• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

"Встречай, столица!"

Прошло уже целое полугодие, а это значит, что в стены нижегородского кампуса вернулись студенты, принимавшие участие в программе академической мобильности, и готовы поделиться своими впечатлениями о времени, с пользой проведенном в московской Вышке.

Академическая мобильность — это получение студентами НИУ ВШЭ образовательных услуг вне факультета и кампуса, в котором они обучаются, при условии зачета полученных кредитов и результатов обучения. Она может быть как внутриуниверситетской, когда образовательные услуги студент получает в НИУ ВШЭ с выездом в другой кампус и обучением в очной форме, так и российской и международной, когда студент учится в любом другом российском или зарубежном ВУЗе. Кроме того, существует еще и дистанционная академическая мобильность, при которой студенты получают образовательные услуги на сайтах on-line образования.

Более подробно об опыте участия в программе академической мобильности согласилась рассказать Алёшина Арина, покидавшая нижегородскую Вышку на полгода.

Расскажи немного о себе. В каком городе ты принимала участие в программе мобильности?

- Я студентка 2 курса направления "Фундаментальная и прикладная лингвистика", и первый семестр этого учебного года я провела в московском кампусе ВШЭ по программе академической мобильности.

Из каких источников ты узнала о данной программе?

- На самом деле, о возможности "путешествия" по разным кампусам Вышки я узнала еще до поступления, на одном из дней открытых дверей, кажется. Тогда я восприняла это как шанс, который ни в коем случае нельзя упускать - как можно сидеть на одном месте, когда ты можешь двигаться и узнавать новое? И раз уж я по своей воле отказалась поступать в Москву, то провести в этом городе хотя бы 4 месяца я считала обязательным для себя. Выбор на столицу пал просто потому, что аналогичной программы нет ни в пермском, ни в петербургском кампусе. В этом мы несколько ограничены по сравнению, например, с экономистами, которые могут выбирать любой из кампусов.

Какие 3 самых важных отличия между учебой в нижегородском и московском кампусах ты можешь назвать?

Во-первых, в московском кампусе всё максимально "переведено" в электронный вариант: расписание узнаешь из приложения в смартфоне или на сайте, в ЛМС выставляются не только оценки за экзамены, но и некоторые текущие и т.д. Это является в какой-то степени показателем прогресса, однако именно это часто создает трудности вроде внезапно обновляющегося или пропадающего расписания за пару часов до занятий. В целом, это нечто между плюсом и минусом, но в идеале система должна стремиться к бесперебойной работе.

Во-вторых, в столичном кампусе уже очень хорошо и широко развита система учебных ассистентов: практически у каждого преподавателя есть помощник, отвечающий за тот или иной объем работы. Кто-то просто консультирует студентов, кто-то отвечает за регулярную проверку домашних работ, но никто из ассистентов никогда не откажет в комментарии к работе. Да и с ними иногда просто легче общаться: это же ребята на год-два старше.

Также институт волонтерства в Нижнем Новгороде развит гораздо шире, чем в Москве. Возможно, это просто из-за того, что аналогичные виды работы в НН с энтузиазмом выполняют волонтеры, а в Москве за это предусмотрена официальная зарплата. Я говорю об учебных ассистентах и работе в приемной комиссии. Вряд ли бы я отнесла этот факт к недостаткам нижегородского кампуса: в таких делах деньги не должны играть главную роль. Как показывает практика, наши волонтеры прекрасно справляются со своими обязанностями за "спасибо" и шоколадки :)

Какие возможности ты получила от такого опыта?

- О полученных возможностях трудно говорить, ибо для меня объективных "новых возможностей" было не так много и они ограничивались, в общем-то, шансом посетить лекции тех приглашенных ученых, которые "не доехали" до Нижнего Новгорода. Я бы лучше сказала о том, как этот опыт улучшил меня и расширил мои собственные границы. Безусловно, занятия с другими, новыми для нас преподавателями не могли не повлиять: дело не в том, лучше или хуже преподаватель, а в том, под каким углом он видит свой предмет и с какой стороны предлагает смотреть на проблему. Это определенно "расширяет горизонты"! Кроме того, (позволю себе тавтологию) программа мобильности сделала меня абсолютно мобильной: приходилось раз в 3 недели приезжать в НН (были дела, которые никак не могла бросить на 4 месяца и которым с радостью посвящала себя в редкие выходные дома), способность концентрироваться в любую минуту и при любых условиях заметно улучшилась. Просто я поняла, что таскать ноутбук в рюкзаке не так уж тяжело, что вставать в 5 утра не так уж невозможно, что писать эссе в поезде не очень-то неудобно, что изучать предмет дистанционно не всегда сложно. Я могу всё - вот, что я открыла для себя.

Сложно ли было влиться в ритм учебы наших московских коллег?

- На самом деле никаких особых отличий в ритмах учебы между Москвой и Нижним я не заметила. Вышка везде остается Вышкой. Лично для меня, в московском кампусе не тяжелее и не легче, что может показаться сюрпризом. Тяжело учиться на 2 города одновременно, вот это да! Единственное изменение ритма для меня заключалось в том, что я жила в самом дальнем общежитии (студенческий городок "Дубки" недалеко от города Одинцово, в Московской области), и на дорогу приходилось тратить ежедневно около 2 часов в одну сторону, меняя 3 вида транспорта. Это отбирало драгоценное время и заставляло работать в ускоренном режиме, когда это время появлялось.

Отличается ли подход к учебе/преподаванию в столичном кампусе?

- По моему мнению, подход к учебному процессу зависит не от кампуса, а от конкретного преподавателя. И то, насколько студенты "горят" изучаемым курсом, зависит от самих студентов и, конечно, от преподавателей. Мне сложно сказать, отличается ли подход к учебе в московском кампусе, здесь все более индивидуально.

Как ты считаешь, является ли такая практика мобильности одним из преимуществ Вышки перед другими университетами?

- Однозначно, это огромное преимущество! Предоставляя студентам возможность международной и внутренней мобильности, Вышка показывает себя как прогрессивный вуз. Я считаю, быть мобильным и работоспособным при любых условиях крайне важно в современном обществе. Поэтому я благодарна Вышке за предоставленную возможность. Ребята, это того стоит!

 

Статью подготовили: Елена Ширгина, Роман Дёмин, Алина Егорова и Максим Чернышёв (15 ФПЛ)