• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейролингвистика: очевидное и невероятное 2.0

Продолжение интервью с Анастасией Александровной Лопухиной об общих вопросах нейролингвистики

Первую часть интервью, посвящённую вопросам билингвизма и работе с детской речью, можно прочитать здесь.

Анастасия Александровна Лопухина, 
сотрудник Центра языка и мозга

Продолжение интервью с Анастасией Александровной Лопухиной

– Расскажите про свой путь. Как Вы пришли к тому, чтобы заниматься нейролингвистикой?
– Мне стало интересно, как правильно проводить опросы с точки зрения науки, так как опросов из вконтакте, к примеру, может быть вовсе не достаточно, потому что там мы не учитываем очень многого. Именно поэтому я пришла волонтёром в Центр языка и мозга, а потом постепенно осталась учится разным навыкам, и меня затянуло.  


– О чем чаще всего спрашивают люди, далекие от нейролингвистики? С какими заблуждениями о языке или нейролингвистике Вам приходилось сталкиваться (например, про то, что мозг работает только на 10%)? 

– Да, мне кажется, многие уже привыкли к идее, что это всё-таки не 10 процентов. У меня, как и у моих коллег, есть на это хороший ответ: “А вы попробуйте удалить остальное и использовать эти самые 10%, и посмотрим, получится ли у вас”. 
Мне кажется, что я и мои коллеги часто сталкивались с расхожим мнением, что нейролингвисты занимаются нейролингвистическим программированием, то есть специальными языковыми приёмами воздействия на людей. Ещё часто к нам обращаются люди с, по их мнению, неординарными способностями, как, например, владение большим количеством языков или видение каких-то языков во сне. Способности необычные, конечно, но это не совсем поле нашей работы. 


– Нейролингвистика – область на стыке научных дисциплин, которая требует и лингвистических знаний, и биологических, да ещё и умения работать с техникой на экспериментах. Что нужно, чтобы стать нейролингвистом? Сложно ли гуманитарию освоиться в этой области? 

– По опыту нашего центра, большая часть сотрудников являются лингвистами в прошлом. Есть ещё люди с психологическим образованием, но есть и физики, и биологи, логопеды, нейрохирурги. Мне кажется, так как у нас работа на стыке сфер, то тут просто университетского образования и трека, на котором вы собираетесь работать, может быть недостаточно, и нужно самому думать, какие навыки вам нужны. Например, если вы студент, хорошим решением будет пойти помогать волонтёром и подключиться в исследование, таким образом вы поможете и себе, и другим. Также есть различные открытые ресурсы про мозг и методы в нейролингвистике и курсы, как русскоязычные на Openedu, так и различные зарубежные на той же Coursera. Различные сайты, книги, журналы, статьи и учебники. Никто из нас не учился в университете ЭЭГ и айтрекингу, работе с томографом. Мы так же, как и все, учились этому при посещении разных школ и общении со специалистами. Молодому студенту необходимо сначала построить теоретическую базу и затем, чтобы получить практические знания, обязательно участвовать в исследовании при контроле специалиста-наставника. Кстати, у нас есть раздел потенциальным стажерам, где мы публикуем необходимые материалы для изучения при желании работы у нас.
На мой взгляд, самое важное – это упорство и интерес, потому что именно с этими качествами вы можете научиться любому. Никто не рождается с этими знаниями и навыками. Активистов любят и ценят везде. Можно сказать, что в этом деле границ между технарями и гуманитариями нет, так как информация сейчас в открытом доступе и каждый, если ему что-то нужно, может найти интересующую тему и разобраться. Поэтому, я считаю, важны именно личностные качества человека, а не его бэкграунд. Скрупулезность, въедливость и мотивация – хорошие попутчики в исследовании.


– А так ли важно знание английского в изучении материалов нейролингвистики?

– Это дает большой плюс. Так как сейчас доступны субтитры, то можно пользоваться ими. Это важно для понимания и усвоения. А если ваш английский среднего уровня, то это хорошая мотивация и прокачка в дополнение.


– Нейролингвистика позволяет больше узнать о работе нашего мозга, речевых процессах – все это, несомненно, вносит вклад в науку. А где используются достижения нейролингвистики за пределами науки?

– Нейрохирургические операции – один из вариантов прикладного использования. Всё, что касается нарушений речи у детей и взрослых, логопедия и подбор терапии. Предсказание возможных речевых трудностей у детей, мягкого когнитивного снижения у взрослых, потенциальных болезней – это всё то, где используют данные исследований в области нейролингвистики. Помимо терапевтических программ нейролингвистические знания широко применяют в области образования. Например, есть исследования, где проверяют самые рабочие методы для усвоения второго языка у детей.


– Основа нейролингвистики – эксперимент. Какой самый неочевидный результат, вывод, к которому вы приходили в ходе эксперимента? Часто ли эксперимент опровергает изначальную гипотезу?

– Это происходит довольно часто, так как мы строим гипотезы, основываясь на исследованиях на других языках, или из того, что мы находим в теоретических предпосылках, и наши гипотезы иногда подтверждаются, а иногда нет.
Самый недавний результат был именно когда мы приезжали в Нижний Новгород проводить обследования чтения у детей 2-4 классов. Мы предварительно проанализировали наши данные и ожидали одно, а получили совсем другое, в частности потому что мы строили гипотезу на основании других языков и орфографий, правил чтения. Пилотных исследований для русского языка нет. Например, мы ожидали, что второклассники будут своим боковым зрением выхватывать звуковую информацию о слове, а получили, что любую информацию боковым зрением используют, – и звуковую, и орфографическую, – и любая информация помогает им читать. И в целом чтение младшего школьника и взрослого сильно отличается, поэтому дальше мы будем более детально смотреть и анализировать наши данные.

 

– Какие книги, ресурсы, сайты Вы посоветуете тем, кто начал интересоваться нейролингвистикой?
– Советую посмотреть на нашем сайте.
Я начала бы с онлайн курсов, так как это более увлекательно, чем чтение книги из области, в которой вы ничего не знаете. Это даёт много информации и опыта. Также советовала бы разные научные подборки фильмов про детей, как советские научные фильмы, так и более современные от BBC или NETFLIX. Так вы лучше сможете представить и понять, ваше это или нет, и станете лучше понимать объект исследования. 


Нейролингвистика
– это сфера науки, где каждый может проявить себя и привнести что-то новое в глобальное общее дело. Несмотря на новизну этого направления, исследования в нём уже проводятся очень активно, а результаты находят применение в различных сферах. Если вас заинтересовала эта тема, обязательно попробуйте себя в области нейролингвистических исследований в Центре языка и мозга! Исследования ведутся как в НИУ ВШЭ в Москве, так и филиале НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. Можно начать с участия в Летней нейролингвистической школе, где российские и зарубежные учные расскажут о когнитивных и нейронных механизмах чтения. Это не только расширит кругозор, но и сможет стать делом всей вашей жизни. Кто знает, вдруг именно вы – будущее светило нейролингвистики?


С любовью, 
Ваш ЖурFeople❤️

Авторы: Александра Литвак, Мария Стягова 20ФПЛ