• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Введение в лингвистическую антропологию"

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Левин Иван Сергеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Введение в лингвистическую антропологию» читается на первом курсе бакалавриата образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Пререквизиты курса: базовые лингвистические знания, полученные в рамках курсов «Введение в лингвистику» и «Языковое разнообразие». Формат изучения: лекции, семинары, без использования онлайн курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими основами лингвистической антропологии.
  • Изучить историю развития лингвистической антропологии.
  • Изучить историю гипотезы лингвистической относительности.
  • Изучить основные достижения лингвистической антропологии.
  • Изучить основные понятия и предмет лингвистической антропологии.
  • Изучить основные методы и приѐмы анализа языковых сообществ, принятые в лингвистической антропологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дать критическую характеристику направления «лингвокультурологии».
  • Дать определение ГЛО и охарактеризовать её современное состояние; описать особенности неоконфуцианства.
  • Описать в сравнении особенности полевых исследований в лингвистической антропологии.
  • Описать взаимосвязь между религиями Писания и конкретными языками; между другими религиозными системами и языком.
  • Описать влияние политики и социального устройства общества на язык и обратно; описать связь языка и гендера.
  • Описать связь языка и этничности, а также понятие идентичности и механизмы ее формирования.
  • Описать, как в различных языках выражаются цвет, пространство, время, системы родства, системы счисления; описать различия между наивной и научной картинами.
  • Описать, что такое народная лингвистика и какие мифы о языке наиболее часто встречаются.
  • Сформулировать подходы лингвистической антропологии к описанию коммуникации.
  • Сформулировать различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, «лингвокультурологией», социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Лингвистическая антропология и смежные науки.
  • Тема 2. Мифы о языке и отношение к языку.
  • Тема 3. Гипотеза лингвистической относительности.
  • Тема 4. «Лингвокультурология».
  • Тема 5. Связь языка и смыслов. Категоризации в языке.
  • Тема 6. Язык и религия.
  • Тема 7. Идентичность.
  • Тема 8. Этнография коммуникации.
  • Тема 9. Гендер и язык. Язык и власть.
  • Тема 10. Методы полевых исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах и промежуточных опросах
  • неблокирующий Бонусные кейсы повышенной сложности для получения оценок 9 и 10
    Для получения оценок 9 и 10 студентам трижды в течение курса даётся 2-3 антропологических кейса повышенной сложности. Решение кейсов сдаётся в письменном виде через неделю после выдачи задания (на каждый кейс -- эссе 800-1200 слов). При успешном решении 5-6 кейсов студент может претендовать на оценку 10 при условии успешного выполнения базовых требований к курсу. При успешном решении 3-4 кейсов -- на оценку 9 при тех же условиях.
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.2 * Участие в семинарах и промежуточных опросах + 0.1 * Бонусные кейсы повышенной сложности для получения оценок 9 и 10
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Санникова И.И. - Этнолингвистика - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2487-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72688