• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Внеучебка – это песочница для воплощения любых идей при отсутствии рисков»

Студент 4 курса НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Максим Тенихин не просто изучает теоретические основы предпринимательства в рамках программы «Управление бизнесом», но и с сентября 2024 реально управляет своим предпринимательским проектом. Его агентство symbl занимается созданием минималистичных видео с использованием компьютерной графики. О том, какие навыки, полученные в процессе учебы и активной внеучебной деятельности, позволили ему открыть своё дело, Максим рассказал в интервью службе портала.

«Внеучебка – это песочница для воплощения любых идей при отсутствии рисков»

© фото Полины Голубевой

– Максим, почему вы выбрали программу «Управление бизнесом» в нижегородской Вышке, что повлияло на ваш выбор?

– Прислушался к интуиции. Меня тянуло к творчеству для людей, на тот момент я ощущал, что хочу созидать и делать что-то полезное для других. Ну и еще я не хотел учить обществознание для поступления.

А на этой программе как раз можно было овладеть навыками, необходимыми для создания собственного бизнеса. Мне каждый раз везло: курсы, которые предоставлялись для выбора, всегда выпадали в нужный период жизни и отлично дополняли паззл моего кругозора. Какое-то время назад для меня была актуальна тема переговоров, и примерно в то же время, выбирая дисциплины, я наткнулся на «Деловые переговоры». Когда я хотел освежить математику в памяти, то выбрал «Теорию игр». Желая изучить что-то, с чем прежде не сталкивался, я открыл для себя «Государственные закупки». Иногда нужные курсы сами меня находили, так произошло с «Цифровой трансформацией бизнеса и новыми бизнес-моделями», благодаря которому я открыл для себя новый ракурс и «сверил» свои взгляды с реальным положением вещей в предпринимательстве.

– Как вы получали практический опыт в процессе учебы?

– Проекты и курсовые работы – основные источники практических знаний. Может показаться, что нас «бросают в воду», когда погружают в проектную работу, но этот аспект, наверное, самый «практический» из всех. Нас учат находить решения, задавать вопросы, смиряться с дедлайнами и выстраивать продуктивные взаимоотношения. Конкретно у меня это сложилось так, что с дедлайнами первое время приходилось смиряться в очень экстремальной форме. Думаю, это была привычка со школьных времен, но сейчас, благодаря опыту выполнения многих работ, установка на прокрастинацию исправлена.

Чем вы занимались во внеучебке, и как это сочеталось с учебой?

– Во внеучебке я почти с первых дней занимался созданием медиаконтента. Меньшую часть карьеры заняли тексты, после чего я открыл для себя сферу видео: опять же, по счастливой случайности, прошел курс «Техзавода» по съемке и монтажу и ощутил что-то, чего прежде не доводилось. Очень вовлекся, дорос до собственного отдела организации съемок в FINCLUB (организовал по связям с главой клуба), который мы называем «Шоу-отдел», параллельно занимался похожей деятельностью в Вышке-TV, а также пробовал себя в роли ведущего мероприятий в HSE EVENT. Со временем эта картина менялась, я расширял рамки отдела, занимаясь не только съемками, но и обучением команды, постепенно привносил в деятельность компьютерную графику и моушн-дизайн.

С учебной деятельностью всё это сочеталось, но в небольших масштабах: порой в проектах, над которыми мы работали в ходе учёбы, я организовывал съемки и иногда брал на себя ответственность презентовать результаты работы. Я благодарен своим друзьям за это, так как именно от них почерпнул энтузиазм и, в результате, смог лучше понять самого себя.

Чем занимается ваше агентство, как давно оно существует?

– Наше агентство занимается созданием минималистичных видео с использованием компьютерной графики, с целью максимально ясно рассказать любые истории заказчика. Существует этот бизнес, в зависимости от точки отсчета, либо с апреля, либо с сентября. Полгода назад начался этап «вынашивания» этой идеи и перехода от мыслей к действиям, я принял ключевое решение заняться бизнесом и достойно встретить возникающие трудности. Обороты оно начало набирать приблизительно полтора месяца назад, когда я отбросил свой, как я выяснил, «слишком умный подход» с применением всяческих теорий и просто взялся за дело: начал заниматься продажами и наймом.

В будущем я вижу symbl, как что-то более масштабное, нежели просто агентство. Не буду раскрывать все карты, потому что некоторые еще не раскрыл даже для самого себя, но я точно пойду дальше, чем «просто известная студия, к которой все обращаются». Где-то вдалеке мне видится голубой океан, который я пока не могу выразить словами.

Какие бизнес-задачи вы сейчас решаете как руководитель?

– Прямо сейчас я параллельно выполняю несколько стратегически важных задач: ищу рынок для захвата, веду переговоры с потенциальными заказчиками, организую цифровую рабочую среду и расширяю штат. Недавно завершили создание сайта. Сейчас актуальные и критически важные процессы – это формирование портфолио и стандартизация работы.

Какие качества вы «прокачали» во внеучебке? И какой набор hard и soft skills, полученный в Вышке, позволил вам открыть свой бизнес?

– В действительности, во внеучебке я научился внушительному списку скиллов, которые приносят пользу уже сейчас и пригодятся в течение всей жизни. Конечно же, съемка, монтаж, 2D и 3D моушн-дизайн, организационные навыки: управление творческой командой, постановка съемок, разработка сценария, составление смет, ведение переговоров, планирование, разрешение конфликтов. Также удалось раскрыть свой потенциал в проведении презентаций. Уникальность внеучебки в том, что весь опыт – практический и часто отражающий материалы учебных дисциплин. Это буквально песочница для воплощения любых идей при отсутствии рисков, ведь на кону нет денег!

А если говорить о том, какие навыки помогли мне как бизнесмену, скажу, как чувствую: навыки переговоров, командной работы, управления, бухгалтерского учета, анализа проектов, дизайн-мышление. Дополнительно упомяну про неочевидные скиллы, которые и не hard, и не soft: вера в невозможное, открытость и простодушие, принятие вызовов, доверие.

– Что нужно, чтобы начать свой бизнес и вести его к успешному развитию?

– По собственным этическим соображениям я не готов взять на себя ответственность рекомендовать читателю «успешный успех», но поделюсь принципиальными вещами, которые считаю действительно важными. Это, все же, только мое мнение:

  • Имеет смысл делать, стремясь принести пользу обществу, причем делать это нужно было уже вчера.
  • Страхи – это проявления психики, поэтому признать их – уже половина работы по их искоренению. 
  • Круг общения, в котором бизнес – это стиль жизни. Это друзья, наставник, книги, видео, фильмы, да даже аниме.
  • Полезная цитата: Рейд Хоффман (сооснователь одной зарубежной соц.сети для поиска деловых контактов) сказал: «Если вам не мучительно стыдно за первую версию своего продукта — значит, вы вышли на рынок слишком поздно».
  • Стремление искренне понять людей.
  • Прислушиваться к себе: эмоции, усталость, энтузиазм – важные сигналы интуиции.
  • Навык понаблюдать за самим собой со стороны может привести к неожиданным открытиям.
  • С уверенностью встречать вызовы и неудачи.

– Будете ли вы продолжать учебу или полученных знаний оказалось достаточно?

– Учебу я однозначно буду продолжать, потому что в целом люблю учиться. Я вижу это как поддержку для тонуса мозга, как долгосрочный вклад в самого себя, и как следствие, – в бизнес.