Старинные монеты, ремесленная керамика и «мерч» для Красной армии: при строительстве нового корпуса НИУ ВШЭ найдены культурные артефакты
Строительство нового корпуса НИУ ВШЭ ведется в исторической части Нижнего Новгорода, следовательно, его сопровождает «спасательная археология». «Найти, исследовать и спасти», — так формулирует задачу археологов эксперт — кандидат исторических наук, PhD Игорь Владимирович Чечушков. О неожиданных находках и судьбе обнаруженных артефактов эксперт рассказал службе портала.
— Игорь Владимирович, расскажите, чем обусловлены археологические изыскания на месте строительства нового корпуса НИУ ВШЭ?
— Вся территория «верхней части» Нижнего Новгорода является памятником археологии. Здесь на протяжении долгого времени проживали люди, вели свою хозяйственную деятельность. Естественно, материальные остатки накапливались в почве и формировали то, что называется в археологии «культурным слоем». Этот слой может быть самым разнообразным — фундаменты зданий, хозяйственные ямы различного назначения — погреба, колодцы, могилы. Наша задача — найти и по возможности спасти культурный материал и историю города.
— Какие объекты удалось обнаружить?
— Мы выявили на участке несколько объектов разного времени. К сожалению, составить какую-то общую картину из них невозможно. Культурный слой в целом очень сильно разрушен застройкой XX века, поэтому удалось найти только его разновременные остатки — самый ранний материал датируется серединой XVIII века, а самый поздний — послереволюционным периодом ХХ века.
— Что входит в понятие «археологический материал»? Какие артефакты были обнаружены в результате раскопок?
— Археология занимается материальной культурой — это любые предметы быта, обихода, все, что человек создает своими руками, постройки, могилы и все, что их наполняет. Здесь было обнаружено несколько объектов — колодец, погреб и несколько хозяйственных ям неизвестного назначения. Все это сформировало культурный слой, где среди различных органических остатков можно найти предметы, наименее подверженные разрушению, — из стекла, металла.
Здесь, к примеру, найден орнаментированный фрагмент керамической посуды довольно крупного диаметра, который, по всей видимости, предназначался для хранения сыпучих продуктов. Это изделие, по виду довольно архаичное, было сделано на гончарном круге, обожжено в обычной печи на угле или на дровах, то есть, по всем признакам — это посуда ремесленного производства может датироваться XVIII—XIX веками.
Всего здесь было открыто три крупных объекта. Первое и самое раннее — это довольно крупная хозяйственная яма, в ней самый ранний материал — медная монета времен Елизаветы Петровны (1759 год). Но эта монета, скорее всего, попала туда случайно, и вряд ли она датирует саму яму, которая относится к более позднему времени, когда здесь находилась усадьба, принадлежавшая Елизавете Ивановне Крюковой, жене нижегородского губернатора Александра Семеновича Крюкова.
Второй объект — это колодец, его очертания были обнаружены на глубине 6 метров от поверхности. Вся его верхняя часть была разрушена, для исследования оказалась пригодна только придонная часть, где найден разновременный материал, самый ранний из которого относится к XIX веку.
И третий объект — частный погреб с двумя отдельными помещениями, это уже поздняя постройка, относится примерно к первой четверти XX века. Здесь найден довольно интересный материал — среди битой фарфоровой посуды (фарфор в 20-е годы выпускали только бывшие императорские фабрики) два фрагмента тонкостеннных чашек прекрасной работы с росписью в виде символики Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).
Для меня лично это очень любопытная находка - получается, что фабрика, которая производила посуду в имперское время, после революции сменила профиль и начала производить, выражаясь современным языком, «мерч» для РККА.
— Что ждет найденные объекты? Будут ли проводиться новые исследования?
— Еще с советских времен такого рода археология носила название «спасательной». Достать, задокументировать, провести фотофиксацию, составить чертежи и исследовать все найденное максимально подробно — в этом и заключается главная задача археологов. После этого строительство будет продолжено.