• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Лети-лети лепесток: стороны света в языках”

или завершающая лекция Осенней лингвистической школы

Второй день Осенней лингвистической школы завершился лекцией Антона Александровича Сомина, научного сотрудника лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ-Москва.


Фото: Зайцева В.В.

 Антон Александрович рассказал старшеклассникам и студентам ФиПЛа про названия сторон света в разных языках мира. 

 

А.А. Сомин, научный сотрудник лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ-Москва

“Школа “Лингвист XXI века” была направлена на то, чтобы показать, как лингвистика взаимодействует с другими науками. Мне показалось, что это будет хорошая завершающая лекция, такой краткий языковой обзор, потому что она не про что-то частное, а сразу про всё!

Аудитория очень хорошая. Было видно, что некоторые уже были немножко уставшими, но все равно ребята сидели с горящими глазами и отлично отвечали на вопросы. 

В Нижнем Новгороде я в третий раз. Город совершенно замечательный, есть на что посмотреть. Однако в самой Вышке я впервые. Только мимо проезжал на трамвае и с радостными криками фотографировал ее из окна. Надеюсь, что в этот раз у меня получиться посмотреть на нее изнутри”.  

 
Фото: Хоменко А.Ю.

Если вы тоже заинтересовались названиями сторон света в разных языках, то немного раскроем вам карты)
Как рассказал Антон Александрович в своей лекции, в основном в языках мира четыре стороны света, изредка бывает восемь. Однако в любом случае есть 4 базовые системы, по которым сторонам света могут быть даны названия:

  1. Солярная система, когда названия сторон света зависят от положения солнца, времени суток или от того, что люди делают в это время суток.
  2. Система “главного направления”, когда люди смотрят в каком-то направлении и от него отсчитывают другие.
  3. “Местно-географическая” система, когда точкой отсчета служит какой-то географический объект: гора, море, река или другая страна.
  4. Астрономическая система, которая похожа на солярную, только люди ориентируются не по Солнцу, а по созвездиям.

 Еще раз спасибо Антону Александровичу за интересную лекцию о языковом разнообразии, когда можно путешествовать, не покидая стены аудитории!

 

Автор:
Вита Зайцева, 20ФПЛ