Городские олимпиады: нестандартные решения на базе прочных школьных знаний
В нижегородской Вышке завершается сезон городских олимпиад для школьников, которые НИУ ВШЭ – Нижний Новгород ежегодно проводит в партнерстве с Департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода. Участниками олимпиад по математике, обществознанию, праву, литературе, экономике и истории стали более 1000 учеников 7 – 11 классов образовательных учреждений Нижнего Новгорода и области.
Городские олимпиады – это возможность познакомиться с преподавателями нижегородского кампуса НИУ ВШЭ, испытать свои силы в интеллектуальных соревнованиях и шанс заработать дополнительные баллы, которые помогут приблизиться к поступлению в нижегородскую Вышку. В 2024 году в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород среди зачисленных студентов разных образовательных программ было 32 призера и победителя городских олимпиад.
Но есть и другие отличительные особенности, которые мотивируют школьников из года в год принимать участие в городских олимпиадах.
Например, уровень сложности и комплексности заданий, который высоко оценили педагоги и участники олимпиады этого года. Успешное решение требовало от школьников не только обширных знаний, но и развитых навыков системного и критического мышления, тайм-менеджмента и аналитических способностей. Это именно те надпрофессиональные компетенции, которые пригодятся и в учебе в вузе, и в карьере, и в обычной жизни.
Чему еще учится школьник, участвуя в олимпиадах:
- умению четко формулировать свои мысли;
- уверенности в выражении своей точки зрения;
- аргументации ответов с опорой на факты;
- планированию и целеполаганию.
Олимпиадные задания направлены, в первую очередь, не на проверку предметных знаний, а на умение мыслить нестандартно и находить ответы в смежных дисциплинах. При таком формате заданий подготовка к ним предполагает не формальное заучивание фактов, а расширение кругозора и повышение эрудиции.
Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород
Поиск успешного решения олимпиадных заданий в городских олимпиадах школьников не ограничивается рамками одного предмета. Подразумевается, что участник готов сделать общий анализ, провести аналогии между понятиями и явлениями разных областей знаний и тогда найти действительно интересное решение.
Многие школьники начинают участвовать в олимпиадах в 8–9 классах и продолжают это делать ежегодно до 11 класса, демонстрируя прогресс в результатах. Это говорит о стойкой мотивации и готовности принимать новые вызовы, ведь задания олимпиад ежегодно уникальны, и к ним нельзя подготовиться заранее.
Мария Люкшина, ученица 10 класса, МБОУ «Лицей №165», победитель олимпиад по обществознанию и праву
В городских олимпиадах я начала участвовать с 8 класса, занимая призовые места по праву и обществознанию, на что меня сподвиг учитель обществознания, а также пример старших ребят, ежегодно пишущих различные олимпиады и побеждающих в них.
Новый формат заданий по обществознанию меня очень заинтересовал, поскольку от ученика требовалось не только наличие каких-то знаний, но и умений рассуждать, анализировать текст, что является важным навыком любого олимпиадника. Помимо этого, предложенный для решения отрывок был максимально интересен сам по себе, открывая горизонты знаний о культурах различных народов. Самым интересным было задание про функции карнавала в Бразилии, потому что было интересно узнать о его большом влиянии и значении для общества этой страны
В основном, моя подготовка сосредотачивается на праве, которым я занимаюсь по общедоступным учебникам и MeinKurs, а упражнения по обществознанию ограничиваются профильными школьными уроками, а также олимпиадными занятиями от «Веги» в нашем Лицее. Победить мне помогли усердные занятия и вера в свои сил.
Анастасия Березина, ученица 10 класса, МАОУ «Гимназия №184», победитель олимпиады по литературе
Я участвую в городской олимпиаде по литературе от НИУ ВШЭ второй раз, в первый раз я писала олимпиаду в 9 классе и была просто участником. Оба раза я получила от этого мероприятия только положительные впечатления: нестандартные и интересные задания, куча вдохновения и обсуждения своих ответов с друзьями. Первое моё участие в олимпиаде было инициативой учителя литературы, а в этом году я сама решила, что буду писать её снова.
Только одно задание показалась мне по-настоящему сложным: как только я увидела, что оно связано с поэзией Иосифа Бродского, я сильно испугалась, ведь я плохо разбираюсь в поэтах XX века. Остальные задания не были слишком сложными, но зато оказались безумно интересными — я быстро «поймала» вдохновение, а дальше дело было за малым. Больше всего мне понравилось задание, в котором нужно было придумать свой поэтический перевод английского стихотворения. Запомнилось и задание «Смена ракурса», где нужно было угадать литературную историю, если она рассказана от лица второстепенного персонажа, животного или даже предмета. Оно было моим любимым в прошлом году, и в этот раз мне тоже понравилось. Всегда интересно наблюдать за новым прочтением давно знакомых произведений.
Главное — это по-настоящему заинтересоваться заданием, получить удовольствие от написания своей работы. Для того, чтобы работа дала хороший результат, нужно любить литературу и увлекаться ей не только как предметом для сдачи ЕГЭ, например, но и как искусством в целом. Сама я к олимпиаде не слишком готовилась — мне помог опыт в написании сочинений и вдохновение. До этого я сдавала ОГЭ по литературе — именно он научил меня быстрее формулировать свои мысли. Перед олимпиадой я просмотрела задания прошлых лет и вспомнила сюжеты произведений русской классики
Семен Шмидт, ученик 11 класса, МАОУ «Лицей №38»
Я начал участвовать в городской олимпиаде по математике в 7-8 классе. Всегда выступал достаточно хорошо. Раньше я участвовал в городской олимпиаде, чтобы посоревноваться с другими сильными ребятами из Нижнего Новгорода. Сейчас, когда все разъехались, я участвовал, потому что мне было интересно, какие задания приготовят в этом году.
Математикой и олимпиадной математикой я занимаюсь очень давно, примерно с 5 класса, и за это время много чего достиг. У меня есть огромный опыт участия в различных олимпиадах, поэтому задачи не вызвали больших трудностей. Единственное задание, которое было для меня сложным и одновременно интересным: Докажите, что длина гипотенузы вписанного в параболу y=x 2 прямоугольного треугольника будет не меньше 2. В нем нужно было аккуратно записать условие и понять, как им воспользоваться, а еще нужно было подумать, чем можно пренебречь в задаче, а чем нельзя, иначе можно было сильно запутаться.
По поводу подготовки к олимпиадам не могу дать какой-то совет, просто, если мне скучно или нечего делать, я нахожу и решаю какую-нибудь интересную задачку. Хорошо, что таких задач в олимпиадной математике очень много
Авторами заданий выступают преподаватели нижегородской Вышки и приглашённые эксперты. Формальные критерии к заданиям не закреплены документально, но есть общий посыл — они не должны проверять знания школьной программы и ответы на них нельзя найти в интернете. Они должны побуждать к поиску собственного решения, по сути это кейсы в широком смысле слова, связанные с той или иной предметной областью.
Мария Гельфонд, академический руководитель программы «Филология», составитель заданий олимпиады по литературе
Несколько лет назад, когда разрабатывали городскую олимпиаду по литературе, мы предложили нестандартный ход: наши школьники решают по литературе задачи. Это может показаться странным, но литературовед в своей обычной жизни действительно довольно часто сталкивается с решением разного рода задач. Мы пытаемся их каким-то образом адаптировать и предлагать нашим участникам. Я обычно желаю всем участникам, во-первых, сохранять творческое настроение и бодрость духа, она понадобится, у нас 5 непростых заданий, а во-вторых, не расстраиваться даже в том случае, если вы не победите в этой олимпиаде. Есть много других олимпиад, и какая-нибудь обязательно будет вашей.
Станислав Дудкин, приглашенный преподаватель факультета гуманитарных наук, составитель заданий олимпиады по истории
История как наука — предмет живой, развивающийся и постоянно обогащающийся новыми фактами, методами исследований, видами источников, иногда совершенно неожиданных. В то же время задача истории, как и любой науки, — сбор данных, их изучение и популяризация для всех интересующихся. Все эти направления мы постарались представить в заданиях олимпиады. Здесь вы увидите и вопросы на знание фактов биографии известных акторов отечественной истории — политиков, учёных, писателей; на умение работать с историческими документами; на умение оперировать знаниями истории в собственной творческой работе; и на умение представлять результаты своей работы широкой публике в наглядном виде — в виде музейной исторической экспозиции. Участие в олимпиаде не всегда приносит победу, но всегда дарит бесценный опыт.
Татьяна Николаева, старший преподаватель факультета экономики, составитель заданий олимпиады по экономике
Очень рады видеть на олимпиаде серьёзных и мотивированных школьников! У многих в школе нет экономики, но они осваивают ее самостоятельно, тем самым закладывая фундамент для своего дальнейшего образования и карьеры. Надеемся, что не только победа, но и само участие в олимпиаде станет для ребят стимулом к дальнейшему развитию!
Михаил Кулемин, учитель истории лицея №165 им. 65-летия «ГАЗ», выпускник магистратуры «Управление образованием» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Городские олимпиады — это достаточно традиционное соревнование, которое уже не одно десятилетие существует в системе образования Нижегородской области. Это то, к чему привыкли, это то, чего и дети, и учителя ждут. Но при этом городские олимпиады достаточно нестандартны, если сравнивать с другими многочисленными олимпиадами.
Это, прежде всего, нестандартность и креативность заданий. Каждый год формат и содержание заданий меняется. Поэтому к ним тяжело подготовиться, невозможно на них «натаскать». Таким образом, эта олимпиада выравнивает участников в плане стартовых возможностей.
Олимпиада — это средство диагностики уровня ученика и средство мотивации ученика к какому-то дальнейшему поиску. Но это ни в коем случае не контрольная работа. Поэтому, задания олимпиад должны быть интересными, сложными и соответствовать возрасту и уровню обучающихся. А при подготовке к ним важно не только качественное прохождение школьной программы, но и выработка навыков нестандартного мышления, потому что олимпиада — это некий творческий поиск, это умение анализировать и умение предлагать несколько вариантов решения одной и той же ситуации, но на базе прочных школьных знаний
Что касается преференций, которые получают победители и призеры городских олимпиад, — это дополнительные 6 баллов при поступлении в НИУ ВШЭ и дополнительные баллы при поступлении в другие вузы.
Правила приема в 2025 году в Высшую школу экономики будут опубликованы до 20 января 2025 года. Следите за обновлением перечня индивидуальных достижений для поступающих на программы бакалавриата НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
Однако, это не единственная мотивация для участия. Школьники, которые регулярно участвуют в олимпиадах нижегородской Вышки, отмечают важность попадания в особую интеллектуальную среду и академическую атмосферу, которая помогает им совершенствоваться, интеллектуально расти и находить новых друзей и единомышленников.
Ирина Точилова, консультант отдела общего образования департамента образования администрации города Нижнего Новгорода
Ежегодно количество участников городских олимпиад остаётся стабильно высоким. Городские олимпиады — для кого-то это возможность проверить свои знания и познакомиться с вузом, а для кого-то возможность заработать дополнительные баллы для поступления в него. Считаю, что, участвуя в городской олимпиаде, каждый ученик только приобретает: знания, друзей, опыт!
Торжественное награждение победителей и призеров городских олимпиад состоится весной 2025 года.