• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Автор программы


Стоюхина Наталья Юрьевна
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках освоения дисциплины "Психология", студенты освоят основные психологические понятия и феномены, рассмотрят различия академической и практической психологии, и получат навыки анализа психологических феноменов, личности и группы, а также познакомятся с принципами объяснения поведения человека в различных ситуациях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о предмете и методах психологического исследования
  • Формирование у студентов представлений о психических познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности
  • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности
  • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций повседневной жизни
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные психологические понятия
  • Знать основные методы психологического исследования и их специфику
  • Знать основные психологические концепции
  • Знать основные психологические процессы
  • Знать основные характеристики ощущения, восприятия, внимания
  • Знать понятие памяти и её свойства
  • Уметь применять законы памяти
  • Знать основные особенности процесса мышления
  • Уметь применять основные виды умственных операций
  • Знать понятие мотива и мотивировки
  • Знать понятие и виды мотивации
  • Владеть основными способами мотивации
  • Уметь различать виды эмоций
  • Уметь различать чувства, эмоции и эмоциональные состояния
  • Знать понятие и основные характеристики эмоций
  • Знать основные психологические подходы к личности
  • Знать понятие дифференциальной психологии
  • Владеть инструментарием для типов темперамента и характера.
  • Уметь описывать характер и темперамент личности в контексте индивидуальных различий личности.
  • Владеть понятиями возраста и кризиса.
  • Знать основные возрастные периодизации.
  • Уметь определять причины и последствия возрастного кризиса.
  • Знать понятие и предмет социальной психологии.
  • Знать процесс социализации, её основные этапы и закономерности
  • Знать понятие малой и большой группы
  • Знать основные понятия организационной психологии
  • Владеть основными подходами к организации коллективной работы
  • Знать различие академический и практической психологии
  • Владеть стратегиями поведения в конфликтных ситуациях
  • Владеть способами решения конфликтов
  • Знать понятие, предмет и значение психофизиологии и психогенетики
  • Знать специфику возрастной и дифференциальной психофизиологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и методология психологии
    Понятие "Психология". Основной предмет и объект психологии. Основные методы психологического исследования. История развития психологического знания.
  • Познавательные процессы: Ощущение, восприятие, внимание
    Понятие психического процесса. Ощущение: классификация, свойства, понятие сенсорной депривации. Восприятие: свойства, основные факторы, механизмы, законы восприятия. Внимание: классификация, характеристики, свойства.
  • Познавательные процессы: Память
    Память как познавательный процесс. Классификация основных видов памяти. Основные процессы памяти и её свойства. Законы памяти.
  • Познавательные процессы: Мышление
    Высший познавательный психический процесс - мышление. Виды мышления. Форма мышления. Основные виды умственных операций.
  • Мотивация
    Понятие мотивации. Мотив и мотивировка. Соотношение мотивов деятельности человека. Значение мотива в деятельности человека.
  • Эмоции
    Понятие эмоций. Виды эмоций. Основные характеристики эмоций. Физиология эмоций. Психологические теории эмоций. Эмоциональный интеллект.
  • Подходы к пониманию личности
    Индивид. Индивидуальность. Личность. Подходы к пониманию личности в современной психологии. Критерии формирования личности в контексте психологического знания. Я-концепция. Теории личности.
  • Психология индивидуальных различий
    Дифференциальная психология. История дифференциальной психологии. Задачи и методы дифференциальной психологии. Взаимосвязь дифференциальной психологии с другими областями психологического знания. Темперамент. Характер.
  • Психология развития
    Возрастная психология. Онтогенез и филогенез. Основные возрастные периодизации. Понятие возраста и кризиса.
  • Человек в обществе
    Социальная психология. История социальной психологии. Предмет социальной психологии. Понятие общества в психологии. Процесс социализации.
  • Человек в группе
    Понятие малой и большой группы. Референтная группа, её значение для личности. Групповая динамика. Психологические законы группы. Коллектив.
  • Прикладная психология: психология в организации
    Организационная психология. Психология управления. Управление человеческими ресурсами. Психология лидерства. Психология коллектива.
  • Прикладная психология: решение практических проблем и задач
    Прикладная психология. Основные сферы прикладной психологии. Практическая и академическая психология. Применение тестов, тренингов, психологических игр. Понятие конфликта и способы его решения. Стратегии поведения в конфликте. Психологическое консультирование.
  • Психология в междисциплинарном пространстве: психофизиология и психогенетика
    Психология и междисциплинарные связи. Психофизиология состояний человека. Дифференциальная и возрастная психофизиология. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Понятие психогенетики. Предмет и методы психогенетики. Роль психогенетики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий групповой проект
  • неблокирующий эссе
    Экзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * активность на семинарах + 0.5 * групповой проект + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Выготский Л. С. - ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 432с. - ISBN: 978-5-534-07471-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-psihologii-myshlenie-i-rech-437761
  • Диянова З. В., Щеголева Т. М. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЛИЧНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-11876-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-lichnost-i-motivaciya-praktikum-446328
  • Диянова З. В., Щеголева Т. М. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 149с. - ISBN: 978-5-534-08989-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-poznavatelnye-processy-438898
  • Диянова З. В., Щеголева Т. М. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 159с. - ISBN: 978-5-534-12122-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-poznavatelnye-processy-praktikum-446856
  • Диянова З. В., Щеголева Т. М. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-08187-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-zakonomernosti-i-mehanizmy-razvitiya-lichnosti-438896
  • Ильин Г. Л. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 389с. - ISBN: 978-5-9916-3958-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-444152
  • Константинов, В.В. История психологии : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / В.В. Константинов. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 432 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0793-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055263 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055263
  • Немов Р. С. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 2. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 261с. - ISBN: 978-5-534-10268-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-v-3-t-tom-ii-v-4-kn-kniga-2-vnimanie-i-pamyat-429654
  • Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования : учеб. пособие / Ю.Е. Кравченко. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 544 с.  — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1027035
  • Родионова Е. А., Доминяк В. И., Жушман Г., Экземпляров М. А. ; Под ред. Родионовой Е.А. - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-01566-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/motivaciya-i-stimulirovanie-trudovoy-deyatelnosti-433362
  • Розин В. М. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-06636-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-istoriya-metodologicheskie-problemy-442010
  • Соколова Л. В. - ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О МОЗГЕ И ПОВЕДЕНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 210с. - ISBN: 978-5-534-08318-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihofiziologiya-razvitie-ucheniya-o-mozge-i-povedenii-438142
  • Спиридонов В. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-534-08295-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-424760
  • Цапов, Е. Г. Психогенетика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Г. Цапов. - 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. -119 с.: ил. – ISBN 978-5-9765-2007-3. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048255
  • Черенкова Л. В., Краснощекова Е. И., Соколова Л. В. - ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 236с. - ISBN: 978-5-534-02934-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihofiziologiya-v-shemah-i-kommentariyah-438143

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. - ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 170с. - ISBN: 978-5-534-08576-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-motivacii-studentov-434728
  • Васильева Е.В. - Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания - Русайнс - 2018 - 203с. - ISBN: 978-5-4365-2366-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929447
  • Восковская Л. В. - ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 475с. - ISBN: 978-5-534-01163-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-oschuscheniy-i-vospriyatiya-436546
  • Коро Н.Р., Орлова Е.А., Павлов С.В., Шиманская В.А, Козьяков Р.В. - Психофизиология профессиональной деятельности и эмоциональный интеллект - КноРус - 2018 - 413с. - ISBN: 978-5-406-05920-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/924190
  • Морозов, В.П. Язык эмоций и эмоциональный слух : избранные труды 1964-2016 / В.П. Морозов. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 398 с. - ISBN 978-5-9270-0346-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060978
  • Мотивация — основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) : монография / А.Е. Боковня. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 144 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013022
  • Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): Монография / Генкин Б. М. - 2-е изд., испр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/952147
  • Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева ; под ред. А.Я. Кибанова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 524 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013781
  • Немов Р. С. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 302с. - ISBN: 978-5-534-10265-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-v-3-t-tom-ii-v-4-kn-kniga-1-oschuscheniya-i-vospriyatie-429651
  • Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития : сборник научных трудов / под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. - Москва : Институт психологии РАН, 2018. - 716 с. - (Методология, история и теория психологии). - ISBN 978-5-9270-0365-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061015
  • Психология самопрезентации личности : монография / О.А. Пикулёва. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001981
  • Пуляева В.Н., под ред., Крюкова Н.А., Неврюев А.Н., Чернышева Т.К. - Учебная мотивация в системе высшего образования - Русайнс - 2019 - 176с. - ISBN: 978-5-4365-3832-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933914
  • Усков В.А. - Мышление и деятельность. Монография - Русайнс - 2018 - 180с. - ISBN: 978-5-4365-2668-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930068
  • Фесенко Ю. А. - ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ: ЭНУРЕЗ И ЭНКОПРЕЗ У ДЕТЕЙ 2-е изд. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 168с. - ISBN: 978-5-534-07953-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vozrastnaya-fiziologiya-i-psihofiziologiya-enurez-i-enkoprez-u-detey-442245
  • Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : монография / О.Л. Чуланова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 217 с.— (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917965
  • Черемошкина Л. В. - КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ РЕБЕНКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 277с. - ISBN: 978-5-534-09797-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kak-razvivat-vnimanie-i-pamyat-rebenka-428604
  • Черемошкина Л. В., Осинина Т. Н. - ПАМЯТЬ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 235с. - ISBN: 978-5-534-09786-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pamyat-zakonomernosti-vosproizvedeniya-uchebnogo-materiala-428568
  • Шапиро С.А. - Основы трудовой мотивации (для бакалавров). Учебное пособие - КноРус - 2018 - 267с. - ISBN: 978-5-406-03837-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929615
  • Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации : монография / Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 259 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/mono-graphy_5b9b7045595fd8.85318460. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/972076