• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Функциональные и когнитивные модели в лингвистике

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен:  Знать теоретические основы функциональной лингвистики и когнитивистики.  Понимать отличие методологии функционального и когнитивного анализа.  Уметь пользоваться методами и приёмами описания концептов, структурирования и моделирования знаний разных форматов.  Владеть навыками обнаружения языковых соответствий, выявления сходства когнитивных механизмов, оперирующих в разных языках. Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - теория языка; - лингвистический анализ текста; - введение в теорию МКК.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике» являются освоение методологии когнитивной науки, формирование представления об основных когнитивных процессах, связанных с языком.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать определение понятия "функция" в разных школах, уметь идентифицировать особенности каждой школы функционалистики
  • знают основы психолингвистики
  • осваивают основных понятий дисциплины, умеют ими оперировать
  • осваивают понятие категории по Аристотелю, Э. Рош, Дж. Лакоффу
  • осваивают разные взгляды на концепт, умеют синтезировать понятие на основе разных научных взглядов
  • осваивают схемы категоризации и концептуализации, умеют отличать два понятия
  • осваивают функционал когнитивной грамматики, когнитивной семантики, когнитивной фонологии и поэтики
  • различают понятия научная, концептуальная, наивная, языковая картина мира
  • умеют использовать понятие образной схемы Дж. Лакоффа, категорию конфигурационной структуры Л. Талми
  • умеют использовать разные методики концептуального анализа для разного речевого материала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
  • Понятия функция и система в разных лингвистических теориях
  • Основные понятия когнитивной лингвистики
  • Категоризация и концептуализация.
  • Теория концептуализации.
  • Принципы языковой категоризации
  • Методики концептуального анализа
  • Картина мира
  • Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики и основа языковой картины мира
  • История психолингвистики и актуальные вопросы когнитивистики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание и активность (аудиторная работа)
    Аудиторная работа на семинарских занятиях включает в себя: выполнение заданий и ответы на вопросы преподавателя на семинарах, выполнение домашнего задания.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа в форме теста по основным разделам дисциплины
  • неблокирующий Презентация по курсовой работе
    Презентация работы, в рамках которого студент демонстрирует применение методологии когнитивного или функционального подхода применительно к проблематике своей курсовой работы
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. При сдаче в очном формате (без применения дистанционных технологий) экзамен проводится в форме ответа студента на вопрос из списка вопросов к экзамену (с предварительной подготовкой). При сдаче в дистанционном формате экзамен проводится в формате блиц-опроса (ответы на вопросы преподавателя без подготовки). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до времени, назначенного в расписании, высланном преподавателем на корпоративную почту студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент может продолжить участие в экзамене после устранения технических неполадок при их наличии с условием получения вопросов, отличных от тех, которые были заданы до разрыва связи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Презентация по курсовой работе + 0.4 * Домашнее задание и активность (аудиторная работа) + 0.1 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику, курс лекций : учебное пособие, М-во образования и науки РФ ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; Российская ассоц. лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп., 235 с., Болдырев, Н. Н., 2014
  • Маслова В.А. - Введение в когнитивную лингвистику - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-748-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Норман Б.Ю. - Когнитивный синтаксис русского язык: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-1586-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119413