5 лет я работаю в Лаборатории. Это, наверное, самый лучший способ учиться и работать, потому что я занимаюсь тем же самым, что изучал на образовательной программе - пишу научные статьи, занимаюсь исследованиями. Я понимал, что работа не будет отвлекать меня от основного трека обучения, потому что она естественным образом дополняет мое образование.
Параллельно с профильными навыками современному специалисту любого направления необходимы цифровая грамотность и навыки работы с данными. Студенты всех образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ изучают программирование и анализ данных в рамках проекта Data Culture. Даже такие области знаний, как филология, психология и культурология, все чаще полагаются на математические методы. Программирование становится новой азбукой, а знание языка Python многие сравнивают со знанием английского.
Григорий Хромов, творческий руководитель образовательной программы «Дизайн»
Чтобы предлагать эффективные решения, современный дизайнер должен обладать широким инструментарием и широким кругозором. Для веб-дизайнера приветствуется владение такими технологическими инструментами, как нейросети, искусственный интеллект, умение делать разработки для дополненной реальности. Графический дизайнер должен обладать навыками в коммуникации и презентации своих идей и, возможно, даже преуспевать в продажах.
Вообще современный дизайн – это такая компанейская профессия. Нужно уметь работать в команде и взаимодействовать. Если раньше графический дизайн и диджитал-дизайн были отдельными направлениями, то сейчас это все очень сильно переплетено и взаимосвязано.
Соотношение жестких и мягких навыков для специалиста каждой предметной сферы выглядит индивидуально, однако способность к межличностной коммуникации и умение презентовать результаты своего труда важны для экспертов любой отрасли знаний.
Павел Чесноков, выпускник факультета права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, практикующий юрист
Баланс hard skills и soft skills очень важен сейчас в условиях цифровизации, в том числе в современной юриспруденции. Потому что недостаточно знать только нормы закона или практику применения. Необходимо видеть последствия каждого конкретного действия в бизнесе и анализировать общую картину сделки. Наш университет как раз учит этим полезным навыкам – как правильно работать с нормативно-правовыми актами, как правильно анализировать судебную практику, как верно слышать и слушать, учит грамотной устной и письменной речи. Он даёт не только знания как базовую конструкцию, но и ту «удочку», с помощью которой студент может «выловить рыбку» и разобраться почти в любом вопросе.
Успешность студента НИУ ВШЭ во многом зависит от его академической успеваемости, поэтому оценка – это важная накопительная история. Оценки складываются в индивидуальный рейтинг студента, который в свою очередь влияет на получение самых разных возможностей, начиная от получения стипендии до возможности участвовать в программах внутриуниверситетской или зарубежной академической мобильности. Также многие работодатели смотрят на рейтинг при подключении студентов к тем или иным проектам. Таким образом, оценка в НИУ ВШЭ – это не только результат по предмету, но и выработка стратегического видения того, чего студент хочет добиться в ходе обучения.
Дарья Ким, руководитель кадрового агентства «РЭДИ», выпускница факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Если говорить о важности высшего образования для построения карьеры, то для меня как работодателя и человека, который занимается подбором персонала, соискатели, у которых есть высшее образование – это люди с хорошими коммуникационными, организационными презентационными навыками. Более того, при выборе сотрудника себе в команду я смотрю на его оценки. Для меня хорошие высокие оценки – это не столько показатель ума, сколько показатель хороших навыков самоорганизации.
Практикоориентированное образование, ориентация на запросы рынка труда – однако классическое высшее образование не просто отвечает на тренды, но опережает рынок труда, формируя у студента способность анализировать, прогнозировать и принимать нешаблонные решения.
Елена Рябова, академический руководитель очно-заочной образовательной программы «Экономика и бизнес»
В процессе обучения студент должен научиться думать, потому что универсальных решений нет ни в одном бизнесе. Есть набор знаний, которые нужно правильно комбинировать в тех или иных экономических условиях. Когда происходит экономический бум, нужны одни управленческие решения. Для инфляционных процессов нужен другой состав инструментов. В условиях санкций нужно иным способом действовать на опережение, чтобы разработать корректные управленческие решения с учетом последствий.
Для современного экономиста важно получить компетенции как в области экономики, так и в области управления финансами, в области анализа данных, маркетинга и бухгалтерского учёта. Потому что, чтобы создать положительный денежный поток в организации, необходимо, чтобы правильно работали все звенья, начиная от формирования цены и позиционирования продукта и завершая работой с клиентами по продаже данного продукта, работой с дебиторской задолженностью. Кроме того, всем, от рядового менеджера до руководителя компании, необходимо уметь аккумулировать, обрабатывать и интерпретировать, анализировать данные по разным направлениям работы, чтобы принимать верные управленческие решения и нести за это ответственность.
Первое высшее образование предлагает молодому человеку новое окружение сверстников и коллег, важное для построения карьеры. Поэтому наряду с выбором образовательных программ и проектов вуз становится комфортным местом для самовыражения и участия во внеучебных активностях.
Степан Шмелев, начальник отдела по внеучебной работе со студентами
Участие во внеучебной деятельности расширяет горизонтальные связи, развивает мягкие навыки и дополнительные профессиональные навыки. Есть клубы, в которых студенты много работают с техникой, выполняют операторскую, монтажную работу. Есть огромное количество проектов, которые можно выбирать по своему вкусу и работать над ними в команде: советоваться с коллегами, критиковать друг друга, находить какие-то интересные решения. Будущим студентам я хочу пожелать, чтобы они не стеснялись, не останавливались на достигнутом и все время искали что-то новое, интересное, постоянно что-то пробовали и экспериментировали.
Путь в Вышку начинается задолго до поступления. О том, как подготовиться, чтобы поступить, абитуриенты Дня открытых дверей узнали на мастер-классах и стендах Отдела профориентации, олимпиад и конкурсов, а также Центра довузовской подготовки.
Елена Моисеева, заведующий Центром довузовской подготовки, содействия занятости выпускников и студентов
Будущее создаётся постепенно. Это такой конструктор или паззл, который можно постоянно наращивать и постоянно прокачивать. Каждый абитуриент сам задаёт сам себе вектор, осознанно приходит в вуз и уже будучи студентом ищет возможности для развития в этом направлении.
Если ты хочешь работать с людьми и тебе нужно прокачивать, например, ораторское мастерство, ты смотришь, какие есть проекты, практики, партнёры, какая внеучебная деятельность есть в вузе, которая для этого подходит, ищешь, где ты можешь работать волонтёром, набираться опыта.
Если говорить про школьников, то в среднем звене, с 6 по 9 класс, основная задача – получить максимальную насмотренность и узнать себя, погружать себя в совершенно разные практики, разные кружки. На этом этапе школьнику важно получить самый разный опыт, чтобы понять свои таланты и возможности.
И уже в старших классах, конечно, важна профориентация, чтобы из всего многообразия информации, которую школьник узнал о мире и о себе, он нашел свой собственный путь.
Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов
Главное качество, которое стоит развивать сейчас, – это гибкость, а это значит, готовность активно воспринимать действительность, анализировать ее и смело реагировать на изменения.
Именно таких ребят мы ждем в Вышке. Гибкости ума и умению справляться с нестандартными задачами во многом учат олимпиады и конкурсы – это отличная возможность встретиться с уникальными задачами в условиях ограниченных временных ресурсов, некая имитация жизненных вызовов. С другой стороны, проводимые нами интенсивы, каникулярные школы, фестивали по разным направлениям – эффективный способ безопасно попробовать новое, примерить на себя различные сценарии будущего, и затем сделать осознанный выбор.
Именно такие выпускники школ, гимназий, лицеев – нацеленные, творческие и талантливые – ежегодно подают документы в Высшую школу экономики. По итогам Приемной кампании 2024 года количество олимпиадников в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ, кто воспользовался правом БВИ, составило больше 10% от общего числа зачисленных на бюджет первокурсников, еще большее число абитуриентов олимпиадные достижения использовали, увеличивая до 100 результат вступительного испытания, соответствующего профилю олимпиады школьников.
Ирина Степанова, начальник отдела по организации приема студентов в бакалавриат и магистратуру
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ ежегодно растет количество студентов со всей России. Так, на первый курс в 2024 году поступили ребята из 71 региона РФ, из которых наибольшим количеством студентов представлены Нижний Новгород и Нижегородская область, Кировская область, Татарстан, Владимирская область и Москва.
Более 70% поступающих предъявили аттестат с отличием либо диплом среднего профессионального образования с отличием, что свидетельствует о высоком уровне подготовки и нацеленности на поступление.
Мария Гельфонд
«Любое образование – это не результат, а процесс. Очень важно, чтобы студент ушёл из вуза с ощущением длящегося образовательного процесса, даже получив диплом», - говорит Мария Гельфонд, академический руководитель образовательной программы «Филология».
А День открытых дверей нижегородской Вышки гости покидали не только с новыми знаниями и инструментами для выбора своего дальнейшего образовательного пути, но и с эмоциями, которыми они щедро делились с помощью стикеров на стене обратной связи: «Вышка и ее студенты – лучшие!», «Лекция про ИИ – супер!», «Здесь сложно, но можно чувствовать себя своим», «Оказывается, НИУ ВШЭ – это не только экономика, но и масса возможностей, погружение в специальность во время учебы, хорошая команда педагогов и студентов, перспективные профессии, научные исследования, возможность учиться в разных сферах деятельности, развитие и учеба с практикой!», «Хочу поступать в Вышку!».
Вика Смирнова, ученица 10 класса «Школы 800»
Сейчас я думаю по поводу своего будущего, по поводу своей специальности, профессии, и мне было очень интересно походить, посмотреть, понять, какие возможности даёт университет, и, может быть, определиться с выбором. Из программы я выбрала для себя лекцию по профориентации, меня заинтересовало название «Как как снизить тревожность перед будущем», потому что она действительно присутствует, так как впереди подготовка к экзаменам. Также было интересно узнать про олимпиады и конкурсы, потому что это тоже немаловажно, они дают большие возможности при поступлении. Вообще, университет – это действительно место, которое влияет на наше будущее, поэтому что хочется выбрать направление, которое подойдёт по душе и будет приносить какое-то удовольствие. Хотелось бы поступить туда, куда хочешь, чтобы университет дал много возможностей в дальнейшей жизни.
Полина Потапова, ученица 9 класса МАОУ Лицей №38
Я узнала от моего одногруппника о Дне открытых дверей и пришла сюда, чтобы узнать о направлениях, которые представлены в Высшей школе экономики и, возможно, выбрать что-то для себя. Наш Лицей предоставляет возможность учиться у университетских преподавателей, и я очень на это рассчитываю. Я надеюсь, что, когда поступлю в высшее учебное заведение, у меня получится писать научные работы, поскольку, уже начиная с 6 класса, я ежегодно пишу по 3-4 научных работы. Надеюсь, что в вузе откроются новые горизонты, и можно будет работать с лабораториями, познакомиться с какими-то выдающимися специалистами, узнать об их выборе пути и как они достигли своих успехов.
Ян Моисеев, ученик 9 класса МАОУ Лицей №38
Это мой первый День открытых дверей вуза, поэтому ожиданий особенных не было. Мне хотелось понять, что из себя представляет Вышка и познакомиться с направлениями. У меня какого-то четкого вектора пока нет, но мне интересна тема искусственного интеллекта, хотелось бы подробнее узнать о совместной программе Вышки с ИТ-кампусом НЕЙМАРК. Мне кажется, что высшее образование открывает новые возможности, и лучше, если оно есть, и в плане карьеры, и в плане окружения, среды, в которой вы будете дальше развиваться.
Арина Устюжанина, ученица 10 класса МБОУ Школа №182
Мне очень понравился День открытых дверей. Я для себя поняла, что очень важно изучать иностранные языки, они помогут вообще везде, независимо от направления. Ещё мне понравились разные дополнительные курсы Вышки и студенческие клубы, буду их, скорее всего, посещать, если сюда поступлю, потому что они реально интересные и классные. Особенно заинтересовал студенческий Бизнес-клуб, о котором рассказывали в большом зале. Я на самом деле, пока не знаю, куда я хочу, но знаю точно, что мне пригодятся иностранные языки. Возможно, я буду поступать на «Юриспруденцию». Сейчас я готовлюсь к поступлению с репетиторами и участвую в олимпиадах, потому что они реально помогают при поступлении.