Студенческая оценка преподавания – как улица с двусторонним движением
Церемония награждения лучших преподавателей по итогам студенческого голосования и студенческой оценки преподавания состоялась в ходе торжественной линейки, посвященной новому учебному году в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Награждены более 70 педагогов, 9 из них получили признание студентов в обеих категориях, 14 человек стали лучшими преподавателями 3 года подряд.
Студенческая оценка преподавания (СОП) – это ключевой для НИУ ВШЭ механизм сбора обратной связи, который помогает обеспечивать постоянное развитие качества преподавания и улучшение качества планирования и организации учебного процесса. Студентам СОП помогает обдумать и оценить свой учебный опыт, обозначить направления для его улучшения, а преподавателям — получить обратную связь, проанализировать содержание курсов и свой подход к преподаванию.
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Сегодня мы заложили новую традицию награждения лучших преподавателей в присутствии тех, кто только пришёл в университет. И это отражает тот принцип, по которому живет наша среда, – принцип взаимодействия и двусторонней обратной связи – от преподавателя к студенту и от студента к преподавателю. Это как таинство, тот особенный момент, который наполняет всех чувствами радости и гордости и добавляет вдохновения перед началом учебного года. Я очень надеюсь, что это станет доброй традицией. Сегодня было красиво, душевно, тепло, так, как и должно быть в Вышке.
Два главных принципа СОП — обязательность и анонимность. Анкету проходят все студенты — это помогает руководству оценивать учебный процесс на основе отзывов всех участников, а не только самых активных. Анонимность позволяет студентам писать отзывы честно и подробно, а преподавателям и управленцам — выслушать всех и принять решения на обобщённых данных.
СОП проводится в соответствии с графиком учебного процесса путем заполнения студентами формы оценивания для текущего учебного модуля или периода (по итогам каждого учебного модуля, т.е. несколько раз в год).
Для лучших преподавателей по итогам СОП с баллом 4,86 и выше на уровне нижегородского кампуса в этом году предусмотрена единовременная премиальная выплата. Это новый инструмент стимулирования, который появился в 2024 году по решению собрания трудового коллектива для тех преподавателей коротких курсов, которые по формальным критериям не могли участвовать в голосовании за звание лучших.
Мария Штефан, заместитель директора по финансам, аналитике и организационному развитию, декан факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Инструмент оценки лучших преподавателей по итогам студенческого голосования существует в Вышке много лет, и для каждого преподавателя – честь попасть в состав лучших. Но система устроена таким образом, что в число лучших могут попасть, в основном, преподаватели больших курсов. Хотя в Вышке есть ещё очень много маленьких инициативных курсов и большое число преподавателей, у которых СОП, качество курса, манера общения в аудитории, коммуникация со студентом в ходе курса приближается к 5 баллам из 5 возможных. И мы приняли решение по итогам года наградить преподавателей, у кого СОП выше, чем 4,86, ценными подарками, и тоже присвоить им статус «лучший» по итогам СОП.
Я, как преподаватель, всегда очень внимательно смотрю на оценку студентов, и, если вдруг по какому-то критерию происходит снижение, мне важно понять причину. Например, если есть замечания с точки зрения практико-ориентированности, то я подумаю, как в следующем году включить в курс больше кейсов, больше эмпирического материала, чтобы курс действительно «играл» и был интересен и полезен не только мне, как человеку, который его проектировал, но и ребятам, которые его выбрали.
Образовательный процесс в Вышке устроен таким образом, что мы разбираем каждый кейс по снижению рейтинга и помогаем преподавателю улучшить курс. Мне как декану, повезло, и я могу с гордостью сказать, что средняя оценка по факультету больше, чем 4 с половиной. Это очень хороший результат. Я хочу сказать большое спасибо всем нашим преподавателям, которые вкладываются в учебный процесс. Спасибо вам большое. А студентов хочу призвать давать аргументированные комментарии для того, чтобы преподаватель действительно извлёк из них пользу.
С СОП тесно связаны также механизмы оценки качества управления образовательным процессом и выборов лучших преподавателей. Одними из самых важных «пользователей» результатов оценки являются академические руководители и менеджеры программ, заинтересованные в том, чтобы сформировать привлекательность и конкурентоспособность содержания своей программы.
Борис Улитин, академический руководитель образовательной программы «Компьютерные науки и технологии»
Студенческая оценка важна именно с точки зрения структуры дисциплины, потому что помимо самой оценки студент всегда оставляет содержательный комментарий, который в последующем можно учесть, и, например, добавить в курс какие-то новые блоки.
Я всегда рассматриваю СОП как инструмент обратной связи, который можно использовать, в том числе, для последующих лет обучения. Благодаря этому инструменту преподаватель может сориентироваться, насколько тяжело студентам было в плане освоения некоторых материалов и, возможно, каким-то фрагментам уделить больше времени, чем было изначально предусмотрено курсом.
Екатерина Сучкова, академический руководитель образовательной программы «Финансы», заместитель декана факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Мне очень приятно быть лучшим преподавателем, это очень почётное звание, которым я горжусь больше, чем какими-либо другими. СОП очень полезен, потому что студенты пишут иногда очень справедливые содержательные замечания, на которые я ориентируюсь при внесении изменений в курс. Курс, связанный с финансами, постоянно развивается с учетом тех изменений, которые происходят в сфере и, конечно, с учетом мнения студентов. Конечно, бывают и просто эмоциональные комментарии, обычно это свойственно студентам 1 курса, но в старших курсах и в магистратуре они тоже встречаются.
В конце учебного года в рамках анкеты СОП студенты могут особо выделить нескольких преподавателей, занятия с которыми произвели на них самое положительное впечатление за прошедший учебный год. Студенту предлагается на добровольной основе выбрать не более четырех лучших преподавателей, которые вели у студента аудиторные занятия в текущем учебном году, а также написать выбранным преподавателям благодарности в формах для открытого ввода текста.
Мария Лошкарева, декан факультета права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Мы всегда очень заинтересованы в получении конструктивной критики и очень внимательно прислушиваемся к тому, что студенты пишут нам в формах студенческой оценки. Для нас это важно. Это для нас мотиватор, на который мы всегда очень чётко реагируем: например, меняем подходы к системе оценивания, даже иногда вносим изменения в тематику, реагируя на пожелания студентов.
И, конечно, мы очень признательны студентам за их признание в любви и за то, что они голосуют за нас как за лучших. Это действительно нечто совершенно особенное. Каждый раз хочется идти в аудиторию, зная, что мы работаем не зря, что наша работа будет оценена. Это для нас чрезвычайно важно.
Анастасия Аликина, руководитель департамента английского языка НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Студенческая оценка – это такой «звоночек» для преподавателя – на что стоит обратить внимание, что стоит изменить. По сути – это такое живое общение, но при этом, что важно, анонимное, потому что студенты не всегда в силу субординации могут напрямую сказать преподавателю, что они чем-то недовольны. И здесь преподавателю нужно быть открытым к новому, к изменениям и понимать, что мы все делаем общее дело, и способность услышать и что-то изменить может привести к лучшим результатам.
Я очень благодарна студентам Вышки за доверие и желаю им всем найти своё место в жизни, своё призвание и любить свою работу так, как люблю её я.
Ольга Мельникова, преподаватель программы «Филология», начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Я всегда очень трепетно жду результатов студенческой оценки, которую ребята дают по итогам курса. Это самое значимое, самое важное, что может быть, потому что нас оценивают, те, для кого мы работаем, студенты. Но еще важнее комментарии. Я всегда старюсь делать курс гибким и откликаться на запросы студентов, и комментарии помогают мне адаптировать его для следующего года, понять, что понравилось, а что не понравилось, разобраться в специфике восприятия информации. Поэтому каждый курс не похож на следующий: тебе кажется, что ты делаешь курс для всех, а на самом деле ты меняешь его под тех конкретных детей, которые придут к тебе в этом году.
Ирина Зороастрова, старший преподаватель факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Система студенческой оценки выстроена очень грамотно и удобно структурирована. Важно, что у студентов есть возможность оставить анонимный комментарий, это дорогого стоит, потому что не все готовы общаться лично. У меня довольно большой поток, и мне очень импонирует возможность получить такую объективную оценку, я ее всегда с трепетом жду. При проектировании курса я стараюсь учесть все пожелания, и, если я что-то могу исправить и улучшить, я конечно, это делаю.
Алиса Мытарева, преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Когда я получаю результаты СОП, я всегда сравниваю количественные и качественные показатели и смотрю, что можно поменять, что улучшить на основании комментариев студентов. Это касается как содержания курса, так и форм взаимодействия. То есть курс меняется именно благодаря обратной связи от студентов. Поэтому я тоже пишу студентам письмо, в котором благодарю их за обратную связь, и говорю о том, как важно это делать качественно. Для преподавателя очень душеспасительно и ободряющее получать какие-то положительные фидбэки. Со своей стороны, я тоже стараюсь следить за прозрачностью критериев оценивания, чтобы каждый студент понимал, за что, какой балл он получит и тоже рассчитывал свои силы. По итогам каждого выступления, каждого доклада я делаю пометки, чтобы дать обратную связь, на основе которой студент может вырасти и в дальнейшем выполнить работу лучше.
Игорь Привалов, старший преподаватель факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
В процессе обучения мы со студентами коллеги. Да, у меня больше опыта, но мы, тем не менее, находимся на одной ступени, и мы можем быть друг другу полезны. Меня ободряет звание «лучшего преподавателя», и я очень чётко понимаю, когда и в какой момент студентам пригодятся те знания, которые я им даю. Возможно, сначала они питают иллюзии, что анализ данных им не нужен, поэтому моя задача привести их к выводу, что это одна из основ их профессии, и дать им эту базу.
Моя задача – прийти и сделать свою работу, научить тому, что знаю сам.
Вообще преподаватель отчуждён от результата своего труда, он не может «потрогать» знания студентов, это очень эфемерная конструкция. Её даже метрически очень тяжело выразить в оценках. Это возможно только в рамках живого, заинтересованного общения.
Наталья Серова, заместитель директора по организации приема НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Я являюсь преподавателем программы «Управление образованием». Это особая программа, потому что здесь учатся руководители образовательных организаций, школьные учителя, действующие практики в сфере образования. Поэтому оценка этих студентов – это оценка людей, которые понимают, что такое обратная связь и зачем она нужна. Они требовательны и часто оценивают не привычные, не классические формы взаимодействия во время учебных занятий и дистанционных сессий, потому что они приходят к нам на программу в том числе за освоением новых техник и технологий в сфере обучения. Это постоянно заставляет преподавательский состав искать какие-то новые подходы, все то лучшее, что появляется как в теории, так и на практике бизнес-образования и образования взрослых.
Хотелось бы также отметить, что важно разграничивать систему оценки преподавателей, которые отвечают за системное ведение курсов, за дизайн образовательной программы и приглашенных преподавателей-практиков, которые проводят один-два семинара. Иногда монотонная, рутинная работа по сопровождению всего учебного процесса, например, на программах магистратуры становится невидимой, и преподаватели, которые вкладывают довольно много усилий для того, чтобы собрать из кусочков паззла некую единую картинку, связанную с итоговым результатом, остаются в тени для студентов, даже имеющих опыт работы в образовании. Возможно, для этого нужна отдельная номинация.
Ещё одна категория победителей выборов — лучшие научные руководители, получившие этот статус благодаря успехам своих студентов в конкурсе НИРС — 2023. Научные руководители всех студентов, ставших победителями и занявших 1-3 место в конкурсе, также получают статус лучших преподавателей.
Каждому лучшему преподавателю, прошедшему отбор, назначается ежемесячная преподавательская надбавка лучшему преподавателю с 1 сентября соответствующего учебного года до 31 августа в пределах одного учебного года.