• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История русского языка

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель


Грушко Ксения Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История русского литературного языка» знакомит со сложными процессами, связанными с происхождением русского литературного языка, основными этапами его формирования, становления и функционирования. Материалы курса являются основой для изучения современного русского и родственных славянских языков, формируют способности к интерпретации и филологическому анализу текстов, а также умению объяснять факты современного русского литературного языка с историко-лингвистических позиций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний для осознанного освоения динамических процессов, происходящих в системе русского литературного языка на различных этапах его развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание термина "русский литературный язык"
  • знание периодизации и концепций происхождения РЛЯ
  • знать особенности и жанрово-стилистические разновидности литературного языка эпохи Киевской Руси
  • Знание языковых процессов РЛЯ и жанрово-стилистических особенностей в эпоху Московского государства
  • уметь анализировать язык произведений того времени (сатира, житие)
  • знать основные изменения в графике и причины разрушения книжно-церковного стиля
  • знать особенности теории "трёх штилей" Ломоносова
  • уметь видеть отражение стилистических норм в орфоэпии, морфологии и синтаксисе
  • знать главные положения карамзинской программы «нового слога»
  • знать основные заслуги Пушкина в формировании РЛЯ
  • уметь анализировать текст с точки зрения языковых средств создания выразительности на лексическом (церковнославянизмы, народно-разговорные слова) и грамматическом (словообразование, морфология, синтаксис) уровнях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в курс "История русского литературного языка"
    Понятие литературного языка. Периодизация истории русского литературного языка. Проблема происхождения русского литературного языка (концепции А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова).
  • Тема 2. Литературный язык восточнославянской народности (XI - XIV вв.)
    Русский литературный язык Киевской Руси (XI - XII вв.). Жанрово-стилистические разновидности литературного языка эпохи Киевской Руси. Церковно-книжный, деловой, собственно-литературный стили, древнерусская летопись (лексико-грамматические особенности).
  • Тема 3. Русский литературный язык Московского государства (конец XIV-сер. XVII вв.)
    Образование великорусской народности и ее языка. «Второе южнославянское влияние». Начало книгопечатания. Первые «словеньские грамматики» («Грамматика словенска …» Лаврентия Зизания, «Аделфотис»). Проблема двуязычия в этот период. Жанрово-стилистические разновидности языка Московского государства (церковно-книжный, деловой, собственно-литературный стили). Обогащение стилей. Появление публицистики. Новое в норме русского литературного языка великорусской народности (демократизация, формирование фонетической, морфологической, синтаксической нормы).
  • Тема 4. Формирование русского литературного языка эпохи нации (середина XVII - XXI вв.).
    Язык демократической сатиры. Стилистическое новаторство Аввакума. Изменения в норме
  • Тема 5. Русский литературный язык Петровской эпохи
    Открытие Российской Академии наук. Реформа графики. Появление новых жанров. Указ «О введении новой гражданской азбуки». Судьба церковно-книжного стиля. Грамматические и словарные работы («Грамматики» Мелетия Смотрицкого и Федора Максимова, «Лексикон треязычный» Федора Поликарпова). Мода на иностранные слова. Стилистическая неупорядоченность языка (европеизация лексики и проникновение народно-речевых элементов в письменный язык, распад книжного стиля).
  • Тема 6. История русского литературного языка в первой половине XVIII века
    Первые попытки нормализации русского литературного языка (А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский, их филологические труды и идеи об основе литературного языка). Ломоносовский период в истории русского литературного языка. Теория трех стилей, её плюсы и минусы. Решение проблемы стилистической нормы на лексическом, фонетическом и морфологическом уровнях («Российская грамматика»), а также синтаксическом уровнях («Российская грамматика», «Краткое руководство к риторике», «Краткое руководство к красноречию»).
  • Тема 7. Концепция «нового слога» Н.М. Карамзина. Деятельность А.С. Шишкова
    Принципы карамзинских преобразований. Понятие "нового слога". Преобразования в синтаксическом строе, отношение к галлицизмам. Попытки возрождения ломоносовских традиций. Демократизация стилей (жанры басни, комедии)
  • Тема 8. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка
    А.С. Пушкина как основоположника современного русского литературного языка. Лексико-фразеологический состав речи, морфологические и синтаксические изменения. Отношение к церковнославянизмам и заимствованиям.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий анализ текста
    Время выполнения - 20 минут. Выдаётся фрагмент текста, в котором требуется по фонетическим и морфологическим признакам определить принадлежность слова к южнославянской (старославянизм) или восточнославянской (русизм) группе, а также указать на стилистические приёмы организации текста (эпитеты, метафоры, "плетение словес", антитеза и др.). По выявленным признакам определить принадлежность фрагмента текста стилю языка (церковный, литературный, официально-деловой, летописный, публицистический).
  • неблокирующий тест (в классе)
    Время выполнения - 40 минут. 25 вопросов закрытого характера (выбрать вариант ответа) и 5 вопросов открытого характера
  • неблокирующий устный ответ
    Беседа по двум вопросам билета. Время на подготовку - 15-20 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * анализ текста + 0.2 * тест (в классе) + 0.4 * устный ответ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Войлова К. А., Леденёва В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 432с. - ISBN: 978-5-534-06543-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-literaturnogo-yazyka-411966
  • Захарова М. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 261с. - ISBN: 978-5-534-01519-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-literaturnogo-yazyka-432862
  • Леденёва В. В., Маркелова Т. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-08699-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-literaturnogo-yazyka-praktikum-426155

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Захарова М.В. - Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 112с. - ISBN: 978-5-9765-2242-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91038
  • Сергеева Е.В. - История русского литературного языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2013 - 272с. - ISBN: 978-5-9765-1361-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13054