• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Междисциплинарность: pro et contra

10-й выпуск приложения «География Вышки» посвящён вопросам организации междисциплинарных исследований. О том, с какими проблемами им пришлось столкнуться, рассказывают организаторы междисциплинарных научных семинаров, проходивших в Вышке этой осенью.

Каковы плюсы и минусы междисциплинарного подхода? Где границы его целесообразности? С какими проблемами сталкиваются авторы междисциплинарных исследований? Об этом в сегодняшнем выпуске «Географии Вышки» рассказывают организаторы междисциплинарных научных семинаров (МНС) кадрового резерва, проходивших в НИУ ВШЭ осенью. В их числе -Ксения Кочкурова, преподаватель факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, руководитель семинара на тему: «Интеллектуальная собственность в науке и бизнесе».

Чем обусловлен выбор междисциплинарного подхода для разработки Вашей темы?

 - Междисциплинарный подход был выбран не случайно. Само понятие «интеллектуальная собственность» в настоящее время является комплексным: оно широко используется не только в праве и науке, но и в экономических сферах деятельности. Во многом именно этот ресурс становится основой дальнейшего развития бизнеса, технологий, науки и страны в целом. Важно было рассмотреть вопрос об интеллектуальной собственности с междисциплинарных позиций, чтобы оценить значимость каждого элемента и установить взаимосвязанность в этом вопросе науки и практики, права, экономики и менеджмента.

Какие плюсы и минусы междисциплинарности Вы ощутили на своём опыте?

 - На мой взгляд, единственный минус междисциплинарности — несколько разрозненный понятийный аппарат. Например, если в менеджменте слово «бренд» является общепринятым и понятным термином, то для юристов такого понятия не существует, вместо него используется понятие «товарный знак», а в некоторых случаях — «фирменное наименование». Что касается положительных моментов, то в нашем случае междисциплинарность семинара позволила выявить пробелы в регулировании части общественных отношений, связанных, например, с интеллектуальной собственностью в интернете. И в процессе обсуждения с коллегами удалось наметить некоторые пути решения данных проблем. Проведение междисциплинарных мероприятий, безусловно, необходимо для того, чтобы специалист смог посмотреть на предмет своих научных интересов под другим углом и предложить комплексное и обоснованное решение возникающих вопросов.

С какими проблемами в организации, проведении и позиционировании междисциплинарного исследования столкнулись Вы лично?

 - Нам хотелось, чтобы семинар, который мы проводили, был не только научным, но и практическим. Чтобы участники знали, как на практике реализуются те или иные положения. В связи с этим была недостаточно разработана научная составляющая исследования, поскольку к участию в качестве докладчиков мы старались привлечь прежде всего практиков из сферы интеллектуальной собственности. Это и стало некоторой проблемой: довольно сложно найти специалиста, который был бы одновременно блестящим профессионалом в практической деятельности и научным исследователем. А характер «практичности», на мой взгляд, подобным мероприятиям необходим.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы междисциплинарного подхода?

 - Перспективы, несомненно, есть. Сегодня исследователям для развития собственных научных интересов очень важно уметь видеть проблему не только в своей дисциплинарной плоскости, но и в смежных областях. Ведь никакая общественная проблема не имеет одностороннего характера, соответственно, для её исследования необходим комплексный подход. На мой взгляд, в будущем было бы полезно в рамках учебной деятельности реализовывать междисциплинарные проекты, поскольку вне стен университета его выпускникам придётся принимать решения, которые будут влиять не только на сферу их непосредственной деятельности, но и на смежные области.

Узнать точки зрения других организаторов междисциплинарных семинаров можно в свежем выпуске приложения «География Вышки». Читайте также 94-й выпуск бюллетеня «Окна роста». Он  знакомит с последними изменениями в Положении об академических надбавках и в процедуре студенческого голосования за лучших преподавателей.