• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект 5-100 повлиял на качество публикаций и научное взаимодействие участвующих вузов

Проект 5-100 повлиял на качество публикаций и научное взаимодействие участвующих вузов

© iStock

Команда ученых НИУ ВШЭ – Наталия Матвеева, Иван Стерлигов, Мария Юдкевич – проанализировала научную активность вузов, вошедших в проект 5-100. Качественная структура публикаций таких вузов за три года изменилась в лучшую сторону, а исследователи стали чаще сотрудничать друг с другом. Статья опубликована в Journal of Informetrics.

Ученые НИУ ВШЭ оценили влияние проекта 5-100 на публикационную активность вошедших в него университетов. Особое внимание было уделено изменениям в количестве и качестве публикаций, а также в тенденции вузов к академическому сотрудничеству.

Для оценки использовался статистический анализ данных о публикациях 2010-2016 годов. Сравнивалась публикационная активность 14 университетов, вошедших в проект со старта (экспериментальная группа), и 13 вузов, которые не принимали участие в нем (контрольная группа). До начала проекта вузы контрольной и экспериментальной групп имели сходную публикационную динамику.

Проект 5-100 — государственная программа поддержки ведущих российских вузов, которая была запущена в 2013 году и завершится в 2020. В проекте участвует 21 университет, 15 из них — с его старта. Цель проекта — укрепить позиции ведущих вузов России на мировом академическом рынке через развитие образовательных программ, поддержку исследований и другие мероприятия.

Было обнаружено, что проект 5-100 оказал влияние на объем и качество научных исследований. Университеты-участники демонстрируют устойчивый рост публикаций по сравнению с вузами, которые не входили в проект. Так, количество публикаций в высокоцитируемых журналах выросло со 100 до 300 статей в год у вузов-участников с 2012 по 2016 год, в то время как в контрольной группе этот показатель сохранился на уровне 50 публикаций.

Проект также повлиял на число статей, написанных большим авторским коллективом. Университеты-участники в 4,5 раза увеличили число публикаций, написанных десятью и более исследователями, — в среднем до 80 в год. Для вузов контрольной группы это значение сохранилось на уровне 10 публикаций. 

«Вузы-участники стали чаще взаимодействовать как с российскими организациями, так и с зарубежными, — комментирует младший научный сотрудник Института институциональных исследований Наталия Матвеева. — Результаты исследования демонстрируют комплексный характер Проекта 5-100. Проект не только стимулирует публикационную активность участников, но и вместе с тем меняет организацию научной деятельности в вузах страны в целом».