«Нас объединяет невыгораемый интерес к профессии»
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ подведены итоги работы академических руководителей и заведующих кафедрами в 2023/2024 учебном году по ключевым показателям эффективности. О вызовах, стоящих перед кампусом, и атмосфере творческого поиска коллеги рассказали службе портала.
Стали известны итоги работы Комиссии по оценке ключевых показателей эффективности академических руководителей, заведующих кафедрами и руководителей департаментов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород за 2023/2024 учебный год. В критерии оценки традиционно вошли инвариантные и вариативные показатели качества образования, аналитики, экспертизы, научно-публикационной активности преподавателей и доходности кампуса.
Мария Штефан, заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по финансам, аналитике и организационному развитию
В прошлом году в кампусе сократилось число показателей эффективности деятельности академических руководителей. Мне кажется, что мы смогли через развитие системы оценки КПЭ правильно расставить приоритеты для образовательных программ: качество приема, рост числа иностранных студентов, высокий уровень студенческой оценки преподавания, вовлеченность студентов в научную и проектную работу.
Так, критерии оценивания академических руководителей образовательных программ включали количественные показатели платных и иностранных студентов, показатель СОП за 2 года, а также число студентов, имеющих особые права или иные привилегии при зачислении по результатам олимпиад.
По решению Комиссии академическим руководителям образовательных программ бакалавриата – лидерам балльного зачета – присвоено единое 1 место:
- Мария Гельфонд («Филология»)
- Маргарита Климова («Фундаментальная и прикладная лингвистика»)
- Людмила Леонова («Международный бакалавриат по бизнесу и экономике»)
- Борис Улитин («Компьютерные науки и технологии»)
Мария Гельфонд, академический руководитель образовательной программы «Филология»
Прежде всего, любая победа – это победа команды. Мы осознаем любимое дело как общее и в то же время очень важное для себя лично. Мы находимся в постоянном развитии: очень важно знать, что происходит в науке и образовании, и ориентироваться на лучшие образцы. Мы уверены, что самый ценный ресурс – это человеческий капитал, и признаем ценность каждого преподавателя, студента, абитуриента, выпускника, работодателя. И мне кажется, все мы совершенно не думаем о показателях, но очень много думаем о деле, и, видимо, это приносит свои плоды.
Маргарита Климова, академический руководитель образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Мне повезло работать над достижением этой цели вместе с коллегами, открытыми современной междисциплинарной лингвистике, увлеченными не только преподаванием, но и научным руководством. Образовательная программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» привлекает разносторонне развитых абитуриентов, и я как академический руководитель считаю важным обеспечить высокий уровень преподавания как лингвистических, так и математических, а также компьютерных дисциплин.
Борис Улитин, академический руководитель образовательной программы «Компьютерные науки и технологии»
На мой взгляд, основной задачей академического руководителя является создание единой коммуникативной среды, в которой есть возможность учесть позицию всех участников учебного процесса: студентов, преподавателей и учебного офиса. Это позволяет реализовать по-настоящему сбалансированную программу, насыщенную как учебными мероприятиями, так и внеучебными активностями.
Среди академических руководителей образовательных программ магистратуры места по ключевым показателям распределились следующим образом:
1 место – Екатерина Сучкова («Финансы»)
2 место – Эдита Меркулова («Прикладная лингвистика и текстовая аналитика»)
3 место – Людмила Леонова, соруководитель – Елена Тарунина («Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»)
Екатерина Сучкова, академический руководитель магистерской программы «Финансы»
Ежегодно мы с коллегами обсуждаем содержание программы, адаптируя ее к изменяющимся условиям и требованиям рынка, и в прошлом году программа претерпела значительные изменения. Мы открыли англоязычный трек, и на нашу программу пришли иностранные студенты. Для нас это серьезный вызов и определённая точка роста.
Для себя лично как академического руководителя мне кажется очень ценным отношение к программе её выпускников – они принимают участие во многих наших профессиональных дискуссиях, мероприятиях для абитуриентов, а также нередко подчёркивают огромный вклад программы «Финансы» в свои профессиональные достижения.
Эдита Меркулова, академический руководитель магистерской программы «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика»
Развивая программу, мы непрерывно примеряем себя к требованиям рынка, проверяя выбранные концепции. Наиболее важной составляющей я считаю наличие у нас сложившейся команды профессионалов-единомышленников, представляющих современные направления лингвистического знания, различные аспекты текстовой аналитики, а также включающей в себя представителей предприятий – партнёров, которые учат наших студентов применять приобретённые компетенции на практике. Коллеги сохраняют неизменную лояльность программе, щедро делясь своими знаниями и идеями со студентами, поддерживая их исследовательскую инициативу, сохраняя при этом высокую планку требований к уровню академических достижений студентов.
Другой важной составляющей успеха являются наши мотивированные студенты, которыми мы также можем гордиться. Междисциплинарность и многовекторность программы позволяют нашим студентам реализовывать свои способности в разных сферах.
Людмила Леонова, академический руководитель магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»
При запуске программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» была проведена очень большая работа, чтобы выяснить компетенции, которые компании и работодатели ждут от бизнес-аналитиков. И, мне кажется, нам удалось сформировать такой учебный план для студентов, который с одной стороны отвечает задачам рынка труда, а с другой стороны дает возможность развития по широкому набору треков в профессии. Благодаря этому программа привлекает абитуриентов с разным бэкграундом: кто-то хочет большей специализации и углубления уже имеющихся профессиональных знаний, кто-то рассматривает программу как возможность сменить направление текущей деятельности.
Мне кажется, что одна из главных задач академического руководителя – создать такие условия, в которых процесс учебы приносит удовольствие, а каждый студент берет от магистратуры максимум. В магистратуре студенты уже часто имеют собственное видение своих целей, хотят решать в рамках учебы задачи со своего места работы, и мы всегда стараемся поддержать их в этом, быть открытыми к диалогу.
«Проект по выбору лучших академических руководителей образовательных программ, заведующих кафедрами, руководителей департаментов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на основе результатов оценки ключевых показателей эффективности (KПЭ) является значимым шагом для развития персонала, – считает Мария Гридина, начальник Отдела адаптации и развития персонала. – Он позволяет не только объективно оценить работу и выявить лидеров, но и создать систему стимулирования их профессионального роста. Кроме того, результаты оценки могут служить ориентиром для других работников, желающих стать более эффективными в своей деятельности».
Мария Гридина, начальник Отдела адаптации и развития персонала
Проект мотивирует к постоянному совершенствованию и достижению лучших результатов. Таким образом, реализация данного проекта имеет важное значение для кампуса, так как способствует созданию высококачественной образовательной среды, где каждый член коллектива может развиваться и реализовывать свой потенциал.
Эффективность заведующих кафедрами и руководителей департаментов оценивалась по таким показателям, как количество разработанных и реализованных программ ДПО и онлайн-курсов, количество защит диссертаций, а также количество научных работ студентов, выполненных под руководством НПР кафедры/департамента. Также в оценке учитывались показатели публикационной активности, количество инициированных и проведенных профильных мероприятий, показатели СОП преподавателей кафедры.
Мария Штефан
Если говорить про ориентиры для коллег, руководящих кафедрами и департаментами, то здесь важными задачами становится включенность преподавателей подразделений в реализацию грантов и прикладных научных проектов, создание новых программ ДПО, развитие методического и преподавательского мастерства коллег, способствующего росту качества реализуемых учебных дисциплин, кадровое развитие университета.
Места по итогам оценки ключевых показателей эффективности заведующих кафедрами и руководителей департаментов распределились следующим образом:
1 место – Леонид Большухин (Департамент литературы и межкультурной коммуникации)
2 место – Ирина Михеева (Кафедра конституционного и административного права)
3 место – Мария Штефан (Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита)
Леонид Большухин, профессор, руководитель департамента литературы и межкультурной коммуникации
Мы живем, пока движемся. Любая оценка, подведение итогов кажутся железнодорожной станцией, мелькнувшей в окне курьерского поезда. Долго на нее не посмотришь. Думаю, что именно это чувство – чувство постоянного движения вперед, где цели всегда важнее итогов, а будущее важнее прошлого, позволяет нам результативно работать. И такое отношение возможно лишь в одном случае: когда рядом коллеги, разделяющие с тобой понимание, что и как нужно делать. Мне просто повезло, и за это я благодарен Департаменту, что нас всех, несмотря на все различия, объединяет невыгораемый интерес к профессии, позволяющий проявить себя. В такой атмосфере самые сложные задачи меняют свой статус, превращаясь из прожектов в реальность. Надеюсь, что мы сможем создать свой научный журнал, расширить круг НИГов, а впоследствии создать лабораторию, сделать наши научные изыскания авторитетными настолько, чтобы могла сформироваться научная школа. Департамент может стать центром для реализации проектов, объединяющих академическую строгость знания с просветительской привлекательностью.
Ирина Михеева, профессор, заведующий кафедрой конституционного и административного права
Ценность руководителя – в тех людях, которые работают с ним, в умении быть одной командой. Важной целью видится создание условий и стимулов для совместного творчества.
На сегодняшний день задачи кафедры касаются как научного продвижения результатов исследований в различных сферах публичного права (государственного управления, в том числе с использованием цифровых технологий и механизмов ИИ; административного, таможенного, финансового и миграционного областей права), так и трансформации наших достижений в обучение студентов и приобщение их к будущей профессии через призму теоретических знаний. Ежегодно члены кафедры участвуют в научных и образовательных проектах, становятся лучшими преподавателями по оценке СОП.
В то же время организованное, и усилиями кафедры в том числе, дополнительное профессиональное образование позволяет популяризировать теоретические знания в приложении к практическим задачам юриспруденции.
Древнекитайскому философу Лао Цзы приписывают такие слова: «Чтобы вести людей, надо идти с ними рядом». Думаю, команда надежных людей, коллектив, способный поддерживать мои начинания, – главная цель и достижение моей работы как руководителя кафедры.