• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Читаем по глазам

Студентки 20ФПЛ — о том, что такое айтрекинг и как попасть в Университет “Сириус”

Читаем по глазам

© Фото: Джонбобоева Д.Б.

Этой осенью в “Сириусе” стартовал курс “Айтрекинг в нейрокогнитивных исследованиях”,  на который смогли попасть студентки 20ФПЛ-2 Евгения Парешина и Диана Джонбобоева. “Сириус” — это университет в Сочи, который “ставит” не на традиционное академическое образование, а на прикладное использование знаний. Мы пообщались с Евгенией и Дианой о том, почему они решили пройти этот курс и что нового узнали.

Как давно вы интересуетесь нейролингвистикой и почему?

Евгения: С самого первого семинара нейролингвистика вызвала у меня огромный интерес своей междисциплинарностью и практической пользой для людей! Семинары с Натальей Эдуардовной Гронской, её рассказы о том, что интраоперационное тестирование может помочь пациентам сохранить способность порождения и понимания речи — это так вдохновило меня! На первой нейролингвистической пятнице я уже осознала, что вокруг меня находятся единомышленники, а нейро/психолингвистика — это та область, в которой хочу развиваться.

Диана: Нейролингвистика привлекла мое внимание еще на первом курсе, но уже на втором я поняла, что мне больше интересна психолингвистика. Эти науки по-разному подходят к изучению речи: нейролингвисты смотрят на функционирование языка “изнутри”, психолингвисты же собирают поведенческие данные.

В Сириусе вы изучали айтрекинг, а как он применяется в нейролингвистике?

Евгения: Айтрекинг — это метод регистрации движений глаз человека. Глаз подсвечивается источником инфракрасного излучения, а скоростная камера калибруется на твой зрачок (или на оба) и производит съемку. Например, его используют для диагностики расстройств чтения. Также нам рассказывали о применении теории синтаксических следов в психолингвистическом исследовании — как люди интерпретируют предложения с синтаксической неоднозначностью. В данном случае айтрекер можно дополнительно интегрировать с ЭЭГ, что позволит получить информацию и о поведенческой реакции испытуемого на стимул, и об электрической активности мозга.

Диана: Данный метод применяется в различных науках: от нейромаркетинга до лингвистики. Если же мы говорим об исследованиях в области психолингвистики, то ученые пытаются найти ответы на следующие вопросы: как люди воспринимают один и тот же текст, написанный разными шрифтами? К какому возрасту дети перестают читать по слогам и переходят к чтению слов целиком? Насколько часто мы возвращаемся к тем или иным словам при чтении и возвращаемся ли вообще?

Как вы узнали о курсе в Сириусе и сложно ли было попасть?

Евгения: Совершенно случайно в группе университета Сириус. Когда я училась в школе, я знала Сириус только как центр одаренных детей. На первом курсе увидела, что существуют и студенческие образовательные программы. Основными направлениями являются медицина, биология, информатика и математика, поэтому я и не надеялась поехать. Однако в Сириусе организуют и междисциплинарные образовательные программы.

Диана: Для того, чтобы успешно пройти отбор, нужно было три вещи: решить входной тест на знание основных понятий, связанных с методом айтрекинга (например, вопросы по физиологии зрительного анализатора), составить резюме, в котором нужно было обязательно указать свои научные работы, и написать мотивационное письмо. В принципе, все посильно и не сложно.

Почему вы решили поехать? Айтрекинг связан с вашей исследовательской областью?

Евгения: Сейчас мы работаем с психолингвистикой чтения. Планируется, что на четвёртом курсе при проведении исследования в рамках ВКР мы будем использовать айтрекер. Он широко применяется в психолингвистических исследованиях, поэтому навыки работы с ним и знания о том, как разрабатывать дизайн эксперимента и какие существуют основные когнитивные теории, связанные с  глазодвигательными параметрами, точно пригодятся в будущем:)

Диана: Этот курс был для нас повышением квалификации, ведь мы уже были знакомы с айтрекером, даже успели к нему “прикоснуться” на 1 и 2 курсе. Однако у нас не было возможности поработать с ним, то есть придумать и провести собственные исследования. К счастью, в рамках данной программы у нас была не только теория, но и много практики: на второй неделе обучения мы каждый день составляли собственные эксперименты в той или иной области научного познания: нейромаркетинг, образование, психология и т.д. В качестве финального задания мы выбрали изучение того, как люди воспринимают предложения с прямым и обратным порядком слов. Мы получили интересные результаты, несмотря на то, что выборка была небольшой. В перспективе хотелось бы усовершенствовать эксперимент и попробовать провести его еще раз.

Была же не только учеба) Чем вы занимались в свободное время?

Евгения: Поскольку до этого я ни разу не была на море в тёплое время года, то после учебного дня (в среднем он длился до 17-18 часов) и в выходные дни старалась успеть всё возможное и невозможное! Были испробованы все различные виды хачапури, прибрежной чурчхелы, пастилы и рахат-лукума:) И куда без активного отдыха — вечерами плавали, пытаясь поймать последние лучи солнца, а на выходных небольшими группами ездили в Тисо-самшитовую рощу и на Розу Хутор. Природа Сочи необыкновенна!

Диана: В свободное время мы посещали различные спортивные мероприятия: от утренней йоги на свежем воздухе до вечернего массового катания на коньках в компании новых одногруппников (не побоюсь этого слова, друзей!). Также мы побывали в нескольких лабораториях на территории Университета “Сириус”. Более того, было сложно не поддаться соблазну побежать на море сразу после пар:) Ну и, конечно же, мы посвятили много времени изучению местной природы: были и в горах, и в рощах, и на море!

Кому посоветуете этот курс?

Евгения: Всем, кому интересны когнитивные науки! Получается, что очень многим. Айтрекинг будет интересен не только нейро/психолингвистам, но и биологам, медикам, экономистам, дизайнерам, программистам и многим-многим другим, так как данный метод можно использовать в самых разных областях.

Диана: Эта программа подходит всем,  кто заинтересован в экспериментальных исследованиях. С нами в группе были медики и психологи, социологи и философы, ну и, конечно же, лингвисты — все, кто действительно считает, что его научная деятельность невозможна без использования метода айтрекинга.

 

Автор:

Вита Зайцева, 20ФПЛ