• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Основные задачи дисциплины:  сформировать и развить навыки комментирования художественного текста, освоить различные типы комментариев  выработать у студентов базовые представления, связанные с исследованием поэтики текста, научить выявлять и анализировать черты поэтики того или иного автора  создать у студентов представление о возможности интерпретации художественных текстов, обозначить основные интерпретационные подходы и границы интерпретации  развить у студентов навыки научной работы, презентации ее результатов в разных литературоведческих жанрах и ведения научной дискуссии. В результате изучения дисциплины студент должен:  знать основные виды комментария, классические комментарии художественных произведений русской литературы XIX-ХХ веков, базовые работы, посвященные поэтике и интерпретации, различать различные литературоведческие подходы к тексту  изучить исследовательскую литературу по тематике семинара  овладеть базовыми навыками комментирования, интерпретации и выявления черт поэтики того или иного автора
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы; овладение основными приемами системного анализа художественных текстов; развитие практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований; подготовка текста курсовой работы.
  • Цель освоения настоящего научно-исследовательского семинара (далее НИС) – сформировать у студентов навыки комментирования и интерпретации художественных произведений, выработать подходы, позволяющие выявлять и анализировать основные черты поэтики того или иного автора, произведения. НИС опирается на дисциплину «Ключевые тексты русской литературы» и НИС первого курса, а также готовит студентов к выполнению КР второго и третьего курсов и ВКР.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает приемы анализа прозаических текстов, а также основные тенденции в литературном движении ХХ века
  • Имеет опыт чтения, комментирования и интерпретации драматических конца XX века - начала XXI века, написания рецензий на театральные постановки и читки, проведения самостоятельного литературоведческого исследования.
  • Уметь давать всесторонний (реальный, лингвистический, исторический, интертекстуальный, мифопоэтический) комментарий к тексту и строить на его основе контекстуально обоснованную интерпретацию изучаемого источника
  • Владеет навыком работы с литературоведческими текстами
  • владеть навыками проведения научного сопоставления литературных и философских текстов
  • Знает основные пути изучения текста, владеет базовыми навыками комментирования, выделения основных черт поэтики, интерпретации, основанной на комментарии
  • Знает роман «Евгений Онегин» в контексте различных литературоведческих исследований, знает основные работы, посвященные комментированию и интерпретации романа
  • Умеет применять концеп-туальные формы фило-софского осмысления природного и животного мира в интерпретации ху-дожественных текстов
  • Умеет применять фило-софские концепции, опи-сывающие феномен люб-ви, в интерпретации ху-дожественных текстов
  • Умеет применять фило-софские концепции, про-блематизирующие фено-мен повторения, в интер-претации художествен-ных текстов
  • Умеет применять фило-софские эпистемологиче-ские концепции исследо-вания феномена власти в интерпретации художе-ственных текстов
  • уметь аргументировано обосновать свою исследовательскую гипотезу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лирика. Способы чтения
  • Раздел 1. Комментарий, поэтика, интерпретация. Основные подходы к изучению произведения
  • Драма. Способы чтения
  • Эпос. Способы чтения
  • Роман «Евгений Онегин»: опыт изучения (комментарий, поэтика, интерпретация)
  • Феномен любви
  • Животное и человек в литературе
  • Повторение как философская проблема
  • Познание и власть
  • Доклады студентов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Представление доклада по предложенной теме (лирика, драма, эпос)
  • неблокирующий Представление докладов по материалам будущей курсовой работы
  • неблокирующий Съемка клипа / системный анализ текста
    Форма работы - по выбору учащегося (съемка клипа на современный поэтический текст или системный анализ литературного произведения малой формы).
  • неблокирующий Конспекты работ, посвященных комментарию, поэтике и интерпретации
  • неблокирующий Домашняя работа - комментарий к одной строфе романа "Евгений Онегин"
  • неблокирующий Конспекты работ, посвященных комментарию, поэтике и интерпретации
  • неблокирующий Домашняя работа - комментарий к одной строфе романа "Евгений Онегин"
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3 * Представление доклада по предложенной теме (лирика, драма, эпос) + 0.3 * Представление докладов по материалам будущей курсовой работы + 0.4 * Съемка клипа / системный анализ текста
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Доклад + 0.3 * Домашняя работа - комментарий к одной строфе романа "Евгений Онегин" + 0.2 * Конспекты работ, посвященных комментарию, поэтике и интерпретации
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Русская драматургия XX века : хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0840-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84299
  • Salii, A. V. (2018). Philosophy and Literature: the wey towards the dialogue ; Философия и литература: путь к диалогу ; Філософія та література: шлях до діалогу. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECA275E
  • Yuliya Olegovna Azarova. (2019). Деррида И Делез. Епістемологічні Дослідження у Філософії, Соціальних і Політичних Науках, (1), 3. https://doi.org/10.15421/341901
  • Баркова, И. Н. (2017). Антропологизм Как Проблема Философского Осмысления. Society: Philosophy, History, Culture, (8), 1–5. https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.7
  • Вадимовна, В. С. (2018). Эпистемологические Угрозы: Антисциентистская Концепция В Современной Культуре. Society: Philosophy, History, Culture, (11), 159–163. https://doi.org/10.24158/fik.2018.11.10
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 550с. - ISBN: 978-5-534-07107-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-estetike-442243
  • Громова М.И. - Русская драматургия конца XX — начала XXI века: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-777-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91618
  • Громова М.И. - Русская современная драматургия: учеб. пособие для студентов-филологов, учащихся средних учебных заведений гуманитарного профиля - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-89349-072-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119328
  • Заяц С.М., Кабанюк Л.П., Заяц М.С. - Литература Серебряного века в Лицах: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-2595-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119053
  • Кириллина О.М. - Русская литература: теоретический и исторический аспекты - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1033-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84593
  • Климовская Г.И. - Тонкий мир смыслов художественного (прозаического) текста. Методологический и теоретический очерк лингвопоэтики: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1224-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91611
  • Манохин, Д. К. (2018). Соотношение Философии И Художественной Литературы: Формирование Саморефлексивности Дискурса. Belgorod State University Scientific Bulletin: Philosophy, Sociology, Law, (43), 182–187. https://doi.org/10.18413/2075-4566-2018-43-1-182-187
  • Павел Александрович Горохов, & Екатерина Рафаэлевна Южанинова. (2018). Историософские представления в творчестве Михаила Булгакова. Philosophical Thought, (7), 79. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2018.7.25743
  • Павел Александрович Горохов, & Екатерина Рафаэлевна Южанинова. (2019). Мефистофель и Воланд: философское осмысление зла в творчестве Иоганна Вольфганга Гёте и Михаила Булгакова. Philosophy and Culture, (6), 23. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2019.6.29563
  • Черняк М.А. - Проза цифровой эпохи: тенденции, жанры, имена: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-3572-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105206

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - - МНИМАЯ ПОЭЗИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 334с. - ISBN: 978-5-534-05979-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mnimaya-poeziya-410820
  • АНТИПОВ А.А. (2014). Философия И Литература Как Пространства Эстетических Провокаций: И Снова О Достоевском И Ницше. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.300AEC10
  • Белинский В.Г. - Русская драматическая литература - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-11407-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8143
  • Гладышев В.В. - Тексты и контексты: контекстное изучение драматических произведений: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2298-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70332
  • Кузьмина С.Ф. - История русской литературы ХХ в. Поэзия серебряного века - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-622-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84202
  • Кукулин, И. В. (2015). Лирика советской субъективности: 1930-1941 ; Peotry of the soviet subjectivity: 1930-1941.
  • ОКУЛОВА СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА. (2014). Животные В Литературе И Искусстве Авангарда И Романтическая Традиция. Культурологический Журнал, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16849348
  • Орлицкий, Ю. Б. (2014). Свободный Стих В Современной Русской Поэзии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7F3524C3
  • Под ред. Кормилова С.И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА: ПРОЗА 1920-1940-Х ГГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 174с. - ISBN: 978-5-534-07056-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-hh-veka-proza-1920-1940-h-gg-434276
  • Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Ю.К. Щеглов; Сост. А.К. Жолковский, В.А. Щеглова. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 576 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-964-9, 1500 экз.
  • Спивак Р.С - Русская философская лирика. 1910-е годы. И.Бунин, А. Блок, В. Маяковский: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-281-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74756
  • Торопова, Л. (2014). Язык И Поэтика: От Сюжетного Ожидания В Романе Достоевского К Ожиданию Годо В Пьесе Беккета. Филологические Науки. Вопросы Теории и Практики, (2–2 (32)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15313715