• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методика преподавания русского языка для иностранцев

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка для иностранцев» являются овладение студентами различными методами и подходами к обучению русскому языку как иностранному, приобретение теоретических знаний и практических навыков и умений обучения продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности, лексической, грамматической и фонетической сторонам речи, принципам организации учебного процесса и подходам к оценке его качества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научиться проводить диагностику знаний и умений обучающихся, а также корректировать учебный процесс на основе полученных результатов.
  • Развить способность к организации интерактивного и коммуникативного обучения, стимулирующего активное использование русского языка в различных ситуациях.
  • Знать основные принципы методики преподавания РКИ. Освоить основные теоретические и практические основы методики преподавания русского языка как иностранного, включая современные подходы и технологии обучения.
  • Уметь пользоваться Стандартами и Лексическими минимумами при отборе и разработке учебного материала
  • Уметь использовать разные методы и технологии обучения РКИ
  • Сформировать готовность к самостоятельной работе преподавателя русского языка как иностранного в различных образовательных учреждениях и культурных средах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
  • Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
  • Понимание теоретических основ методики преподавания лексики РКИ и современных подходов к обучению лексической компетенции.
  • Освоение методов и приемов работы с трудными лексическими единицами, а также способов их эффективного усвоения.
  • Критический анализ существующих методик и формирование собственных подходов к обучению лексике РКИ.
  • Умение разрабатывать учебные материалы и задания, направленные на преодоление трудностей в изучении лексики.
  • Создавать планы уроков и учебные материалы, ориентированные на развитие всех языковых компетенций (говорение, слушание, чтение, письмо).
  • Применять коммуникативные и интерактивные методы для активизации речевой деятельности учащихся.
  • Проводить диагностику и оценку языковых навыков с использованием современных критериев и инструментов контроля.
  • Организовывать учебный процесс с учетом культурных особенностей и мотивации учащихся.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
  • Обучение говорению и произношению.
  • методика преподавания лексики РКИ
  • Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
  • Обучение грамматике.
  • Обучение навыкам аудирования.
  • Обучение письменным навыкам.
  • Планирование урока. Подведение итогов курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на лекциях и семинарах
    Студенты участвуют в активных формах работы, таких как обсуждения, выполнение практических заданий, работа в группах, анализ учебных ситуаций и выполнение мини-проектов, направленных на закрепление теоретического материала и развитие практических навыков. Студенты получают 10 и 9 баллов при 100-90% посещаемости
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
    В течение модуля студент выполняет домашние задания, которые направлены на закрепление и углубление теоретических знаний, приобретённых на занятиях.
  • неблокирующий Разработка двух уроков
    Создание материалов для проведения двух занятий для иностранных студентов, изучающих русский язык, а также теста полиморфного теста промежуточного контроля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность на лекциях и семинарах + 0.4 * Выполнение домашних заданий + 0.4 * Разработка двух уроков
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демидова, Е. Б. Русский как иностранный: методика работы над стилистическими средствами художественного текста : учебное пособие / Е. Б. Демидова, Ю. Б. Мартыненко. — Москва : МПГУ, 2020. — 92 с. — ISBN 978-5-4263-0945-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174934 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Повторяем падежи и предлоги : корректировочный курс для изучающих русский язык как второй, Ермаченкова, В. С., 2018
  • Русский как иностранный: лингводидактический аспект описания : учебно-методическое пособие / составитель Н. А. Козельская. — Воронеж : ВГУ, 2016. — 55 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165398 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Русский язык как иностранный (A1–A2), Корнева, Г.В., 2021
  • Русский язык как иностранный. Практический интенсивный курс (+CD) : Учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Ласкарева, Е.Р., 2016
  • Сицына-Кудрявцева, А. Н. Микроэлектроника: русский как иностранный : учебно-методическое пособие / А. Н. Сицына-Кудрявцева. — Москва : НИЯУ МИФИ, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7262-1952-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/103220 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.

Авторы

  • Патракова Ева Павловна
  • Бинштейн Маргарита Михайловна