Азарт исследователя: от песен о 1990-х – к диссертации
Александра Кузнецова, студентка магистерской программы «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий», выступила с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века». «Александра не побоялась включиться в абсолютную научную авантюру, ставшую своего рода инициацией нашей студентки как филолога», – отметила научный руководитель Оксана Замятина, старший преподаватель факультета гуманитарных наук.
В конференции, которая прошла в Екатеринбурге на базе Музея первого президента России Б.Н. Ельцина, от НИУ ВШЭ – Нижний Новгород в онлайн-формате также принимали участие бакалавры-филологи, чьи доклады были посвящены роману «Generation „П“» Виктора Пелевина и творчеству поэта Бориса Рыжего.
Александра Кузнецова рассказала службе портала, что её доклад был посвящен стихотворению малоизвестного московского поэта Владимира Никритина. Ей пришлось проделать большую работу по поиску биографической информации об авторе и интерпретации его творческого наследия, о котором почти нет литературной критики.
– Александра, почему вы заинтересовались творчеством Никритина?
– На творчество Никритина я наткнулась практически случайно. Когда пришло информационное письмо о конференции, я только раздумывала насчет тем, с которыми хочу работать: знала только, что это будет что-то из области современной русскоязычной поэзии. Первой мыслью было собрать несколько текстов песен 2010-х, так или иначе осмысляющих девяностые, и провести сравнительное исследование. Я обратилась к текстам песен, которые уже знаю, и с удивлением обнаружила, что в основе трека «Девяностые» группы «Шкловский» лежит переделанный текст какого-то чужого стихотворения. А дальше сыграл исследовательский азарт: так в итоге получилось, что я обнаружила произведения Владимира Никритина и литературное объединение «Фронт Радикального Искусства» (Ф.Р.И.), в которое он входил.
Ф.Р.И. занимались звуковой поэзией, и тексты их сборников существуют чаще не в печатном виде, а в формате музыкальных альбомов с записями мелодекламаций. Так получилось, что благодаря любимой песне я нашла совершенно неожиданную, неизведанную и очень интересную тему для курсовой работы и, вероятно, в дальнейшем – диссертации.
– Что было самым сложным в вашем исследовании? В чем его инновационность?
– Конференция положила начало цепочке исследований литературного объединения, которое еще не было объектом научной рефлексии. С одной стороны, это невероятно интересно, а с другой – страшно: получается, мы первые будем выносить какие-либо суждения о творчестве Ф.Р.И. в профессиональном поле. Кроме того, придется самостоятельно разрабатывать методологию работы с неотрефлексированными текстами, а это всегда даётся тяжело. Насколько я поняла, Владимир Никритин – довольно закрытый поэт: доступ к его блогу в Живом Журнале заблокирован, профили на профессиональных сайтах удалены, в соцсетях его не существует. Публикации очень скудны: у нас в распоряжении есть два выпуска журналов с его стихотворениями и прозой, есть упоминания еще о двух книгах – но самих книг пока нет. Что касается Ф.Р.И., здесь сложности добавляет аудиальное бытование текстов – приходится кропотливо искать печатные версии стихотворений, которые, к тому же, в основном существуют в виде интернет-публикаций, а не в составе авторитетных изданий.
– Почему для студента важно принимать участие в научных конференциях?
– На мой взгляд, главное в подобных конференциях – это встреча людей, профессионально заинтересованных примерно одной темой. Даже если ваши взгляды на проблему совсем не сходятся, возможность обсудить свои наработки без долгого предварительного введения собеседника в курс дела – вещь настолько же приятная, насколько и необходимая. Кроме того, я сама очень стеснительная и побаиваюсь публичных выступлений, так что конференция для меня – отличная возможность отработать навыки риторики. А еще новые мысли часто приходят в диалоге. Так, чужие доклады на тему, которой вы тоже занимаетесь, помогут взглянуть на нее под другим углом, а презентации исследований в незнакомых вам областях могут неожиданно подсказать, чего именно не хватает вашей собственной работе. Научно-практические конференции – хорошая площадка для того, чтобы представить наработки, которые хочется реализовать, но они по тем или иным причинам не вписались в учебные работы. И дополнительный бонус конференций, которые проходят в других городах – возможность попутешествовать не праздно, но осмысленно!
Оксана Замятина, старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации
Для Александры Кузнецовой это первый опыт участия в конференции такого масштаба и статуса. Замечательно, что она абсолютно бесстрашно взялась за тему весьма проблемную, осложненную маргинальным статусом автора, текст которого стал предметом её исследовательского внимания. Тут важно осознавать, что в какой-то момент стало понятно, что помимо проявления сугубо филологических знаний, от Александры потребуются большие усилия, связанные с поиском биографических данных об авторе, о котором известно настолько ничтожно мало, что возникает мысль о фейковости персоны; восстановление контекстов, связанных с источником публикации рассматриваемого в докладе текста; реконструкция гипотетического круга единомышленников поэта и пр.
При этом доклад – это интерпретация текста неустоявшегося статуса – про него нет никаких критических замечаний или научных откликов – и эта интерпретация была сделана на довольно высоком профессиональном уровне. Это тем более ценно, что Александра закончила бакалавриат по программе «Культурология», и сейчас осваивает новый для себя профессиональный язык. И делает это, к слову сказать, весьма успешно!