• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Компаративистика и метакомпаративистика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Программа "Компаративистика и метакомпаративистика" нацелена на формирование у студентов представления об основном круге проблем в изучении литературы в разные исторические периоды, об основных методах литературоведческого исследования, их авторах и терминологии, которой они пользовались. Также, в ходе изучения дисциплины, студенты обучаются умению выбирать для исследования литературного материала наиболее соответствующий ему метод. Программа базируется на знаниях, полученных в ходе изучения курса "Теория литературы", а также коррелирует со знаниями, получаемыми на "Истории русской литературы", "Истории литератур Европы и США", "Ключевых текстах русской литературы", "Ключевых текстах англоязычных литератур", "Ключевых текстах франкоязычных литератур" и "Ключевых текстах немецкоязычных литератур"
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения курса «Компаративистика и метакомпаративистика» обучить студентов: ‒ знанию основного круга проблем в изучении литературы в разные исторические периоды; ‒ пониманию, как относится теоретическое знание к тексту, как варьируется в разных научных методах круг изучаемых литературоведением проблем и как зависит от избираемого в исследовании ракурса конструируемая в теории модель; ‒ пониманию, какие требования предъявляются к теории, в том числе требования простоты, адекватности и эксплицитности, и уметь критически оценивать, насколько верно моделируется в теории объект во всевозможных рациональных его реконструкциях; ‒ умению установить в исторической перспективе преемственность и разрывы теоретического знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные методы изучения литературы и их представителей
  • умеет проводить исследования, используя соответствующий исследуемому материалу метод
  • знает основные этапы формирования сравнительно-исторического метода
  • владеет основными понятиями сравнительно-исторического метода
  • Знает специфику подходов различных ученых и школ к сравнительному изучению литератур.
  • Знает основы компаративного подхода, его связь с философией, сравнительным языкознанием и историей идей.
  • Владеет понятиями «литературная эпоха»,«художественное сознание», «литературные контакты»,«текст», «произведение», «дискурс»,«интертекст» .
  • Знает типы художественного сознания, литературных контактов, формы литературного процесса.
  • знает основные принципы сравнительного изучения литературы и музыки, литературы и кино, литературы и живописи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Система «литература» и методы ее изучения
    Понятие «система литература»: автор – произведение – читатель – традиция – реальность. Обзор основных методов изучения литературы. Биографический метод. Культурно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод/компаративистика. Социологический метод. Психологические подходы к изучению литературы. Формальный метод. Метод литературной герменевтики. Рецептивная эстетика. Эстетика воздействия. Категория смыла. Концепт в литературе. Литература как дискурс.
  • История сравнительно-исторического метода в литературоведении.Сравнительно-историческое литературоведение и компаративистика.
    Предпосылки сравнительно-исторического изучения литератур в Античности и Средневековье. Гуманитарное знание в эпоху Возрождения. Становление понятий «культура» и «цивилизация» в XVII-XVIII вв. Эстетика Просвещения – источник компаративного понимания системы «литература». Концепция «мировой литературы» И.-В. Гете. Формирование основных понятий сравнительно-исторического метода в период романтизма: творчество Шлегелей, труды де Сталь. Историческая поэтика А.Н. Веселовского.
  • Основные школы компаративных исследований.
    Сравнительно-исторический метод изучения мировой литературы В.М. Жирмунского. Ленинградская школа сравнительного литературоведения: М.П.Алексеев, А.А. Смирнов, Б.Г. Реизов. Метод компаративистики в научных трудах М.М. Бахтина. Понятия «диалог», «диалог культур», «автор», «авторское слово», «свободное слово», стратификации культуры и слова. Сравнительно-сопоставительное исследование литератур в Европе и в США: французская школа, американская школа, немецкая рецептивная эстетика (Ф. Брюнетьер, П. ван Тигем, Ж. Женетт, Х.Р. Яусс, В. Изер, С. Гринблатт). 3.5. Компаративные исследование литератур в ИМЛИ РАН. Концепция «Истории всемирной литературы». Исследования С.С. Аверинцева, Е.М. Мелетинского, А.В. Михайлова, А.Д. Михайлова, М.Л. Гаспарова. Компаративистика в ИМЛИ на современном этапе: интермедиальная компаративистика, «культурный трансфер» (М. Эспань), теория пограничья, цивилизационно-культурный процесс, метакомпаративистика.
  • Компаративистика: предмет и метод.
    «Компаративистика». Основные этапы истории мировой и отечественной компаративистики. Компаративистика в системе современного гуманитарного знания, ее связь с философией, сравнительным языкознанием и историей идей. Изучение сюжетности в компаративистике.
  • Основные понятия и инструментарий компаративистики. Сравнение и сопоставление. Типы литературных связей.
    Понятия «межлитературного процесса» и «транснациональной истории литератур». Периодизации литературного процесса. Диахронные и синхронные литературные системы. Понятие «литературной эпохи». Понятие «художественного сознания». Типы художественного сознания: архаическое/мифопоэтическое; традиционалистское/нормативное, индивидуально-авторское. Формы литературного процесса. Понятие «литературные контакты», их типы. Текст, произведение, дискурс, контекст, интертекст в компаративистских исследованиях. «Текст» и «произведение». Дискурс и текст. Интертекст как инструмент расширения научного поля компаративных исследований
  • метакомпаративистика (интермедиальная компаративистика)
    Понятие о метакомпаративистике. Метакомпаративистика как методология. Метакомпаративистика как семиотическая наука. Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов. Дискурс как категория современной филологии. Литература и кино. Литература и живопись. Литература и музыка. Основные подходы к интермедиальному исследованию.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменная работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Письменная работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Козлов А. Е. - ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-10441-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literaturovedenie-biografiya-pisatelya-430025
  • Минералов Ю. И. - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (КОМПАРАТИВИСТИКА) 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-08048-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sravnitelnoe-literaturovedenie-komparativistika-436553

Рекомендуемая дополнительная литература

  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591