• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История литератур Европы и США

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель


Боснак Дмитрий Владиславович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс призван дать студентам целостное представление о культурном многообразии и новаторских формах литературного процесса в Европе и США на протяжении «долгого» 20-го века (включая радикальные эстетические трансформации конца 19-го века) и обеспечить адекватное филологическое восприятие философско-эстетического, этического и художественного своеобразия литератур изучаемого периода.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать студентам представление об основных тенденциях, художественном новаторстве и культурной специфике литературного процесса в 20-м веке
  • подготовить студентов к филологической интерпретации наиболее сложных с точки зрения поэтики и проблематики произведений
  • продемонстрировать межкультурные связи и взаимодействия между литературами Европы и США, включая «культурные трансферы» во взаимоотношениях с русской литературой того же периода
  • систематизировать диахронические связи с предшествующими этапами развития европейских литератур, изучавшихся с 1-го по 3-й курсы, в аспектах поэтики, эстетики и философской проблематики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения французского символизма и английского эстетизма
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения Г. Ибсена
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения Р.М. Рильке, Ф.Г. Лорки, Т.С. Элиота и т.д.
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра, Камю.
  • Умеет анализировать и интерпретировать поэтику произведений Ф.С. Фитцджеральда
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения М. Пруста и Дж. Джойса
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения футуризма, дадаизма и французского сюрреализма
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения Э. Хэмингуэя, Э.М. Ремарка, Т.С. Элиота.
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения Т. Манна и Г. Гессе
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения О. Хаксли, Дж. Оруэлла, У. Голдинга, В. Набокова, написанные в жанре антиутопии.
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения Б. Брехта, а также французских и американских драматургов.
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения Г. Бёлля, М. Фриша, А. Робб-Грийе, Н. Саррот
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения С. Беккета, Э. Ионеско, Дж. Осборна, Т. Стоппарда.
  • Умеет анализировать и интерпретировать поэтику романов У. Эко «Имя розы», М. Павича «Хазарский словарь», Дж. Барнса «Попугай Флобера».
  • Умеет анализировать и интерпретировать ключевые произведения П. Целана, поэзии бит-поколения, современных английских поэтов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература «рубежа веков»
    Общая характеристика. Истоки кризисной ситуации конца 19 века («fin de siècle»): изме-нение научной и философской картины мира и его влияние на искусство и литературу; пессимизм как основное настроение эпохи. «Философия жизни» (Lebensphilosophie). «Эстетизм» и «декаданс» как основные тенденции литературного процесса; проблема красоты и проблема познания. Французский символизм. Философско-эстетическая про-грамма французского символизма. «Проклятые поэты». Творчество П. Верлена: основные мотивы лирики, музыкальность как ведущий принцип. Основные мотивы лирики А. Рем-бо. «Стихотворения в прозе» С. Малларме: философская проблематика, эксперименты в области художественного слова. «Полдень фавна»: проблема эмоциональности в поэзии. «Эстетизм» в Англии. Творчество О. Уайльда: основные темы и жанры. Трансформация «декадентской» эстетики в романе «Портрет Дориана Грэя».
  • «Новая драма»
    Философско-эстетические принципы и художественная практика модернистской драма-тургии. Трансформация классических театральных канонов в творчестве Г. Ибсена. Образ героя и проблема сюжета в пьесе «Пер Гюнт». Символическая образность и гуманистиче-ские мотивы в «феерии» М. Метерлинка «Синяя птица».
  • Лирика первой половины 20 века. Философская лирика
    Лирика немецкого модернизма. Творчество С. Георге. Поэзия Р.М. Рильке и традиции немецкой философской лирики. Сборник стихов «Часослов»: основные мотивы, компо-зиция, трансформация жанра молитвы и традиций псалмической лирики, концепция ду-ховной жизни. Проблема перевода Рильке на русский язык. П. Валери-теоретик литерату-ры. Основные мотивы и образность лирики Валери. Лирика Ф. Пессоа: философская про-блематика и поэтика. Основные мотивы лирики Ф.Г. Лорки.
  • «Художественная антропология» литературы 20 века
    Проблематизация человеческого бытия в прозе начала 20 века; проблема понимания ми-ра. Новеллы К. Гамсуна: образ героя, структура повествования, функция иронии. Мета-форы человеческого бытия в творчестве Ф. Кафки. Новелла «Превращение»: проблемати-ка и метафорическая образность. Литература «экзистенциализма». Экзистенциальная проблематика в философии: темы «заброшенности» человека в мир, одиночества, смерти, проблема времени. Проблематика романа Ж.П. Сартра «Тошнота». Проблема внутренней свободы в пьесе А. Камю «Посторонний».
  • Лирика второй половины 20 века
    Творчество П. Целана: основные мотивы, поэтическое новаторство, проблема памяти. По-эзия «битников»: социальные мотивы, поэтический эксперимент. Художественное свое-образие поэмы А. Гинзберга «Вопль» (“Howl”). Общая характеристика современной ан-глийской поэзии (творчество Ф. Ларкина, Т. Хьюза, Ш. Хини, К. Руменс).
  • Модернистский роман и литература «потока сознания»
    Актуальность проблемы времени в европейской культуре начала 20 века. Интуитивизм (А. Бергсон). Основные особенности литературы «потока сознания»: концепция времени, принципы конституирования памяти и воспоминания, «бессюжетность», автобиогра-физм. Тема «утраченного времени» в творчестве М. Пруста. Художественное своеобразие романа «В сторону Свана». Образ искусства в романе. Модернистский роман начала 20-го века: формы обращения к культурной традиции, стилистические эксперименты, поле-мика с «психологизмом» 19 века. Роман Дж. Джойса «Улисс»: композиция, система об-разов, стилистическое своеобразие.
  • Поэтика европейского авангарда
    Итальянский футуризм: основные манифесты, фигура Ф.Т. Маринетти, влияние на искус-ство и технику. Дадаизм: манифесты и поэтическая практика, фигура Т. Тцары. Француз-ский сюрреализм: манифесты и художественная практика (творчество А. Бретона, П. Элюара, А. Арто). Поэзия Г. Аполлинера и влияние на сюрреализм. Манифест как веду-щий жанр поэтики авангарда.
  • Американская литература первой половины 20 века
    Кризис американской «идентичности» и трансформация «американской мечты» в лите-ратуре начала века. Проблематика и художественное своеобразие романов Т. Драйзера («Сестра Кэрри», «Американская трагедия»); функция журналистского стиля. Образ «эпохи джаза» в прозе Ф.С. Фицджеральда. Роман «Великий Гэтсби»: образ главного ге-роя, романтические мотивы, характерология. Образ американской истории и экзистенци-альная проблематика в творчестве У. Фолкнера. Структура повествования и система об-разов в романе «Шум и ярость».
  • «Интеллектуальный» роман первой половины 20 века
    Кризис «культуры» и судьбы европейского интеллектуализма в Европе первой половины 20 века. Жанровое новаторство Р. Роллана, понятие «роман-река» (“roman-fleuve”); худо-жественное своеобразие романа «Жан-Кристоф», образ гениальной личности. Традиция «романа воспитания» и проблема культурной преемственности в немецкой художествен-ной прозе. Образ главного героя и образ духовного становления в романе Т. Манна «Вол-шебная гора». Проблема элитарности интеллектуального знания и проблема гуманизма в романе Г. Гессе «Игра в бисер». Метафизические мотивы в романе Г. Гессе «Степной волк», влияние теории архетипов Юнга.
  • Литература «потерянного поколения»
    Кризисное сознание в Европе после Первой мировой войны. Проблематика литературы «потерянного поколения» (Г. Стайн). Образ войны в романе Э. Хемингуэя «Прощай, ору-жие!». Мифологическая образность поэмы Т.С. Элиота «Пустошь» (“The Waste Land”). Образ военного поколения в романах Э.М. Ремарка. Образ послевоенной Англии в романе В. Вульф «Миссис Дэллоуэй».
  • Антиутопия 20-го века
    Жанровые истоки европейской антиутопии: влияние романа Е. Замятина «Мы». Образ героя, сюжет, образ любви, концепция будущего в антиутопии. Образ «рационального мира» в романе О. Хаксли «О дивный новый мир». Политические мотивы в творчестве Дж. Оруэлла («Скотный двор», «1984»). Кризис гуманистических ценностей в романе Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту». «Банальность зла» как центральная тема пьесы В. Набо-кова «Изобретение Вальса». Особенности антиутопии в романе У. Голдинга «Повелитель мух».
  • Эволюция театральной эстетики во второй трети 20 века
    «Эпический театр» Б. Брехта. Брехт-теоретик театра (статьи о современном театре). Ху-дожественное своеобразие драматургии Брехта: трансформация конфликта, синтез жан-ровых элементов, художественная функция иронии, социальные мотивы. Поэтика пьес «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сычуани». Драматургия во Франции: новаторство и художественное своеобразие произведений П. Клоделя, Ж. Кокто, Р. Рол-лана. Американская драматургия: жанровое своеобразие и тематика. Проблематика и по-этика пьес Ю. О'Нила «Любовь под вязами» и А. Миллера «Смерть коммивояжера». Об-раз современности в пьесе Т. Уильямса «Трамвай “желание”».
  • Пост-реализм в прозе второй половины 20 века
    «Группа 47»: попытка осмысления истории, трансформация реалистических тенденций. Проблематика «послевоенной литературы» („Nachkriegsliteratur“) в романе Г. Грасса «Жестяной барабан» и рассказах Г. Бёлля. Роман Бёлля «Потерянная честь Катарины Блюм»: элементы социальной сатиры, специфика повествования, диалог с литературой 19 века. Роман М. Фриша «Homo faber»: образ современности, жанровый синтез (классиче-ская трагедия, «роман воспитания, социальный роман), трансформация мифологической образности. Новый французский роман: творчество А. Робб-Грийе, Н. Саррот.
  • Литература постмодернизма. Постмодернистская проза
    Проблема «пост-современности» культурном сознании второй половины 20 века. Про-блема автора и роль читателя. Интертекстуальность (Ю. Кристева, Ж. Женетт) как карди-нальная черта постмодернистской литературы. «Деконструкция» как литературный при-ем. У. Эко-теоретик постмодернизма. Система «культурных кодов» в романе «Имя розы». Интертекстуальный образ викторианской эпохи в романе Дж. Фаулза «Женщина фран-цузского лейтенанта».
  • Драматургия второй половины 20 века
    Поэтика движения «сердитые молодые люди» (“Angry Young Men”). Реалистические и сатирические мотивы в пьесе Дж. Осборна «Оглянись во гневе». Поэтика «театра абсур-да»: специфика соединения жанровых традиций, трансформация психологической харак-терологии, парадоксальность и «конструктивизм» образов. Система театральный приемов в пьесе Э. Ионеско «Лысая певица». «Антидрама» С. Беккета. Художественное своеобра-зие пьесы «В ожидании Годо»: специфика сюжета, философские мотивы (образ пустоты, тема насилия, трансформация христианских мотивов), языковая игра. Стилистические приемы и постмодернистская пародия в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль в 2019/2020 учебном году состоялся в 3 модуле
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Презентации на основе онлайн-курса
  • неблокирующий Тесты на содержание произведений
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль в 2019/2020 учебном году состоялся в 3 модуле
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Презентации на основе онлайн-курса
  • неблокирующий Тесты на содержание произведений
    Проводятся в ЛМС
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.1 * Презентации на основе онлайн-курса + 0.1 * Тесты на содержание произведений + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brecht, B., Silberman, M., Giles, S., Kuhn, T., Davis, J., Fursland, R., … Willett, J. (2019). Brecht On Theatre. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1906253
  • Chadwick, C. (2017). Symbolism. Florence, UNITED STATES: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552691
  • Diaz, S. (2018). Bertolt Brecht : théâtre de la contradiction, théâtre contradictoire. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.336521FA
  • Docherty, T. (2016). Postmodernism : A Reader. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1271777
  • Drude, M., & Rilke, R. M. (2018). Drei Lieder nach Gedichten von Rainer Maria Rilke: (1981-82). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5FFA51E3
  • Foster, V. A. (2016). The Name and Nature of Tragicomedy. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1480365
  • Heinrich Böll. (2016). Die verlorene Ehre der Katharina Blum. Königs Erläuterungen. : Textanalyse und Interpretation mit ausführlicher Inhaltsangabe und Abituraufgaben mit Lösungen. [N.p.]: Bange, C., Verlag GmbH. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1666655
  • Sava, T. (2016). From Plato to Swift and Orwell, from Utopia to Dystopia. Journal of Humanistic & Social Studies, 7(1), 9–16. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117400424
  • Silverman, H. J. (2017). Postmodernism : Philosophy and the Arts (Vol. First edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1574347
  • Под ред. Толмачева В.М. - ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА В 2 Т. Т.1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-534-08391-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zarubezhnaya-literatura-xx-veka-v-2-t-t-1-pervaya-polovina-xx-veka-432062

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Babb, H. (2012). The Great Gatsby and the Grotesque. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.159C87BA
  • Balkun, M. M. (2006). The American Counterfeit : Authenticity and Identity in American Literature and Culture. Tuscaloosa: University Alabama Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=279718
  • Barre, A. 1878-1952, A. du texte. (1912). Le symbolisme : essai historique sur le mouvement poétique en France de 1885 à 1900. Tome 2 / André Barre, 1912. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgal&AN=edsgal.bpt6k21337s
  • Bugliani Knox, F. (2015). Between Fire and Fire: T.S. Eliot’s The Waste Land. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4832254E
  • Dawson, T. (2004). The Effective Protagonist in the Nineteenth-Century British Novel : Scott, Brontë, Eliot, Wilde. Aldershot: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=270047
  • Devido, B. A. (2012). From Utopian Dreams to Twentieth-Century Dystopian Nightmares: Modern Fears of the World State and “Big Brother” in Huxley, Orwell, and Burgess. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B5E85920
  • Ellmann, R. (1978). Ulysses on the Liffey. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=144062
  • Esslin, M. (2001). The Theatre of the Absurd. New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=721190
  • Fogarty, A., & Beja, M. (2009). Bloomsday 100 : Essays on Ulysses. Gainesville: University Press of Florida. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=486870
  • Foley, J. (2008). Albert Camus : From the Absurd to Revolt. Stocksfield [U.K.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=924321
  • Gair, C. (2008). The Beat Generation : A Beginner’s Guide. Oxford: Oneworld Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304387
  • Insinga, M., & Daly, S. (2012). The European Avant-garde : Text and Image. Newcastle upon Tyne, UK: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=553544
  • Jansen, M. M., Hendrix, H., & Buelens, G. (2012). The History of Futurism : The Precursors, Protagonists, and Legacies. Lanham, Md: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=500142
  • Jones, D. (2006). Dada Culture : Critical Texts on the Avant-garde. Amsterdam: Brill | Rodopi. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=160143
  • Kasell, W., & Purdue University. (1980). Marcel Proust and the Strategy of Reading. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=409197
  • Krasner, D. (2012). A History of Modern Drama, Volume I (Vol. 1st ed). Chichester, West Sussex, U.K.: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391359
  • Kristina Jokić. (2011). Frauenfiguren in Heinrich Bölls Werken und ihre Rollen in der Erzählstruktur: zu Frauenfiguren in Heinrich Bölls Romanen Billiard um halb zehn, Ansichten eines Clowns, Gruppenbild mit Dame und Erzählung Die verlorene Ehre der Katharina Blum. Acta Neophilologica, (1–2). https://doi.org/10.4312/an.44.1-2.113-127
  • Lacey, S. (2002). British Realist Theatre : The New Wave in Its Context 1956-1965 (Vol. Taylor & Francis e-Library ed). London: Taylor & Francis [CAM]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=69239
  • Listengarten, J., & Knopf, R. (2015). Theater of the Avant-garde, 1890-1950 : A Critical Anthology (Vol. New Edition). New Haven, [Connecticut]: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=972467
  • Mahon, P. (2009). Joyce: A Guide for the Perplexed. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344330
  • May, M., Goßens, P., & Lehmann, J. (2012). Celan-Handbuch : Leben – Werk – Wirkung (Vol. 2nd ed). Stuttgart: J.B. Metzler. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1453007
  • Parker, S. (2014). Bertolt Brecht: A Literary Life. London: Methuen Drama. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=885731
  • Rodríguez Pastor, C. (2015). Brainwashing constituents in Aldous Huxley’s brave new worldand George Orwell’s nineteen eighty-four. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.254CD497
  • Rolls, A. C., & Rechniewski, E. (2005). Sartre’s Nausea : Text, Context, Intertext. Amsterdam: Brill Academic Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=160198
  • Russell, J. (2012). The Beat Generation. Harpenden: Pocket Essentials. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=500026
  • Sierz, A. (2008). John Osborne’s Look Back in Anger. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368579
  • Slegers, R. (2010). Courageous Vulnerability : Ethics and Knowledge in Proust, Bergson, Marcel, and James. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=338702
  • Symons, A., & Creasy, M. (2014). The Symbolist Movement in Literature. New York: Fyfield Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=803528
  • Szendy, P. (2018). Holliger, Hölderlin, Celan. France, Europe: Éditions Contrechamps. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CC9D2844
  • The quintessence of Ibsenism : now completed to the death of Ibsen /. (1922). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.898DA3C7
  • Watt, A. A. (2011). The Cambridge Introduction to Marcel Proust. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=366298
  • Wawrzynek, K. (2013). Rainer Maria Rilke and His Mystical Russia. A Portrait of the Sense of Home of an Eternal. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2D5ACF3A
  • ГОРБУНОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2014). «и они не славили Бога»: трансформация библейских псалмов в сборнике «Ничейная роза» П. Целана. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (4 (28)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16688475
  • ЖУЧКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА, & ЧЕТЫРИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА. (2014). Иллюзия свободы: О. Хаксли «о дивный новый мир», Д. Оруэлл «1984», С. Коллинз «Голодные игры». Филологические Науки. Вопросы Теории и Практики, (11–1 (41)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16093702
  • Зарубежная литература конца XIX - начала XX века, учебник для бакалавров, под ред. В. М. Толмачёва, 4-е изд., перераб. и доп., 811 с., Толмачёв, В. М., Зиновьева, А. Ю., Иванов, Д. А., Косиков, Г. К., Мацевич, А. А., Панова, О. Ю., Сергеев, А. В., Чекалов, К. А., Черепанов, Д. Д., 2017
  • МАЛЫШЕВА Е.В. (2011). Контрапункт Как Прием Организации Текста Антиутопии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3B0F536
  • Смирнов, А. Ю. (2009). Литературная антиутопия: проблема генезиса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B4BE479