• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

Теория и практика межкультурной коммуникации

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на развитие у бакалавров ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика» компетенций для успешного взаимодействия в как в межкультурном контексте, так и в рамках собственной культуры и состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть знакомит студентов с наиболее влиятельными концепциями в области межкультурной коммуникации как науки с момента ее возникновения до настоящего времени, как возникшими за рубежом (Эдвард Холл, Гирт Хофстеде, Ричард Льюис), так и в нашей стране (С.Г.Тер-Минасова, Ю. C. Степанов, В.Г. Зинченко, В. Г.Зусман, З. И. Кирнозе и др.). Практическая часть курса «встроена» в лекции в форме дискуссий, решения кейсов и задач по межкультурной коммуникации. Уникальность курса состоит в том, что он базируется на соединении традиционного и новаторского подхода к межкультурным проблемам с привлечением разработок, выполненных в рамках существующей с 2000 г. Нижегородской школы межкультурной коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование знаний в области ключевых современных подходов к межкультурной коммуникации; выработке умений и навыков межкультурной коммуникации на основе решения кейсов и задач по межкультурной коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные зарубежные концепции межкультурной коммуникации. Умеет применять теоретические знания в ходе анализа конкретных кейсов межкультурного взаимодействия.
  • Знает основные отечественные концепции межкультурной коммуникации. Владеет основной терминологией, используемой в этих концепциях.
  • Знает различия между концептом и понятием, значением и смыслом. Владеет необходимой терминологией. Умеет анализировать концепт на вербальном уровне. Знает факторы, формирующие концептосферу. Умеет применить теоретические знания при анализе конкретных национальных концептосфер.
  • Владеет необходимой терминологией. Умеет применить теоретические знания при анализе конкретных национальных концептосфер.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Межкультурная коммуникация как наука. Основные зарубежные теории и подходы
    Межкультурная коммуникация как наука. Основные зарубежные теории и подходы: Эдвард Холл, Гирт Хофстеде, Ричард Льюис и их теории.
  • Национальные культурные миры.
    Национальные культурные миры: Русский, английский, американский, немецкий, австрийский, французский, итальянский и т.д.
  • Концепт и концептосфера.
    Концепт как ячейка культуры в сознании человека. Анализ концепта с лингво-культурной точки зрения. Концептосфера и факторы ее формирующие (Д.С. Лихачев)
  • Отечественные концепции межкультурной коммуникации.
    Отечественные концепции межкультурной коммуникации. С.Г. Тер-Минасова, Ю.С. Степанов, Нижегородская школа межкультурной коммуникации: В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    "Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи."
  • неблокирующий презентация проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * презентация проекта + 0.5 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Training Intercultural Competence for Business (Case Study Aproach) : учеб. пособие / О.А. Данько, Д.В. Еныгин, В.О. Мидова, М.А. Пономарев, Джеймс Ши. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 70 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1030725
  • Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 253с. - ISBN: 978-5-534-01744-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-v-2-ch-chast-1-433477
  • Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 263с. - ISBN: 978-5-534-01861-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-v-2-ch-chast-2-434283
  • Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. - Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 223с. - ISBN: 978-5-89349-472-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84378
  • Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-08259-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hofstede, G.J. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures / Gert Jan Hofstede, Paul B. Pedersen, Geert H. Hofstede. – Yarmouth: Intercultural Press Inc, 2002. – 234 p. – ISBN 9781877864902. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=6723
  • Lewis, R.D. When Teams Collide: Managing the International Team Successfully / Richard D. Lewis. – London; Boston: Nicolas Brealey Publishing, 2012. – 321 p. – ISBN 9781904838357. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=47354
  • Еныгин Д.В., Фоминых Н.Д., Бубенчикова А.В., Афанасьев М.А. - Practice book in intercultural tolerance and empathy - Русайнс - 2018 - 61с. - ISBN: 978-5-4365-3150-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931736