От кота Шрёдингера до кошачьих миров Луиса Уэйна
Нейролингвисты НИУ ВШЭ – Нижний Новгород приняли участие в междисциплинарной Летней школе, которая ежегодно проводится в формате полевого лагеря. О том, как организована работа Школы и какие навыки она позволяет развить молодым ученым, службе портала рассказали Директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Мария Худякова и студент программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Ратмир Ахматзянов.
«Летняя школа» – ежегодное мероприятие междисциплинарной направленности, которое проводится с 2004 года силами волонтёров. Оно включает больше двух десятков тематических мастерских под руководством ведущих российских учёных; лекции профессоров и преподавателей вузов, сотрудников научных учреждений, известных исследователей, журналистов, дизайнеров. Деятельность школы охватывает множество профилей, таких как: физика, философия, медицина, естественные и социальные науки для школьников, психология, документальное кино, научная и репортажная журналистика, литература и писательское мастерство.
Директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Мария Худякова курировала направление когнитивных наук в рамках мастерской «Просветительская лаборатория им. Кота Шрёдингера».
Какие форматы существуют для того, чтобы заинтересовать наукой как можно больше людей? Участники мастерской разрабатывали форматы популяризации физики, лингвистики, химии, когнитивных наук, биологии, космоса, географии, психологии, истории. Это могли быть статьи в научно-популярном журнале, открытый школьный урок, книга для детей, посты в соцсетях, образовательная программа, настольная игра, комикс, квиз, квест, спектакль, песни.
Мастерская ориентирована на практику, поэтому её участники среди палаток и сосен работали над текстами для детской научно-популярной книги «Наивные вопросы», сайта «Изборник» и других изданий, которые в перспективе должны быть опубликованы для широкой аудитории.
Участниками мастерских могли быть все желающие, независимо от возраста: от семиклассников до аспирантов. Все они в смешанных группах работали над проектами, заказчиками которых выступили различные компании, медийные личности или инициативные группы.
Работа над просветительским продуктом в мастерской состояла из трёх этапов:
- Понять, что тебе самому интересно и важно.
- Понять, что интересно другим, как ты можешь сделать их жизнь лучше.
- Использовать инструменты, необходимые для того, чтобы донести знания. Их много: от навыков работы с информацией до умения публично выступать, от использования метафор до ярких заголовков, от стилистики языка до планирования времени.
Кроме работы над проектами для участников была предусмотрена разнообразная лекционная программа. Мария Худякова прочитала научно-популярные лекции «Мозг и язык. Что изучают ученые» и «Язык и возраст с точки зрения нейролингвистики».
Также в рамках мастерской состоялся кинопросмотр фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» с последующим разбором и обсуждением фильма с психиатром Татьяной Шишковской.
Мария Худякова, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Любому учёному важно принимать участие в свободных образовательных проектах, потому что это сильно обогащает твой мир. Ты видишь больше людей в рабочем процессе, чем ты обычно видишь, сидя в лаборатории и общаясь с коллегами. Здесь ты получаешь возможность что-то обсуждать с интересными людьми, но совсем других специальностей, с другим опытом.
Если говорить про просветительскую лабораторию, то мне кажется крайне важным любому учёному научиться доносить свои знания до широкой общественности. Если мы будем о нашей работе, о наших исследованиях рассказывать на языке только научных статей, написанных на английском языке, то будет непонятно, зачем мы сидим в кабинетах, покупаем томографы, ездим в какие-то экспедиции и так далее. Вообще для ученого очень важно умение общаться на разных уровнях, с детьми, со взрослой аудиторией, уметь переключаться между режимами. Когда мы, нейролингвисты, приходим к врачам, нам нужно объяснить, зачем мы исследуем речь пациентов с психическими заболеваниями, а потом мы должны то же самое объяснить самим участникам исследования. Если мы работаем с детьми, мы должны, например, что-то объяснить детям и должны что-то объяснить их родителям, поэтому даже если вы не собираетесь писать научпоп, вам все равно придется переключаться между уровнями сложности и серьёзности объяснения.
Для студентов участие в «Школе» – возможность оказаться в академической среде и наравне с ведущими учеными принять участие в реализации конкретных научно-популярных проектов.
Ратмир Ахматзянов, студент 3 курса программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика», в качестве проектного куратора работал над книгой «Наивные вопросы» для детей от 8 до 12 лет, где собраны простые вопросы с не самыми простыми ответами. «Почему комар пищит?», «Почему мы улыбаемся в ответ на улыбку?», «Почему морские свинки морские?» — на все эти вопросы есть научное объяснение, но передать их понятным для ребёнка языком — задача не из лёгких.
В обязанности Ратмира как проектного куратора входила координация работы участников и техническая редактура текста. Однако окончательное слово и решение по текстовым изменениям оставалось за автором, приглашенным редактором и редакцией заказчика.
Ратмир Ахматзянов
В ряды «летнешкольников» меня завербовал Григорий Витальевич Тарасевич, главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера».
В нашей мастерской оказался разноуровневый и одновременно сбалансированный состав участников. Аспиранты умеют хорошо искать информацию, с точностью объяснять события и явления, но в силу своей учёности порой не могут передать это простым языком. В то время как школьники, «ещё не испорченные научным стилем», могут сделать эти сложные конструкции понятными для детей. Работая в таком тандеме, участники создавали тексты нужного формата. Было нелегко взаимодействовать с аспирантами из-за разницы в возрасте и статуса, однако с поддержкой кураторского состава я смог преодолеть эту неловкость.
Вообще, такая работа очень развивает soft skills. Надо было много общаться, контролировать и находить компромиссы. Мои знания как нейролингвиста мне однозначно пригодились, а на лекциях у Марии Викторовны Худяковой получилось их еще и углубить. Также мои редакторские навыки явно улучшились. И я осуществил свою давнюю мечту: встретился с моим любимым изданием «Изборник», за которыми следил практически с его основания
Но самым большим результатом Ратмир считает само знакомство с «Летней школой» и ее участниками, видит в этом перспективы для будущей работы и вдохновение для новых проектов.