• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уважаемые первокурсники

В связи с переходом на новую образовательную модель бакалавриата Высшая школа экономики разработала для студентов дополнительный профиль подготовки – майнор (minor). Просим вас ознакомиться с предлагаемыми ниже майнорами и включенными в них дисциплинами и выбрать один, наиболее интересный вам майнор

В связи с переходом на новую образовательную модель бакалавриата Высшая школа экономики разработала для студентов дополнительный профиль подготовки – майнор (minor). Это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки.  Изучение майнора поможет приобрести студенту дополнительных компетенций в области знаний, отличной от основного направления подготовки его образовательной программы. Майноры изучаются начиная со второго курса бакалавриата. Каждый студент обязан выбрать для изучения один майнор.

Один майнор включает четыре дисциплины, которые изучаются в течение второго и третьего курсов (по две дисциплины на каждом курсе), каждая дисциплина майнора изучается два модуля.

Просим вас ознакомиться с предлагаемыми ниже майнорами и включенными в них дисциплинами, а также внимательно прочитать аннотации к ним. После этого, пожалуйста, отметьте один, наиболее интересный вам майнор.


Дисциплины майнора "Web-программирование"

Основы Web-технологий

Целями освоения дисциплины «Основы Web-дизайна» являются:

·   получение слушателями теоретических знаний по использованию основных современных web-технологий;

·   получение слушателями практических навыков разработки статических и динамических web-страниц;

В результате освоения данного курса вы узнаете:

·   основы функционирования Internet.

·   как применять основные web-технологии для создания web-страниц.

·   навыки разработки web-страниц.

Материал курса рассчитан на неподготовленного слушателя, но имеющего желание познакомиться с новой областью знаний и на выходе иметь практический результат, в виде готовых простых модулей, созданных с помощью языков программирования HTML, CSS, которые складываются в единый сайт с обширной функциональностью, как на стороне клиента, так и на стороне сервера. Примерами модулей могут быть меню, карты, доски объявлений, анкеты и опросы и т.д. Занятия построены таким образом, что одно занятие - одно законченное задание.

Программирование

Целями освоения дисциплины «Программирование» являются:

·   Познакомить слушателя с основами алгоритмизации;

·   Научить понимать структуру кода программы – в современных языках программирования;

·   Проектировать программы, тестировать, отлаживать;

Для тех, кто хочет заняться программированием, но пока не знает с чего начать. Рассматриваются основные понятия императивного программирования - алгоритма, исполнителя, алгоритмического языка, переменной, основные типы данных, управляющие конструкции алгоритмического языка, функции процедуры. Излагаются общие приемы программирования.

Значительная часть курса посвящена основам современных языков Web программирования Python и PHP и решению с их помощью типовых алгоритмических задач.

Базы данных

Целями освоения дисциплины "Базы данных" являются формирование у студентов четкого представления места и роли современных систем управления базами данных, освоение теоретических основ моделирования и обработки информации, понимание тенденций развития отрасли и направления перспективных исследований, разработки информационно-поисковых систем для обработки текстовой документальной информации. Лекционный курс направлен на подготовку специалистов, способных проводить информационное моделирование предметной области и решать прикладные задачи обработки информации на высоком техническом уровне. Практические занятия служат для получения устойчивых навыков работы с современными системами управления базами данных (СУБД) в качестве администратора и прикладного программиста. Основное внимание уделяется изучению SQL-ориентированных баз данных с архитектурой “клиент-сервер” с использованием современных СУБД PostgreSQL, Oracle XE, MySQL, Firebird.

Разработка Web-приложений

Целями освоения дисциплины «Разработка Web-приложений» являются:

·   получение слушателями теоретических знаний по методам разработки современных web-приложений с использование Java Script и Python;

·   получение слушателями практических навыков разработки динамических web-страниц с использованием популярных JS фреймворков;

В результате освоения данного курса вы освоите:

·   основы функциональности языка Java Script.

·   методы применять основные JS технологии для разработки клиентских и серверных частей Web-приложений.

навыки разработки динамических web-страниц.

 

Дисциплины майнора "Право"

Трудовое право

Изучение дисциплины «Трудовое право» осуществляется с целью формирования у студентов целостного представления о трудовом праве как отрасли российского права, призванной создавать благоприятные условия труда для работников и необходимые и достаточные условия для работодателей.

В результате освоения дисциплины студент узнает о правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, научится правильно применять нормативные правовые акты, регулирующие прием на работу и увольнение работников и другие трудовые отношения, приобретет навыки юридического анализа и практического применения норм российского трудового права для защиты нарушенных прав работника и работодателя.

У студентов будет возможность посетить в качестве слушателей судебные процессы, связанные с трудовыми спорами.

Предпринимательское право

Курс «Предпринимательское право» является одним из важнейших элементов современного юридического образования, так как формирует комплексное представление о правовом регулировании предпринимательской деятельности, позволяет систематизировать знания о формах, видах и средствах государственного регулирования, целях и способах осуществления государственного контроля за предпринимательской деятельностью.

Изучение «Предпринимательского права» представляет углубленное изучение специфических правовых институтов (например, банкротство), конкретных методов госрегулирования (налогообложение, антимонопольное регулирование и пр.), а также особенностей регулирования отдельных областей экономики (торговля, банковская деятельность, страховая деятельность и др.).

Полученные в ходе изучения «Предпринимательского права» знания, навыки и умения необходимы для успешной работы в бизнес-структурах, органах государственной власти и некоммерческом секторе.

Право интеллектуальной собственности (языки - русский, английский)

Целями освоения учебного курса «Право интеллектуальной собственности» являются приобретение слушателями программы достаточных теоретических знаний и практических навыков в сфере защиты интеллектуальной собственности, позволяющих обеспечить качественное нормативно-правовое обеспечение создания, становления и развития бизнеса, а также повышение уровня правовой культуры. В результате освоения дисциплины студент должен знать нормативно- правовые акты, регулирующие сферу интеллектуальной собственности, виды объектов интеллектуальной собственности, права и обязанности авторов произведений, изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и товарных знаков и др.; способы защиты прав в сфере интеллектуальной собственности. В результате освоения курса студент должен уметь анализировать особенности правоотношений, возникающих в сфере интеллектуальной собственности, и реализовать полученные теоретические знания при применении способов защиты интеллектуальной собственности в практической деятельности.

Международное право (языки-русский, английский)

Международное право относится к числу классических общепрофессиональных дисциплин гуманитарного блока, широко изучаемых в ведущих ВУЗах социально-экономического направления. Международное право представляет собой самостоятельный учебный и правовой комплекс, что позволяет студентам, получившим базовое представление об общественных науках, полностью погрузиться в изучение современных международных процессов и уяснить основы данной дисциплины. Международное право является многогранным, "многоаспектным" инструментом, поскольку выступает регулятором как в рамках общеполитической межгосударственной дискуссии, так и в специализированных областях, включая экономические отношения, территориальные споры. Современная глобальная инфраструктура характеризуется существенной зависимостью экономических процессов от тенденций в международном общении государств, международных межправительственных организаций, государствоподобных образований, финансовые рынки нередко ощущают на себе воздействие со стороны наднациональных институтов. В связи с этим изучение основ международного права необходимо специалистам факультетов экономики и менеджмента для формирования всестороннего профессионального мировоззрения, навыков установления и поддержания связей с зарубежными контрагентами. По результатам изучения курса студенты получат подробное представление о глобальных экономических процессах и их регулировании на международном уровне, о способах разрешения конфликтов, правилах использования территорий и природных ресурсов, кроме того, курс позволяет понять суть и содержание юридического элемента в экономике в условиях современного мирового рынка.

 

Дисциплины свободного майнора «Бизнес-информатика»

Парадоксы современной науки

В данном курсе рассматриваются некоторые основные концепции современного естествознания. Курс предполагает наличие у слушателей базовых знаний по физике, химии и биологии в объеме средней школы. Изложение достижений современной науки проводится в научно-популярной форме, по возможности с минимальным использованием математического аппарата.

В результате изучения курса студент должен:

1.  Усвоить принципы научного мировоззрения.

2.  Знать и уметь характеризовать основные этапы развития науки.

3.  Представлять современную научную картину мира.

4.  Формулировать и уметь пояснять естественнонаучные концепции, о которых рассказывалось в лекциях.

Знать выдающихся естествоиспытателей и называть сделанные ими открытия.

Автоматическая обработка текстов

Распространение информационных сетей и высокая скорость накопления текстовой информации в сети Интернет приводит к необходимости разработке приложений позволяющих автоматизировать обработку текстов на естественном языке. Автоматизация может быть использована для сбора и фильтрация данных, извлечение знаний, реферирование, аннотирование, машинного перевода и т.п.

Целью освоения дисциплины «Автоматическая обработка естественного языка» является изучение современных подходов к анализу и обработки текстовой информации.

В результате освоения дисциплины студент должен:

·   Уметь применять теорию формальных понятий

·   Решать задачу би-кластеризации и поиска дубликатов

·   Знать и уметь применять  базовые алгоритмы: расстояние между словами, наивный Байес алгоритм

Уметь оценивать эффективность алгоритмов

Методы анализа данных

Курс предназначен для специалистов широкого круга, желающих познакомиться с современными методами работы анализа данных.

В результате освоения дисциплины студент должен:

·   Знать основные  теоретические положения современных математических методов анализа данных

·   Уметь пользоваться профессиональными компьютерными пакетами анализа данных, сравнивать их возможности,  достоинства и недостатки

·   Иметь практические навыки  анализа реальных данных

·   Иметь навыки разработки и компьютерной реализации новых методов анализа данных

В качестве инструмента используются Excel и Orange Canvas

Анализ и моделирование бизнес-процессов

Моделирование бизнес-процессов является одним из перспективных методов объективного понимания сути организаций и выработки методик повышения эффективности организационной деятельности.

В курсе выполняется обзор современных подходов и методологий анализа и моделирования бизнес-процессов организации. Подробнее рассматривается перспективная методология моделирования бизнес-процессов, предложенная профессором Дельфтского технологического университета (Нидерланды) Яном Дитцем DEMO (Design & Engineering Methodology for Organizations). На различных кейсах слушатели познакомятся с принципами построения DEMO модели организации и с принципами проведения анализа бизнес-процессов для принятия управленческих решений и проведения реорганизации бизнес-процессов.

 

Дисциплины майнора «Лингвистика и Филология»

Русский язык и культура речи

Целью курса является знакомство студентов с нормами современного русского языка в области фонетики, лексикологии, морфологии и синтаксиса. В задачи курса входит знакомство студентов с основными правилами написания письменного текста в научном стиле: оформление работы, стилистическое соответствие, правильное построение аргументации.

Ключевые тексты мировой культуры

Цель дисциплины - познакомить студентов с золотым фондом литературных, архитектурных, музыкальных, живописных, кинематографических текстов мировой культуры. Рассматриваются ключевые произведения искусства, в которых представлены сюжеты, темы, образы, возникшие в определенном культурно-историческом контексте, получившие впоследствии внеисторическую значимость и оказавшие сильнейшее влияние на культуру последующих эпох. Большое внимание уделяется проблеме взаимодействия различных видов искусств.

Европейские цивилизации

Основной целью дисциплины является формирование у бакалавров представление о понятиях «Европа», «цивилизация» и их основных структурах в рамках концепции «мир-система», разработанной школой «Анналов». Задачами курса является знакомство с основными этапами формирования европейских цивилизаций, выработка умений их сравнения  на уровне национальной и в общеевропейской истории. Курс широко включает в себя сравнительный аспект, предполагая компаративное изучение разных периодов истории европейских государств. Дисциплина органично  связана с такими курсами программы бакалавриата, как «Введение в межкультурную коммуникацию», «Основы компаративистики», «Национально-культурный мир: язык и литература», «История». Учебный курс предусматривает три основные формы аудиторных занятий: лекции, семинарские занятия, и индивидуальные проекты бакалавров. Внеаудиторные занятия предполагают большой объем самостоятельной работы, включающий в себя следующие ее виды:

-   изучение основной и дополнительной литературы по курсу;

-   выполнение индивидуальных практических заданий;

- ответы на контрольные вопросы после изучения исторического материала (самопроверка);

- подготовка и презентация анализа структур одной из европейских цивилизаций, самостоятельно выбранной студентом.

Мекультурная коммуникация (на английском языке)

Курс посвящен ключевым проблемам МКК в современном глобальном мире и включает: историю появления этой отрасли знаний, знакомство с опытом преподавания МКК как предмета в ведущих университетах Европы  и США, философские  и теоретические основания межкультурной коммуникации,  со специальным акцентом на теории систем, позволяющей соотносить естественнонаучную и гуманитарную парадигмы знания. Ключевыми понятиями курса являются также концепт, прецедентный текст, концептосфера, национальный культурный мир.

Помимо теоретического блока, курс включает практический блок, основанный на решении кейсов, анализе фильмов и художественных текстов, проектной работы студентов.

Цель курса – подготовка специалистов, обладающих профессиональными знаниями и компетенциями в области межкультурного общения, международного  делового этикета, необходимых для решения профессиональных задач  в рамках международного сотрудничества

 

Дисциплины майнора «Экономика»

Необходимые предварительные знанияИ изучение дисциплины «Экономическая теория»

Институциональная экономика

Институциональная экономика дает развернутое представление об истории, становлении и текущем развитии новой институциональной теории, а также прививает навыки работы с соответствующим инструментарием для решения задач институционального анализа.

Данная дисциплина позволяет сформировать у студентов развернутого представления о текущем развитии новой институциональной теории, основных инструментов и подходов; создает представления о сравнительных возможностях этих направлений и решаемых ими задачах; развивает навыки критического восприятия материала, которые позволяют аргументировать свою точку зрения; развивает компетенции, позволяющие использовать соответствующий инструментарий для решения практических проблем с помощью моделирования.

В результате освоения дисциплины студент будет:

1. Знать:

-Знать теоретические основы институциональной экономики и историю ее происхождения и развития;

-Знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы из изученных неоинституциональных концепций;

-Закономерности функционирования современной экономики на  микро и макро-уровне с учетом их институциональной структуры;

-Иметь представление об основных моделях, используемых в институциональной экономике;

2. Уметь:

-Анализировать экономические явления на микро и макро-уровне с учетом их институциональной структуры;

-Применять необходимые методы неоинституционального анализа для анализа конкретных событий экономической жизни

-Использовать принципы институционального анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов и для решения прикладных задач;

-Уметь решать типовые практические задачи и обладать навыками самостоятельного экономического мышления

-Уметь самостоятельно работать с литературой, рекомендованной преподавателем и обладать навыками самостоятельного поиска информации.

-Понимать и анализировать публикации экономического характера в специализированных и массовых изданиях

-Теоретически обосновывать самостоятельно проводимые исследования по темам, составляющим предмет институциональной экономики

3. Владеть:

-методологией экономического исследования;

-категориальным аппаратом институциональной экономической теории и специальной терминологией

-навыками самостоятельной работы с учебной, методической и научной литературой.

Теория отраслевых рынков

В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование институтов общества и человека. В условиях финансового кризиса экономика общественного сектора приобретает особое значение.  Базируясь на «Институциональной экономики» и «Теории отраслевых рынков» данная дисциплина позволяет развивать  у студентов аналитические и исследовательские навыки  в области экономики общественного сектора.  Общественный (государственный) сектор рыночной экономики представляет собой совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства и используемых им как специфическим субъектом экономической активности. По своим масштабам общественный сектор современных экономик сопоставим с частным; процессы, протекающие в общественном секторе, в весьма существенной степени определяют экономическую ситуацию в целом. При этом закономерности функционирования данного сектора отличаются глубокими особенностями. Этим определяется необходимость изучения студентами-экономистами курса «Экономика общественного сектора». Курс призван дать студентам комплексное представление о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономической жизни в условиях доминирования рыночных отношений.

Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

В результате изучения курса студент будет:

1.   Знать:

 основные теоретические положения экономики общественного сектора, относящиеся к проблематике эффективности государственного вмешательства, общественному выбору, теории налогов и общественных расходов;

2.   Уметь:

 решать типовые задачи, относящиеся к проблематике экономики общественного сектора;

3.   Владеть:

 навыками анализа воздействия налогов и программ государственных расходов на экономическое положение предприятий и домохозяйств;  методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; навыками самостоятельной исследовательской работы.

Экономика общественного сектора

В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование институтов общества и человека. В условиях финансового кризиса экономика общественного сектора приобретает особое значение.  Базируясь на «Институциональной экономики» и «Теории отраслевых рынков» данная дисциплина позволяет развивать  у студентов аналитические и исследовательские навыки  в области экономики общественного сектора.  Общественный (государственный) сектор рыночной экономики представляет собой совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства и используемых им как специфическим субъектом экономической активности. По своим масштабам общественный сектор современных экономик сопоставим с частным; процессы, протекающие в общественном секторе, в весьма существенной степени определяют экономическую ситуацию в целом. При этом закономерности функционирования данного сектора отличаются глубокими особенностями. Этим определяется необходимость изучения студентами-экономистами курса «Экономика общественного сектора». Курс призван дать студентам комплексное представление о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономической жизни в условиях доминирования рыночных отношений.

В результате изучения курса студент будет:

1.     Знать:

 основные теоретические положения экономики общественного сектора, относящиеся к проблематике эффективности государственного вмешательства, общественному выбору, теории налогов и общественных расходов;

2.   Уметь:

 решать типовые задачи, относящиеся к проблематике экономики общественного сектора;

3.   Владеть:

 навыками анализа воздействия налогов и программ государственных расходов на экономическое положение предприятий и домохозяйств;  методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; навыками самостоятельной исследовательской работы.

Эмпирические исследования в экономике и финансах

Около 80% людей сталкиваются  с необходимостью использования моделей по вопросам обработки данных, принятия на основе этого решений и выработки рекомендаций. Пока в основном эконометрические исследования ценятся в тех сферах деятельности, в которых есть доступ к большим массивам информации (банки, сотовая связь, торговые площадки, маркетинговые и страховые компании, организации, связанные с формированием кадастровой стоимости и др.), но быстрый рост сетевых технологий и информационных систем вскоре резко повысят спрос на специалистов в области эконометрики. С вопросами о наличии навыков обработки больших массивов данных столкнулись уже многие выпускники НИУ ВШЭ при приеме на работу. Если даже Вы сами не собираетесь в будущем посвятить свою жизнь оценке параметров современных эконометрических моделей, Вам все равно необходимо прослушать данный курс; для кого-то – чтобы понять возможности и особенности обработки не только количественных, но и качественных данных, другим это потребуется, чтобы оценить идеи или заблуждения других людей (собеседников, коллег. исследователей...), третьим – чтобы понять, что это не их предмет, но такие возможности обработки существуют и данный вид деятельности можно поручить своим будущим подчиненным или коллегам по работе и бизнесу.

В результате освоения дисциплины студент будет:

1.     Знать:

 основные понятия и инструменты эконометрических методов исследования, методы построения эконометрических моделей, объектов, явлений и процессов.

2.    Уметь:

 анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты,  анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических процессов, осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач,  осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы, строить на основе описания ситуаций теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты,  прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне.

3.    Владеть:

 современной методикой построения эконометрических моделей, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью теоретических и эконометрических моделей.

 

Дисциплины майнора «Менеджмент»

Менеджмент

Целями освоения дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов целостного системного представления о теории и практике менеджмента для последующего успешного управления организациями/командами/личной и профессиональной эффективностью.  Данная дисциплина включает следующие тематические блоки: профессия менеджер, теории организации, планирование, построение бизнес-процессов и организационных структур, мотивация, управление организационной культурой, деловые переговоры и коммуникации, управленческий контроль.

Дисциплина ориентирована на развитие студентов в двух аспектах: получение дополнительных знаний и навыков в области менеджмента и включение их в свою профессиональную деятельность, а также проведение саморефлексии о полученных знаниях с целью дальнейшего самосовершенствования. Студенты приобретают знания по дисциплине в ходе лекционных занятий, а также самостоятельной подготовки дома, в то время как навыки приобретаются и отрабатываются во время практических занятий посредством решения бизнес-кейсов, проведения командных упражнений, деловых игр и симуляций. По результатам практических занятий проводится совместное обсуждение и подведение итогов. Кроме того, предоставляются инструменты для саморефлексии с целью выстраивания индивидуальной траектории развития каждого студента. Завершающим этапом в освоении дисциплины является написание и защита студентами индивидуального проекта, включающего основные тематические блоки.

В результате знакомства с  курсом  у студентов будут сформированы следующие компетенции: работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода; критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность; предлагать организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений; учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности; разрабатывать управленческие процедуры и методы контроля; проводить анализ конкурентной среды; находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею.

У студентов будет возможность посетить компании и предприятия Нижнего Новгорода, познакомиться с опытом работы топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, линейных менеджеров.

Управление человеческими ресурсами

Целью освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» является подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности в сфере управления человеческими ресурсами.

В результате прослушанного курса студент приобретает следующие компетенции:

Распознает ситуации применения тех или иных нормативно-правовых документов;

Демонстрирует умения проектировать разные типы организационной структуры; Использует эффективные способы преодоления барьеров сопротивления организационным изменениям;

Применяет теоретические положения теории мотивации, лидерства и власти с учетом специфики управленческой ситуации;

Обосновывает необходимость стратегического планирования в управлении человеческими ресурсами;

Использует закономерности функционирования коммуникативных сетей при их проектировании;

Представляет связи между особенностями культуры сотрудников и эффективными методами управления;

Оценивает управленческие решения с позиций социальной ответственности;

Обосновывает важность включения корпоративной социальной ответственности  при разработке стратегии организации.

У студентов будет возможность посетить HR отделы компаний организаций, познакомиться с  особенностями их работы.

Маркетинг

Цель освоения дисциплины «Маркетинг» – приобщить студентов к  теории и практике маркетинга, как современной концепции управления фирмой. Изучение курса должно способствовать формированию маркетингового мышления, необходимого для успешной работы в современном бизнесе.

В результате освоения дисциплины студент овладеет инструментами анализа бизнес-среды, обоснования выбора и реализации маркетинговых стратегий; методиками изучения поведения потребителей; навыками анализа конкурентной среды; навыками определения и оценки бизнес-решений.

У студентов будет возможность посетить компании и организации Нижнего Новгорода, познакомиться с опытом работы отделов маркетинга.

Предпринимательство

Курс «Предпринимательство» ориентирован на активных и инициативных студентов, желающих реализовывать свои собственные проекты и идеи, воплощать их в жизнь.

В процессе обучения студенты будут изучать основы предпринимательства, а также ознакомятся с отдельными его видами: технологическое, социальное, внутрифирменное, международное. Студенты изучат предпринимательское поведение на различных уровнях (индивидуальный, корпоративный, государственный).

В процессе обучения основной акцент будет сделан на поиске предпринимательских возможностей и оценке их рыночных перспектив, поэтому особое внимание будет уделено таким темам как разработка бизнес-модели и планирование бизнеса. Далее будут рассмотрены проблемы роста бизнеса и перехода от предпринимательской модели управления компанией к профессиональному менеджменту.

Таким образом, у студентов будет возможность развивать свою бизнес-идею, собрать команду для ее реализации и запустить собственный бизнес.

Занятия будут проходить в активных формах обучения, включая деловые игры, дискуссии, обсуждения кейсов, командную работу по разработке предпринимательских проектов. В рамках курса предусмотрены различные задания, которые будут выполняться как в индивидуальной форме, так и в команде.

По окончании курса студенты будут знать различные варианты проявления  предпринимательского поведения, уметь формулировать и находить идею для бизнеса, уметь выявлять и оценивать предпринимательскую возможность, а также коммерческий потенциал предпринимательских идей.

В итоге у студентов будет развит навык планирования и запуска предпринимательского проекта. Благодаря работе в командах студенты расширят свои социальные связи и разовьют свои коммуникативные навыки.

 

Дисциплины майнора «Социология»

Социологическая теория

Учебная дисциплина предполагает углубленное изучение студентами основных социологических тем (социальные действия и взаимодействия, социальные отношения, социальные группы и общности, социальная стратификация и неравенство, социальные институты, статусная и ролевая модели личности) через раскрытие их в классических и современных социологических теориях. Кроме того, учебный курс направлен на формирование у студентов социологического типа мышления, анализа общества. Выделяются исторические этапы развития и структура социологической науки, разъясняются уровни социологического познания и модели объяснения (макро и микросоциология), акцентируются междисциплинарные взаимосвязи в социальных исследованиях, разъясняется природа и задачи публичной социологии.

Методология и методы социологического исследования

Учебная дисциплина направлена, во-первых, на формирование знаний о методологии (количественной и качественной) прикладных социологических исследований, о способах постановки исследовательских задач и создании программы исследования в социальных науках, о типологии источников социологической информации, а также исследовательских методах, техниках и инструментарии, принципах и правилах проведения полевого этапа исследования.  Во-вторых, в учебном курсе изучаются приемы и способы подготовки, анализа и интерпретации полученных данных в основных программных пакетах для социальных наук (SPSS, QDA Miner 4, Gephi 0.8.2 и др.).

Экономическая социология

В рамках учебной дисциплины студенты осваивают предмет (хозяйственная деятельность), основные понятия (рыночная экономика и ее регулирование, рынок труда, социальное государство, капитал и его формы, социальное значение денег, неформальная экономика), теоретические подходы экономической социологии (классические экономико-социологические идеи, социокультурная, сетевая и неоинституциональная теории) и знакомятся со смежными направлениями изучения хозяйственной деятельности индивида и общества (социология потребления, социология рынков, социология труда). Студентам предлагается изучение базовых возможностей по сбору и интерпретации данных, полученных в ходе экономико-социологических эмпирических исследований.

Социология организации/социология предпринимательства

Первая часть интегрированной учебной дисциплины посвящена изучению структур, функций, управления и развития организаций на базе классических и современных теорий и концепций. В учебном курсе анализируются понятия и признаки социальной организации, выделяются основные типы организаций, изучаются методы и приемы диагностики организационных и управленческих патологий. Во второй части внимание уделяется знакомству с экономическими, социологическими, психологическими теориями предпринимательства. Оно характеризуется как экономическая функция и исторический феномен. Кроме того, анализируется мотивация ведения предпринимательской деятельности, а также оценивается предпринимательский потенциал общества.

 

Дисциплины майнора «Экономика и финансы»

Экономика фирмы

Объектом изучения данного курса  является фирма как единая система, которая функционирует в условиях рыночной экономики.

Основной целью освоения дисциплины "Экономика фирмы" является развитие навыков исследований корпоративных финансовых  решений в России на базе современной методологии эмпирического тестирования теорий корпоративных финансов.

В результате освоения дисциплины студент будет:

1. Знать:

методику эмпирических исследований в области корпоративных финансов;

возможности и ограничения в применения современных  эконометрических методов эмпирического изучения финансовых процессов в компаниях.

2.    Уметь:

собирать и обобщать эмпирический материал, использовать базы данных для исследований в корпоративных финансах, проводить эмпирические тесты концепций структуры капитала компании, проводить эмпирический анализ ставок затрат на капитал, исследовать инвестиционную политику компаний.

3.    Владеть:

навыками

построения исследований и формулирования гипотез исследования конкретных областей корпоративной финансовой политики российских компаний и компаний c других растущих рынков капитала; научной дискуссии,самостоятельных исследований.

Международная экономика и финансы

Если Вы хотите познакомиться  с основными теориями международной торговли,  с  законами функционирования мировой валютной системы, а также с принципами проведения валютной политики, как в развитых, так и в развивающихся странах, то  «Международная экономика и финансы» дает Вам такую возможность.  В рамках дисциплины будут рассмотрены как теоретические, так и прикладные вопросы международной экономики и финансов.

В результате изучения дисциплины студент будет:

1.     Знать:

основные режимы кредитно-денежной политики центральных банков, специфику кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка, особенности курсообразования на рынке валютной пары доллар-евро.

2.     Уметь:

 пользоваться учебной, справочной и научной литературой,  статистическими данными по обозначенной теме, анализировать проводимую ФРС и ЕЦБ кредитно-денежную политику, прогнозировать динамику ключевых процентных ставок США и Еврозоны, моделировать поведение курса доллара к евро, оценивать качество конструируемых моделей.

3.     Владеть:

способностями критически оценивать аналитические и научные материалы по проблематике прогнозирования валютного курса и навыками самостоятельного исследования с применением сложных математических и IT-методов.

Налоги и налогообложение

Данная дисциплина раскрывает важнейшую отрасль финансовых знаний. Глубокое знание налоговой системы государства является одной из основных предпосылок эффективного финансового менеджмента в предпринимательской деятельности.

Целью курса является освоение студентами теоретических знаний в области налогообложения юридических и физических лиц на территории РФ, формирование практических навыков расчета налогов и налоговых последствий при нарушении налогового законодательства.

Данная дисциплина также способствует формированию знаний и навыков у студентов в области государственных финансов, а именно механизму формирования доходной части бюджета соответствующего уровня.

В результате освоения дисциплины студент будет:

1.     Знать:

основные понятия, категории, и инструменты экономической теории и прикладных

экономических дисциплин;

основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих

деятельность хозяйствующих субъектов на микро -и макро-уровне;

2.     Уметь:

рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

осуществлять поиск информации по полученному заданию;

представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

3.      Владеть:

современными методами сбора, обработки, и анализа экономических и социальных данных;

современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро - и макро уровне; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учёт называют «языком бизнеса». Он ведётся организацией непрерывно с момента её образования до момента ликвидации и выполняет три основные задачи:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации;

- получение информации, необходимой для целей управления;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности.

Квалифицированные и ответственные люди, которые отлично разбираются в бухгалтерском учете, во все времена ценятся выше, а так же имеют возможность добиться больших успехов в карьерном росте.

Прослушав курс «Бухгалтерский учет и анализ», студенты факультета Экономики получают лишь базовые знания. Однако особую ценность имеют специалисты, разбирающиеся в тонкостях и нюансах бухгалтерского учета, которые будут рассмотрены в курсе «Бухгалтерский финансовый учет».

Целью этого курса является изучение организации и методики бухгалтерского учета различных участков финансово-хозяйственной деятельности организации.

Используя российские стандарты бухгалтерского учета и большой фактический материал, студенты научатся формировать и обрабатывать первичную документацию и вести учет:

- денежных средств (кассы, расчетных, валютных и других счетов в банках);

- затрат на производство и расчет себестоимости продукции;

- готовой продукции, ее отгрузки и реализации;

- расходов, доходов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий;

- расчетов с поставщиками, покупателями, работниками предприятия, бюджетом;

- кредитов и займов;

- капитала;

- валютных операций и др.

Таким образом, будут рассмотрены все самые важные современные направления бухгалтерского учета, что позволит получить студентам те реальные знания, которые в дальнейшем можно применять на практике. Такие знания необходимы каждому работнику - от рядового менеджера до главы или собственника компании. Целью этого курса является изучение организации и методики бухгалтерского учета различных участков финансово-хозяйственной деятельности организации.

Используя российские стандарты бухгалтерского учета и большой фактический материал, студенты научатся формировать и обрабатывать первичную документацию и формировать финансовую отчетность компании. Студенты получат те реальные знания, которые в дальнейшем можно применять на практике. Такие знания необходимы каждому работнику - от рядового менеджера до главы или собственника компании. 

В результате освоения дисциплины студент будет:

1.     Знать:

принципы, цели, задачи бухгалтерского учета; приемы ведения учета в организациях; основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;  классическую процедуру бухгалтерского учета, ее учетно-технологические аспекты.

2.     Уметь:

правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах отдельные факты хозяйственной деятельности; определять в соответствии с экономическим содержанием фактов хозяйственной деятельности их влияние на показатели бухгалтерской отчетности;

 оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах.

3.     Владеть:

самостоятельного применения нормативных основ и принципов бухгалтерского учета.


Дисциплины майнора «Развитие управленческих компетенций»

Деловой этикет и общение

Целями  курса «Деловой этикет и общение» освоения  является формирование у студентов целостного представления об этикете и общении в деловой сфере.

Данная дисциплина включает  в себя два тематических блока:  деловой этикет и деловое общение.  В процессе изучения делового этикета студенты познакомятся  с значением делового этикета и факторами, его формирующими; этикетными формулами знакомства, представления, приветствия и прощания; формулами этикета для повседневных, торжественных и скорбных ситуаций; сущностью и атрибутами имиджа; особенностями дресс-кода в разных компаниях, формулами приглашения, приема в деловой жизни; грамотной работе с документацией. Узнают национальные особенности делового этикета в других странах.  

В блоке, посвященном деловому общению, студенты  узнают  о его тенденциях  в современном деловом мире, об особенностях общения, познакомятся с техниками общения и научатся использовать их  в своей профессиональной  практике.

В результате знакомства с  курсом  у студентов будут сформированы следующие коммуникативные компетенции:

Умение вступать в контакт, задавать вопросы, вести «малый разговор», воодушевлять партнера к  прояснению его позиции, предложения и т.д., услышать и понять, что партнер имел в виду,  воспринять и понять, что партнер не в состоянии был выразить, умение выровнять эмоциональное напряжение в беседе.

Занятия планируются в интерактивных формах.

Лидерство как личностная стратегия

Дисциплина «Лидерство как личная стратегия»  направлена на подготовку студентов к системному развитию лидерских качеств.  Лидерство рассматривается в широком смысле как гармоничная совокупность целей, ценностей, компетенций и личностных характеристик.  Для рассмотрения различных аспектов и элементов лидерства предлагается авторская концептуальная модель, включающая блоки «внутренних» и «внешних» компетенций, блок целей и принципов и блок стилевых характеристик.  Ожидается, что рассматриваемые формы лидерства могут быть реализованы в различных видах профессиональной и общественной деятельности. 

Основной задачей дисциплины является предоставление студентам возможности знакомства с современной интерпретацией концепции лидерства, а также оказание поддержки в разработке собственной программы развития качеств и компетенций современного лидера.  В процессе посещения занятий, которые будут включать лекционную и дискуссионную части, студенты смогут получить представление о методах развития ключевых навыков и компетенций лидера, выработки системы принципов и норм, формировании стиля, развития харизмы.  Данная дисциплина может быть полезна студентам, которые ставят перед собой масштабные цели личностного и профессионального роста.

Управленческие решения: формальные модели и психологические аспекты

Цель освоения дисциплины «Управленческие решения: формальные модели и психологические аспекты» является знакомство студентов с теоретическими знаниями в сфере технологий принятия управленческих решений, содержанием процесса разработки и принятия управленческих решений, условиями и факторами обеспечения их качества и эффективности; обучение основным принципам и алгоритмам разработки управленческого решения и оценки рисков; отработка использования специальных методов и инструментов при разработке управленческих решений и оценке последствий их реализации.

В результате  изучения курса студенты овладеют следующими компетенциями, которые позволят: разрабатывать управленческие решения с использованием специальных инструментов; оценивать условия и последствия принимаемых решений с различных точек зрения и временных характеристик; оценивать последствия принимаемого решения с позиций социальной ответственности, новые рыночные возможности; применять для разработки и принятие управленческого решения корпоративные информационные системы; применять количественные и качественные  методы анализа при принятии управленческого решения; строить специальные экономические, финансовые и организационно-управленческие модели; управлять эмоциональной сферой в процессе разработки и принятия управленческих решений, избегать «скрытых ловушек» в этом процессе.


Бизнес-планирование

Курс «Бизнес-планирование» ориентирован на активных и инициативных студентов, желающих реализовывать свои собственные проекты и идеи, воплощать их в жизнь. В ходе изучения дисциплины студенты  познакомятся со структурой бизнес-планов,  видами бизнес-планов в зависимости от  их целей, рисками, которым подвержены соответствующие проекты, источниками их финансирования. Студенты научатся отбирать и использовать информацию, необходимую для составления бизнес-планов, проводить необходимые расчеты; оценивать риски, рассчитывать показатели эффективности бизнес-проектов, из перспективность, проводить сопутствующие маркетинговые исследования

Таким образом, у студентов будет возможность развивать свою бизнес-идею, собрать команду для ее реализации и запустить собственный бизнес.

Занятия будут проходить в активных формах обучения, включая деловые игры, дискуссии, обсуждения кейсов, командную работу. В рамках курса предусмотрены различные задания, которые будут выполняться как в индивидуальной форме, так и в команде.