• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Городские олимпиады: нестандартные решения на базе прочных школьных знаний

В нижегородской Вышке завершается сезон городских олимпиад для школьников, которые НИУ ВШЭ – Нижний Новгород ежегодно проводит в партнерстве с Департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода. Участниками олимпиад по математике, обществознанию, праву, литературе, экономике и истории стали более 1000 учеников 7 – 11 классов образовательных учреждений Нижнего Новгорода и области.

Городские олимпиады: нестандартные решения на базе прочных школьных знаний

© пресс-служба НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Городские олимпиады – это возможность познакомиться с преподавателями нижегородского кампуса НИУ ВШЭ, испытать свои силы в интеллектуальных соревнованиях и шанс заработать дополнительные баллы, которые помогут приблизиться к поступлению в нижегородскую Вышку. В 2024 году в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород среди зачисленных студентов разных образовательных программ было 32 призера и победителя городских олимпиад.

Но есть и другие отличительные особенности, которые мотивируют школьников из года в год принимать участие в городских олимпиадах.

Например, уровень сложности и комплексности заданий, который высоко оценили педагоги и участники олимпиады этого года. Успешное решение требовало от школьников не только обширных знаний, но и развитых навыков системного и критического мышления, тайм-менеджмента и аналитических способностей. Это именно те надпрофессиональные компетенции, которые пригодятся и в учебе в вузе, и в карьере, и в обычной жизни.

Чему еще учится школьник, участвуя в олимпиадах:

  • умению четко формулировать свои мысли;
  • уверенности в выражении своей точки зрения;
  • аргументации ответов с опорой на факты;
  • планированию и целеполаганию.

Олимпиадные задания направлены, в первую очередь, не на проверку предметных знаний, а на умение мыслить нестандартно и находить ответы в смежных дисциплинах. При таком формате заданий подготовка к ним предполагает не формальное заучивание фактов, а расширение кругозора и повышение эрудиции.

Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Мельникова Ольга Владимировна

Поиск успешного решения олимпиадных заданий в городских олимпиадах школьников не ограничивается рамками одного предмета. Подразумевается, что участник готов сделать общий анализ, провести аналогии между понятиями и явлениями разных областей знаний и тогда найти действительно интересное решение.

Многие школьники начинают участвовать в олимпиадах в 8–9 классах и продолжают это делать ежегодно до 11 класса, демонстрируя прогресс в результатах. Это говорит о стойкой мотивации и готовности принимать новые вызовы, ведь задания олимпиад ежегодно уникальны, и к ним нельзя подготовиться заранее.

Мария Люкшина, ученица 10 класса, МБОУ «Лицей №165», победитель олимпиад по обществознанию и праву

Мария Люкшина, ученица 10 класса, МБОУ «Лицей №165», победитель олимпиад по обществознанию и праву

В городских олимпиадах я начала участвовать с 8 класса, занимая призовые места по праву и обществознанию, на что меня сподвиг учитель обществознания, а также пример старших ребят, ежегодно пишущих различные олимпиады и побеждающих в них.

Новый формат заданий по обществознанию меня очень заинтересовал, поскольку от ученика требовалось не только наличие каких-то знаний, но и умений рассуждать, анализировать текст, что является важным навыком любого олимпиадника. Помимо этого, предложенный для решения отрывок был максимально интересен сам по себе, открывая горизонты знаний о культурах различных народов. Самым интересным было задание про функции карнавала в Бразилии, потому что было интересно узнать о его большом влиянии и значении для общества этой страны

В основном, моя подготовка сосредотачивается на праве, которым я занимаюсь по общедоступным учебникам и MeinKurs, а упражнения по обществознанию ограничиваются профильными школьными уроками, а также олимпиадными занятиями от «Веги» в нашем Лицее. Победить мне помогли усердные занятия и вера в свои сил.

Анастасия Березина, ученица 10 класса, МАОУ «Гимназия №184», победитель олимпиады по литературе

Анастасия Березина, ученица 10 класса, МАОУ «Гимназия №184», победитель олимпиады по литературе

Я участвую в городской олимпиаде по литературе от НИУ ВШЭ второй раз, в первый раз я писала олимпиаду в 9 классе и была просто участником. Оба раза я получила от этого мероприятия только положительные впечатления: нестандартные и интересные задания, куча вдохновения и обсуждения своих ответов с друзьями. Первое моё участие в олимпиаде было инициативой учителя литературы, а в этом году я сама решила, что буду писать её снова.

Только одно задание показалась мне по-настоящему сложным: как только я увидела, что оно связано с поэзией Иосифа Бродского, я сильно испугалась, ведь я плохо разбираюсь в поэтах XX века. Остальные задания не были слишком сложными, но зато оказались безумно интересными — я быстро «поймала» вдохновение, а дальше дело было за малым. Больше всего мне понравилось задание, в котором нужно было придумать свой поэтический перевод английского стихотворения. Запомнилось и задание «Смена ракурса», где нужно было угадать литературную историю, если она рассказана от лица второстепенного персонажа, животного или даже предмета. Оно было моим любимым в прошлом году, и в этот раз мне тоже понравилось. Всегда интересно наблюдать за новым прочтением давно знакомых произведений.

Главное — это по-настоящему заинтересоваться заданием, получить удовольствие от написания своей работы. Для того, чтобы работа дала хороший результат, нужно любить литературу и увлекаться ей не только как предметом для сдачи ЕГЭ, например, но и как искусством в целом. Сама я к олимпиаде не слишком готовилась — мне помог опыт в написании сочинений и вдохновение. До этого я сдавала ОГЭ по литературе — именно он научил меня быстрее формулировать свои мысли. Перед олимпиадой я просмотрела задания прошлых лет и вспомнила сюжеты произведений русской классики

Семен Шмидт, ученик 11 класса, МАОУ «Лицей №38»

Семен Шмидт, ученик 11 класса, МАОУ «Лицей №38»

Я начал участвовать в городской олимпиаде по математике в 7-8 классе. Всегда выступал достаточно хорошо. Раньше я участвовал в городской олимпиаде, чтобы посоревноваться с другими сильными ребятами из Нижнего Новгорода. Сейчас, когда все разъехались, я участвовал, потому что мне было интересно, какие задания приготовят в этом году.

Математикой и олимпиадной математикой я занимаюсь очень давно, примерно с 5 класса, и за это время много чего достиг. У меня есть огромный опыт участия в различных олимпиадах, поэтому задачи не вызвали больших трудностей. Единственное задание, которое было для меня сложным и одновременно интересным: Докажите, что длина гипотенузы вписанного в параболу y=x 2 прямоугольного треугольника будет не меньше 2. В нем нужно было аккуратно записать условие и понять, как им воспользоваться, а еще нужно было подумать, чем можно пренебречь в задаче, а чем нельзя, иначе можно было сильно запутаться.

По поводу подготовки к олимпиадам не могу дать какой-то совет, просто, если мне скучно или нечего делать, я нахожу и решаю какую-нибудь интересную задачку. Хорошо, что таких задач в олимпиадной математике очень много

Авторами заданий выступают преподаватели нижегородской Вышки и приглашённые эксперты. Формальные критерии к заданиям не закреплены документально, но есть общий посыл — они не должны проверять знания школьной программы и ответы на них нельзя найти в интернете. Они должны побуждать к поиску собственного решения, по сути это кейсы в широком смысле слова, связанные с той или иной предметной областью.

Мария Гельфонд, академический руководитель программы «Филология», составитель заданий олимпиады по литературе

Гельфонд Мария Марковна

Несколько лет назад, когда разрабатывали городскую олимпиаду по литературе, мы предложили нестандартный ход: наши школьники решают по литературе задачи. Это может показаться странным, но литературовед в своей обычной жизни действительно довольно часто сталкивается с решением разного рода задач. Мы пытаемся их каким-то образом адаптировать и предлагать нашим участникам. Я обычно желаю всем участникам, во-первых, сохранять творческое настроение и бодрость духа, она понадобится, у нас 5 непростых заданий, а во-вторых, не расстраиваться даже в том случае, если вы не победите в этой олимпиаде. Есть много других олимпиад, и какая-нибудь обязательно будет вашей.

Станислав Дудкин, приглашенный преподаватель факультета гуманитарных наук, составитель заданий олимпиады по истории

Станислав Дудкин, приглашенный преподаватель факультета гуманитарных наук, составитель заданий олимпиады по истории

История как наука — предмет живой, развивающийся и постоянно обогащающийся новыми фактами, методами исследований, видами источников, иногда совершенно неожиданных. В то же время задача истории, как и любой науки, — сбор данных, их изучение и популяризация для всех интересующихся. Все эти направления мы постарались представить в заданиях олимпиады. Здесь вы увидите и вопросы на знание фактов биографии известных акторов отечественной истории — политиков, учёных, писателей; на умение работать с историческими документами; на умение оперировать знаниями истории в собственной творческой работе; и на умение представлять результаты своей работы широкой публике в наглядном виде — в виде музейной исторической экспозиции. Участие в олимпиаде не всегда приносит победу, но всегда дарит бесценный опыт.

Татьяна Николаева, старший преподаватель факультета экономики, составитель заданий олимпиады по экономике

Николаева Татьяна Павловна

Очень рады видеть на олимпиаде серьёзных и мотивированных школьников! У многих в школе нет экономики, но они осваивают ее самостоятельно, тем самым закладывая фундамент для своего дальнейшего образования и карьеры. Надеемся, что не только победа, но и само участие в олимпиаде станет для ребят стимулом к дальнейшему развитию!

Михаил Кулемин, учитель истории лицея №165 им. 65-летия «ГАЗ», выпускник магистратуры «Управление образованием» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Михаил Кулемин, учитель истории лицея №165 им. 65-летия «ГАЗ», выпускник магистратуры «Управление образованием» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Городские олимпиады — это достаточно традиционное соревнование, которое уже не одно десятилетие существует в системе образования Нижегородской области. Это то, к чему привыкли, это то, чего и дети, и учителя ждут. Но при этом городские олимпиады достаточно нестандартны, если сравнивать с другими многочисленными олимпиадами.

Это, прежде всего, нестандартность и креативность заданий. Каждый год формат и содержание заданий меняется. Поэтому к ним тяжело подготовиться, невозможно на них «натаскать». Таким образом, эта олимпиада выравнивает участников в плане стартовых возможностей.

Олимпиада — это средство диагностики уровня ученика и средство мотивации ученика к какому-то дальнейшему поиску. Но это ни в коем случае не контрольная работа. Поэтому, задания олимпиад должны быть интересными, сложными и соответствовать возрасту и уровню обучающихся. А при подготовке к ним важно не только качественное прохождение школьной программы, но и выработка навыков нестандартного мышления, потому что олимпиада — это некий творческий поиск, это умение анализировать и умение предлагать несколько вариантов решения одной и той же ситуации, но на базе прочных школьных знаний

Что касается преференций, которые получают победители и призеры городских олимпиад, — это дополнительные 6 баллов при поступлении в НИУ ВШЭ и дополнительные баллы при поступлении в другие вузы.

Правила приема в 2025 году в Высшую школу экономики будут опубликованы до 20 января 2025 года. Следите за обновлением перечня индивидуальных достижений для поступающих на программы бакалавриата НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Однако, это не единственная мотивация для участия. Школьники, которые регулярно участвуют в олимпиадах нижегородской Вышки, отмечают важность попадания в особую интеллектуальную среду и академическую атмосферу, которая помогает им совершенствоваться, интеллектуально расти и находить новых друзей и единомышленников.

Ирина Точилова, консультант отдела общего образования департамента образования администрации города Нижнего Новгорода

Ирина Точилова, консультант отдела общего образования департамента образования администрации города Нижнего Новгорода

Ежегодно количество участников городских олимпиад остаётся стабильно высоким. Городские олимпиады — для кого-то это возможность проверить свои знания и познакомиться с вузом, а для кого-то возможность заработать дополнительные баллы для поступления в него. Считаю, что, участвуя в городской олимпиаде, каждый ученик только приобретает: знания, друзей, опыт!

Торжественное награждение победителей и призеров городских олимпиад состоится весной 2025 года.