• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хакатон "Почтовое Digital: лингвистика и технологии"

15-16 марта в нижегородском филиале Высшей школы экономики прошел хакатон “Почтовое Digital: лингвистика и технологии". Проект реализуется при поддержке городского конкурса молодежных проектов “Молодой Нижний”.

Хакатон "Почтовое Digital: лингвистика и технологии"

НИУ ВШЭ

Основная идея хакатона – соединить гуманитарное и техническое начало, интерес к истории и современные методы исследования, творческий подход и высокие технологии. В рамках хакатона 14 команд, представляющих разные школы Нижнего Новгорода, работали с корпусом почтовых открыток “Пишу тебе”. В корпусе собрано около 30 тысяч оцифрованных и расшифрованных открыток, отправленных с 1881 по 2023 год из разных городов России и мира. Корпус открыток не только имеет уникальный состав, но и примечателен своим социальным значением и форматом работы: поиском, оцифровкой и расшифровкой занимаются волонтеры проекта "Пишу тебе" и других команд. Так, нижегородский проект “Почтовое” содействует в наполнении корпуса открытками из семейных архивов, а также привлекает научных волонтеров через различные платформы – “Добро.рф” и “Другое дело”. 

НИУ ВШЭ

Хусяинов Тимур Маратович

Хусяинов Тимур Маратович

Заместитель декана НИУ ВШЭ НН, организатор хакатона “Почтовое Digital: лингвистика и технологии"

Удивительно и очень приятно, что тематика почтовых открыток так заинтересовала участников, ребята два дня плотно работали с корпусом “Пишу тебе” и различными инструментами, чтобы рассказать совершенно новые истории о том, что было написано более 100 лет назад. Работа с корпусом дала возможность применить знания, прокачать свои навыки и освоить новые инструменты, для того чтобы выполнить одну из задач, поставленных в рамках хакатона. Мы верим, что проведение подобных междисциплинарных хакатонов поможет “гуманитариям” и “технарям” лучше понять друг друга, научиться работать вместе и решать сложные и разнообразные задачи, а студенты-менторы лучше погрузятся в свою будущую профессию и получат опыт наставничества.

Команды совместно решали практически задачи, отражающие актуальные проблемы IT и лингвистики, и защищали свои проекты перед жюри, в состав котрого вошли преподаватели НИУ ВШЭ НН - Тимур Маратович Хусяинов, Борис Игоревич Улитин, Маргарита Андреевна Климова, Валентина Александровна Куликова. Участникам хакатона было предложено выбрать одну из трех задач по работе с корпусом “Пишу тебе”: воссоздать портрет эпохи по открыткам, оживить открытку или создать лингвистическую задачу на основе текстов открыток. Команды творчески подошли к задачам, проявив яркую индивидуальность в решении.

Решая первую задачу, команда, занявшая призовое место, разработала чат-бот и использовала нейросети, генерирующие облик эпохи по открыткам того времени.

Пример изображения, сгенерированного для Санкт-Петербурга 1993-2014 гг.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0, авторы проекта - команда МБОУ "Школа 121"

Большой интерес вызвала вторая задача, причем команды решили “оживить” открытки по-разному: предложили варианты анимации открыток, создали видео, развивающие сюжет изображения и текста открытки. Креативным решением стала идея “оживить” открытку с помощью компьютерной игры по мотивам переписки семьи Гернет, чьи послания широко представлены в корпусе. Одна из команд-призеров восстановила целую историю, стоявшую за почтовой перепиской: для работы была взята открытка 1906 года, которую модель Ксения Глыбовская отправила рисовавшему ее художнику Ивану Куликову. В открытке модель делится впечатлениями о выставках и упоминает других художников – А. Эдельфельта, В.В. Беляшина, Л.Ф. Лагарио. С помощью генератора голоса команда озвучила разговор модели и художника, с использованием нейросети воссоздала портреты действующих лиц.

Самым интересным и сложным была работа с нейросетями, ибо не было большого опыта, зато был интерес, который усилился после хакатона” – отмечает Данила Масов, один из членов команды, занявшей призовое место.

Участники хакатона смогли поработать с корпусом не только в компьютерном, но в лингвистическом аспекте – корпус почтовых открыток фиксирует уникальный речевой материал, отражая повседневную коммуникацию различных социальных групп в прошлом и в современности. Работая с речевой составляющей открыток, команды создавали лингвистические задачи: восстановить пропущенные слова по контексту открытки, определить слово по его связям с другими словами, отличить настоящее поздравление от сгенерированного нейросетью. Созданные лингвистические задачи сразу были успешно опробованы на аудитории, что доказало их решаемость и увлекательность.

Мероприятие мне очень понравилось, я впервые участвовала в хакатоне. До того, как мы с командой пришли, то планировали выбрать задание "Оживи" открытку. Но придя на самом мероприятие, мы решили взять лингвистические задачи.

Мы научились новому, так как раньше опыта в составлении лингвистических задач у нас не было. Но я считаю, что у нас всё получилось, так как мы не ориентировались на 1 место, мы пришли круто провести время, научиться для себя чему-то новому. Мы не хотели составлять скучные и типичные задачи, поэтому проявляли максимальный креатив.

Самым сложным мне в работе показался анализ базы "Пишу тебе" и выбор конкретного условия задачи. Идей было очень много, и у нас были настоящие дебаты.

В целом, я хочу сказать, что мероприятие мне очень понравилось, я научилась тому, чего никогда до этого не пробовала, а также прокачала уже имеющиеся навыки работе в команде. Я бы с удовольствием посетила мероприятия похожей тематики и приобрела опыт, который мне поможет в получении профессии и дальнейшей жизни” – делится Мария Ручкина, участница команды, создавшей лингвистические задачи.

Участники хакатона из разных школ Нижнего Новгорода работали под руководством менторов – студентов НИУ ВШЭ НН.

Моей задачей было консультировать участников мероприятия. Я была приятно удивлена работой ребят – они очень креативные и инициативные, предлагали интересные идеи, активно задавали вопросы, внимательно относились к нашим комментариям. Участники одной из групп даже делали себе заметки с терминами корпусной лингвистики, которые мы – менторы – просто упоминали. В этом смысле для школьников такие мероприятия – очень ценный опыт. Во-первых, это возможность попробовать себя в профессиональной деятельности и получить собственное представление о ней и ответить себе на животрепещущий вопрос: "Моё ли это?". В то же время ребята, представляя публике результаты работы, знакомятся с тем, как происходит коммуникация в сфере академического общения, а также получают ценный отклик от специалистов в данной области” –  рассказывает один из менторов – Вероника Манукян, студентка  4 курса ОП “Фундаментальная и прикладная лингвистика”.

Открытки из различных эпох фиксируют уникальные исторические детали, позволяют узнать о жизни людей из разных уголков страны, запечатлевают развитие языка почтовой переписки. Формат хакатона позволил взглянуть на открытки по-новому, через призму современных информационных технологий.