• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Внеучебка должна быть окрашена в цвета вуза»

Внеучебная жизнь Вышки славится своими спортивными, развлекательными, благотворительными и социальными проектами. От традиционных HSE Survival, HSE New Wave, HSE Greatest Show, ВыШЭ fest до квартирников музыкальных клубов, посвящения в студенты и межкампусных встреч – каждое событие становится центром притяжения и за пределами университета. Как из года в год вузу удается поддерживать высокий уровень событий и какова роль внеучебки в образовании, рассказала директор нижегородской Вышки Анна Бляхман.

«Внеучебка должна быть окрашена в цвета вуза»

@HSE LIVE

Анна Александровна, ежегодно в нижегородской Вышке проходит более 200 мероприятий для студентов, основную часть которых они организуют самостоятельно. При этом студенты убеждены, что они не только не отнимают много времени, но наоборот, заряжают на учебу и позволяют учиться еще бодрее и успешнее. В чем секрет?

Внеучебка действительно заряжает, потому что в значительной степени определяет студенческую жизнь и социальные связи. У студентов появляются разные непрофессиональные или надпрофессиональные точки соприкосновения, знакомства, коммуникации, и это очень вдохновляет. Я бы поспорила, что это не отнимает время, но в этом кроется положительный конфликт. Внеучебка, которая мешает учебе, и учеба, которая мешает внеучебной деятельности, заставляют студента принимать ответственные решения, расставлять приоритеты и управлять своим временем. Это повышает их коммуникативные компетенции и прочие soft skills, делает их конкурентоспособнее.

Почему внеучебка именно Вышки звучит за пределами университета?

Я думаю, что во многом это результат нашего минимального институционального участия. Базовый принцип состоит в том, чтобы у студента была возможность реализовать задуманное. Когда ты сам пробиваешь лбом стену, то ценность результата для тебя значительно выше.

Какие изменения во внеучебной деятельности вуза Вы могли бы отметить в последние годы? С чем они связаны?

Мне кажется, основные изменения произошли в результате пандемии. Пришедший в год дистанта первый курс практически полностью выпал из живой коммуникации, второй курс не успел погрузиться во внеучебку в полной мере, а у старшекурсников было множество других задач, для того, чтобы нормально учиться, готовить и защищать свои дипломы. По моим ощущениям, именно тогда случилась произвольно возникшая пауза во внеучебной жизни. Когда студенты вышли с дистанта и вернулись полноценно к учебе, внеучебную активность пришлось, по сути, строить заново. Она получила перезагрузку, одновременно наследуя огромное количество предыдущих инициатив.

Сейчас я очень рада наблюдать плотное межкампусное взаимопроникновение и взаимодействие, которого не было раньше. Наш студактив активно включается в общеуниверситетскую жизнь, начинает понимать место кампуса и внеучебки кампуса в структуре всего университета и в какой-то степени уже и влиять на это. 

Какой Вы видите внеучебку современного вуза?

Я убеждена, в том, что внеучебка может быть ощутимой частью жизни студента, и при этом она должна быть окрашена в цвета вуза. Она не может существовать отдельно от образовательного процесса и от учебной жизни студента, потому что это всё-таки только часть жизни. 

Мы не готовим специалистов как сферических коней в вакууме. Не для школы, а для жизни мы учимся – это касается и внеучебной деятельности. Какую-то роль в этом выполняет школа, а какую-то может выполнить только университет.

Поэтому внеучебка – это, во-первых, механизм развития у студентов разных soft skills, во-вторых, – это инструмент их деловой социализации, и в-третьих,- это дополнительная возможность студента поверить в себя, получить поддержку со стороны друзей, университетского руководства, попробовать и убедиться в своих возможностях и силах.

Мне бы хотелось, чтобы разные внеучебные инициативы переплетались с теми ориентирами, которые выбирают для себя факультеты и вуз в целом, и способствовали чувству гордости и ответственности у студентов за свой университет.

Анна Александровна, а какой была Ваша студенческая жизнь?

Мой опыт - как раз тот самый случай, когда профессиональное поле не было связано ни с управлением, ни с организацией чего-либо, тем не менее подавляющее большинство моих одногруппников были активно включены во внеучебную жизнь.

Я заканчивала Нижегородский государственный технический университет по программе «Прикладная математика и информатика». Наша студенческая жизнь была организована так, что мы постоянно общались большой смешанной тусовкой, в которую входили студенты нашей программы разных курсов и преподаватели – фактически жили на кафедре.

Наше общение формировалось как раз благодаря учебному процессу. Проектно-ориентированный принцип работы, являющийся опорным в реализации учебного процесса и в Высшей школе экономики, ставил перед нами задачи, которые мы решали все вместе сквозным образом. Мы все время куда-то ездили, что-то придумывали…

@из личного архива Анны Бляхман

Может, у Вас есть какая-то любимая история из студенчества, которой Вы готовы поделиться?

Наверное, наиболее ярко вспоминается наша первая поездка совместная поездка в Петербург на майские праздники во время первого курса. Сборная компания студентов нашей группы и группы на год старше сами себе организовали поездку, нашли экскурсовода, придумали, где будем жить и как доберемся.

С самого начала поездка пошла не так, как было запланировано, но тем не менее было очень весело. Не имея, разумеется, смартфонов, мы не посмотрели, как обстоят дела с погодой. Выехав из Нижнего в конце апреля в шортах и майках в довольно жаркую погоду, мы приехали примерно в +5 градусов навстречу ливню, и дождю со снегом в лицо. Плюс ко всему в общежитии, до которого мы долго добирались с вещами пешком через весь город, не было горячей воды…

В общем, это был такой кейс на выживание в прекрасном Санкт-Петербурге. Но мы выжили и получили огромное удовольствие. Петербург я особенно полюбила, и даже защитила там свою кандидатскую диссертацию. 

Будучи студентом, участвовали ли Вы во внеучебных мероприятиях, было ли Вам это интересно?

На самом деле внеучебка Технического университета мне кажется одной из устоявшихся и наиболее организованных. Поэтому, конечно, КВН, театральная студия «ТЕМП», профсоюзные мероприятия, поездки в «Ждановец» — все это было. 

Но при этом у нас была еще своя «ПМовская» внеучебка. Мы учились по физико-математическому направлению, и у нас была прекрасная преподаватель английского языка. Однажды она предложила идею праздника на английском и «привязала» к этому, можно сказать, навсегда. 

Мы организовывали очень много интересных, театрализованных и не только, мероприятий на английском языке, с профессиональным окрасом или просто развлекательные, которые становились популярными не только среди близких друзей и знакомых. 

Однако основная концентрация нашей внеучебной жизни была сосредоточена на летней поездке в «Ждановец», потому что учиться все равно приходилось очень много и тяжело. Там-то мы, конечно, разворачивались на полную мощность.  

Повлияла ли как-то внеучебка на Вашу жизнь? Вы сохранили друзей или приобрели компетенции, которые помогают до сих пор?

У нас была действительно очень дружная группа, и со многими мы продолжаем дружить. Но мне очень повезло и со школой. Я закончила Лицей №40, и была вовлечена в разные внеучебные активности очень масштабно, поэтому основная часть моих коммуникативных, организационных компетенций появилась благодаря именно школе.

Будет ли от Вас напутствие студентам на 2023 год?

Все наши внеучебные события, по моим ощущениям, отличает особенная человечность и теплота. Хочется верить, что это стиль нижегородской Вышки. Я бы хотела, чтобы в 2023 году наши студенты продолжали защищать честь своего университета на региональном и федеральном уровнях, сохраняя этот стиль, эту теплоту и душевность. Если у студентов есть потребность в обратной связи от руководства факультетов или университета, мои двери и двери моих коллег всегда открыты.

Что бы Вы посоветовали студентам Вышки? Ваш личный ТОП рекомендаций

Первое, что кажется важным, - читать больше художественной литературы. Книги позволяют увидеть другие миры и посмотреть на все, что происходит вокруг нас и внутри нас, с другой точки зрения, помогают найти ответы на многие вопросы и прожить какие-то моменты через чужой опыт, чтобы получить свой уже более осознанно.

Второе, что я бы считала ценным и нужным, — находить время на добрые слова другим людям. Чем больше мы говорим добрых слов, чем больше мы делаем добрых дел, тем в целом жизнь вокруг нас становится светлее.

Третье - я бы пожелала нашим студентам давать обещания и брать на себя обязательства вдумчиво и ответственно. Важно помнить о том, что сам статус студента уже накладывает на человека определенные обязательства, - осваивать образовательную программу, защищать честь своего университета, соответствовать званию студента Вышки.

Основное – это уверенность в том, что ты делаешь. Я желаю нашим студентам не разочаровываться в своём деле, верить в свой выбор и получать удовольствие даже в трудные моменты. Когда ты находишь точки опоры, от которых можешь получать удовольствие, — это умножает позитивную созидательную энергию.  

Интервью подготовлено при участии команды студенческого клуба НоВШЭсти