• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Информация о школе распространяется от поколения к поколению»

С 2 по 7 июля в Подмосковье прошла 10-я летняя школа по институциональному анализу Russian Summer School on Institutional Analysis (RSSIA). По традиции на школу приехали эксперты в различных областях институциональных исследований и молодые ученые, для которых школа — шанс поработать над проектами под руководством ведущих ученых.

О том, как изменилась школа за эти десять лет, и каковы ожидания и впечатления у тех, кто приехал на школу впервые, рассказывают эксперты и слушатели RSSIA–2016.

В этот раз на школу приехали участники из пятнадцати университетов. Среди экспертов — Джон Най (университет Джоржа Мейсона и НИУ ВШЭ), и Мария Юдкевич (НИУ ВШЭ), Мариан Можоро (университет Беркли), Сергей Попов (университет Белфаста), Михаэль Рохлиц (НИУ ВШЭ), Паола Вальбонези (университет Боккони и НИУ ВШЭ), Кун Схоорс (университет Гента). В качестве приглашенного эксперта на школе выступил профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ Константин Сонин (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента).

В этом году ИНИИ организовал школу совместно с Фондом Егора Гайдара, проекты которого направлены на открытие доступа к качественным и современным знаниям для преподавателей экономических дисциплин региональных российских вузов. Директор по развития образовательных и просветительских проектов фонда Светлана Меркушина отметила, что это их первый опыт организации школы с участием международных слушателей и в дальнейшем фонд надеется развивать это направление.

Каждый день школы начинался с рассказа одного из экспертов об основных темах и трендах в рамках поля своих академических интересов с отсылками на ключевые работы.  Далее следовала презентация одной из его последних статей. Вторая половина дня отводилась для плотной работы над проектами участников: их обсуждали на семинарах и консультациях. По словам одного из организаторов школы, старшего научного сотрудника ИНИИ НИУ ВШЭ Елены Подколзиной, задача экспертов — натолкнуть слушателей на новые идеи, показать им варианты развития их проектов.

 

Мария Юдкевич (НИУ ВШЭ)

Академическое сообщество, которое необходимо для того, чтобы делать науку, не возникнет само по себе, это результат целенаправленных инвестиций людей, готовых тратить время и силы на поиск единомышленников. И RSSIA — как раз один из способов создания такого сообщества.

За эти 10 лет поменялась как сама школа, так и академическая жизнь вокруг: подросли интересные региональные центры, а в них международно-ориентированные команды, возникла программа 5–100, университеты реализуют различные проекты по интернационализации. Поэтому от фокуса на взаимодействие московского коммьюнити с коллегами из регионов школа переориентировалась на более широкий круг международного  академического общения и стала действительно интернациональной.

Изменилась и сама Вышка, и восприятие университета в мире. К нам приезжают люди из очень сильных университетов из разных стран, которым нас рекомендуют профессора этих университетов. Сейчас уже распространение информации о школе идет от поколения к поколению: часть людей, которые впервые узнали о  программах PhD, в том числе, с помощью наших экспертов, получили рекомендации и смогли поступить в зарубежные университеты, сегодня  сами  преподают и к нам приезжают уже их студенты. У нас есть возможность отобрать не просто тех людей, которым интересно получить новый опыт, а тех, кому мы интересны как исследовательский центр, кому интересна институциональная экономика в целом.

Но при всех этих изменениях, неизменной остается основная идея — наличие сильных  экспертов, готовых посвятить участникам целую неделю, не просто работать как тьюторы, а создавать интеллектуально насыщенную атмосферу, общаясь со слушателями и другими экспертами. Для многих ребят, особенно из региональных университетов, это первое близкое знакомство с академической коллегиальностью, когда люди учатся комментировать работы друг друга, помогать в развитии других проектов, и не  в позиции супервайзер — студент, начальник — подчиненный, а будучи частью нормально работающей интеллектуальной команды, в которой люди вкладываются на равных.

 

Джон Най (университет Джорджа Мейсона и НИУ ВШЭ)

Это уже шестая школа, в которой я принимаю участие. Я помню, что в 2009 году я был  единственным иностранным экспертом, все лекции кроме моих шли на русском языке. Половина студентов — те, кто могли сделать презентации на английском языке — были в моей группе, а остальные — в русскоязычной группе. А  потом, через два года, когда я приехал  в 2011 году, вся программа школы была уже англоязычной. Это был успех. Каждый год я вижу высокомотивированных студентов с разнообразным бэкграундом, как российских, так и зарубежных, представляющих очень интересные проекты.

В отличие от первых лет, когда на школу приезжало много людей заинтересованных больше в обучении и лекциях, чем в исследованиях, в этом году мы работаем с молодыми исследователями. Даже если они делают ошибки, это не страшно. Важно, что они имеют хорошее представление о том, что такое исследование, интегрированы в международные проекты, понимают, что и как надо делать, чтобы улучшить свои работы.

 

Кун Схоорс (университет Гента)

За пять лет, которые я работаю на школе, значительно улучшилось качество проектов слушателей. Особенно — у российских студентов, которые показывают, что способны с пользой использовать обратную связь. Когда кто-то приезжает на школу неподготовленным, отдача от работы над проектом падает. Это как дождь в пустыне: он лишь слегка увлажняет землю, не давая возможности вырасти чему-то новому. А здесь я вижу, что дождь падает туда, куда нужно. Мне нравится формат консультаций, он наиболее полезен. Так же, например, работает школа по институциональному анализу ESNIE на Корсике: основные докладчики, лекции и  индивидуальные консультации во второй половине дня. В таком формате рождаются новые идеи, причем не только мы подсказываем что-то студентам: благодаря разговорам с ними у меня также появилось несколько неожиданных мыслей.

 

Сумейра Атмака (университет Гента)

Я учусь на PhD программе университета Гента, моя работа посвящена взаимосвязи между социальными сетями и банковской лояльностью. Но кроме этой темы я занимаюсь государственными закупками и уже некоторое время участвую в совместном с ИНИИ проекте о распределении государственных контрактов в России. Для меня эта  школа — хорошая возможность пообщаться с соавторами, поработать над собственным исследованием, и как оказалось, еще и послушать лекцию по моей теме — Паола Вальбонези рассказывала как раз о закупках.

 

Анна Кулькова (НИУ ВШЭ)

В этом году я приехала на школу с проектом о культуре и гетерогенности доверия, а именно, о том, как имена людей влияют на их уровень доверия к обществу. Мы делаем этот проект вместе с Екатериной Борисовой из Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ. Мы смотрим на доверие к своему окружению людей с русскими и нерусскими именами, живущих в разных регионах нашей страны. Мы работаем с данными РМЭЗ — с вопросом: «Доверяете ли вы окружающим?».

Интересно, что в российских регионах люди с нерусскими именами  показывают нормальный уровень доверия к своему окружению. А вот в регионах Поволжья и северного Кавказа люди с отличной от большинства населения идентичностью действительно меньше доверяют окружающим. Мне очень полезно было пообщаться с экспертами, особенно с Джоном Наем, у которого также есть работы по доверию.

 

Андрей Зубанов (университет Висконсин-Мэдисон)

Я уже третий раз приезжаю на школу, первые два как студент Вышки, а в этом году как аспирант университета Висконсин-Мэдисон, где я учусь на PhD программе по экономике. Для меня это школа была и остается одним из самых интересных исследовательских опытов. За неделю такой работы успеваешь пообщаться с разными экспертами, подискутировать с ними, набраться опыта.

Я продолжаю исследование, которое начал в бакалавриате вместе с моим научным руководителем Леонидом Полищуком, изучаю общественные блага, а точнее, те факторы, которые привлекают либо наоборот мешают людям вкладываться в общественные блага. Например, я рассматриваю, как уровень доступа к благам — то, насколько быстро человек может дойти и воспользоваться этим благом — влияет на то, насколько он готов его финансировать. Как показывает исследование, высокие издержки по доступу к ресурсу довольно часто приводят к тому, что люди более ответственно подходят к пользованию этим благом.

С видеозаписями лекций, прошедших на школе, можно ознакомиться здесь.