• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Текст как модель»: в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ состоялась конференция «Читающая школа», посвященная памяти Льва Любимова

«Читая «текст жизни», творческие люди переживают его, добавляют свои эмоции, и, преобразуя его в новые знания, выплескивают — художники на холст, музыканты на слушателя, учителя на учеников»: конференция «Читающая школа», посвященная памяти Льва Львовича Любимова - основателя нижегородского кампуса Высшей школы экономики, интеллектуала, который жил духовными интересами российского общества, открылась вернисажем художественной выставки и живым звучанием оперных арий.

Открытие конференции "Читающая школа"

Открытие конференции "Читающая школа"
© фото пресс-службы НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Льва Львовича отличали энциклопедические знания и невероятная эрудиция в самых разных областях знаний, науки и искусства. Он мог профессионально говорить об экономике, лингвистике и истории, музыке и поэзии, литературе и живописи.

Лев Львович Любимов - знаковая фигура в отечественном научном образовательном сообществе. Он считал, что выбрать свое предназначение, стать «существом мыслящим и наученным какой-то работе, способным не потеряться во все более усложняющемся современном мире» человека делает умение читать. Чтение, согласно концепции Льва Львовича, — это не процесс, а устойчивое, сложное коммуникативное поведение по извлечению смыслов из текстов.

"Главная технология обучения в школе, как и самонаучения взрослого в течение всей жизни, — «текст как модель»: умение читать, анализируя и соединяя вновь узнанное с уже известным, расширяя тем самым свое знание; находить собственные смыслы в тексте, обрабатывать их и, интерпретируя текст, превращать его в новое знание. Таким образом чтение становится не только источником информации, но и средством генерирования новых знаний"


Лев Любимов

Открывая конференцию «Читающая школа», президент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, профессор Геннадий Рябов творчески переосмыслил цитату Льва Львовича, подчеркнув ее универсальность.

Геннадий Рябов, президент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, профессор

Концепция Льва Львовича «текст как модель» применима практически к любой сфере деятельности, и особенно ярко рефлексивное прочтение текстов проявляется у людей творческих. Читая «текст жизни», творческие люди переживают его, добавляют свои эмоции, и, преобразуя его в новые знания, выплескивают — художники на холст, музыканты на слушателя, учителя на учеников.

«Конференция «Читающая школа» посвящена памяти профессора Льва Львовича Любимова, который умел разговаривать и с учителями, и со школьниками, и с родителями детей, — рассказала Наталья Серова, заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. — Второй год в середине июня в Вышке собираются профессиональные сообщества педагогов и психологов. «Читающая школа» в 2022 году объединила три Читательских клуба, где шло обсуждение художественной и профессиональной литературы: “Учителям: о литературе ХХ века в школе”, “Диалоги и монологи о подростковой психологии” и “Учителям и руководителям: видимое обучение”».

Работа читательского клуба «Учителям: о литературе ХХ века в школе»
© фото пресс-службы НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Мария Гельфонд, спикер читательского клуба «Учителям: о литературе ХХ века в школе», академический руководитель образовательной программы «Филология»

К сожалению, само словосочетание "читающая школа" сейчас иногда выглядит как оксюморон: учительская и ученическая перегрузка парадоксальным образом приводит к тому, что и дети, и учителя читают значительно меньше, чем хотелось бы. И здесь необходим живой разговор о книге. В ходе работы нашей секции удалось не только поделиться с учителями вышкинским опытом разговора о ключевых текстах, важных для понимания российской истории ХХ века, но и найти важный формат - разговор учителей со студентами. Студенты, оказавшись в новой для себя роли с радостью советовали учителям, что почитать и о чем поговорить со старшеклассниками — а учителя длились своими сомнениями и наработками. Будем надеяться, что такой разговор о важном еще не раз состоится в стенах Нижегородской Вышки

Елена Васильева, спикер читательского клуба «Диалоги и монологи о подростковой психологии», доцент кафедры организационной психологии

На секции "Возрастная психология" собрались не только психологи, имеющие непосредственное отношение к "работе" с подростками, но и заинтересованные в психологических знаниях учителя.

Вместе с коллегами мы рассмотрели, как можно на практике использовать теорию поколений Х,Y,Z. Участники выделили важные особенности каждого из поколений, обсудив прицельно положительные и отрицательные черты. Далее, опираясь на знания книг Ю. Гиппенрейтер и И.  Млодик, мы попытались найти точки соприкосновения представителей разных возрастных групп. Участники горячо обсуждали особенности современных подростков, их ценности, мечты, взгляды на профессию и т.д. Главным итогом работы секции можно назвать решение использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности.

Наталья Серова, спикер читательского клуба «Учителям и руководителям: видимое обучение»

Вместе с руководителями общеобразовательных организаций, педагогами, выпускниками программы «Управление образованием» мы обсуждали книгу Джона Хетти «Видимое обучение для учителей», пытаясь найти практики школьного урока, подтверждающие выводы и рекомендации, которые дают исследователи Мельбурнского научно-исследовательского института образования.

Видимое обучение базируется на двух простых принципах: учителю важно уметь смотреть на процесс обучения глазами своих учеников и помочь ученикам стать своими собственными учителями. Просто понять, но не всегда просто принять. И еще сложнее ежедневно входить в класс с такими установками. А именно о такой роли учителя, умеющего вести диалог, а не монолог, получать обратную связь в процессе обучения от учеников и реагировать на предметную ситуацию, об аутентичной модели обучения в своих последних работах писал Л.Л. Любимов.

Спасибо, Лев Львович, Вы по-прежнему заставляете остановиться, задуматься о своем опыте, искать единомышленников и, изменяя себя, вопреки обстоятельствам, пытаться создавать школу соучастия и действия.