• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

«Текстологический марафон» студентов-филологов в нижегородской Вышке

29-30 ноября в нижегородской Вышке состоялся цикл мастер-классов приглашенного преподавателя – доцента Школы филологии НИУ ВШЭ (Москва), научного сотрудника ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) Алины Сергеевны Бодровой.  Лекции были посвящены истории и вопросам текстологии,  а также возможностям современного развития текстологии в её связи с  Digital Humanities. 

«Текстологический марафон» студентов-филологов в нижегородской Вышке

Своими размышлениями по поводу цикла мастер-классов делится Владимир Афанасьев, студент третьего курса ОП «Филология»:

«Лекции Алины Сергеевны Бодровой были очень полезны и увлекательны. Я получил не только общие знания о текстологии как науке (весьма сложной и синтетической), но и массу примеров разночтений, множественной датировки, редакторских исправлений, ошибок, цензуры – примеров, самих по себе интересных. Текстолог – это не просто тот, кто датирует и атрибутирует текст (хотя уже это, как убедительно продемонстрировала Алина Сергеевна, подчас невероятно трудно, а порой и невозможно), – это тот, кто вхож в творческую кузню писателя или поэта. Наше представление о тексте никогда не может быть полным, если мы не знаем, как этот текст создавался и какие изменения претерпевал, прежде чем обрести законченность (или остаться незавершённым). И именно текстология способна воссоздать творческий процесс – хотя бы основные вехи его, оставленные на бумаге. Это наглядно демонстрирует фильм о создании «Медного всадника» (который я после лекции с удовольствием досмотрел до конца). 
Впечатляющ инструментарий современной текстологии. Не только лишь сами тексты автора (будь то черновики, беловики, издания сочинений) или письма родственников и друзей позволяют установить его личность, но даже и цензурные документы, не говоря уже о стилистическом анализе. И, разумеется, в будущем этот инструментарий расширится, когда исследованию станут подвергать тексты, написанные на компьютерах. Но и старые методы останутся – ведь именно текстология может чуть ли не «изменить что-нибудь в жизни Пушкина» (вернее, наше представление об этой жизни)». 

Большое спасибо Алине Сергеевне за чрезвычайно плодотворные два дня «текстологического марафона» (по словам самого лектора). Будем ждать дальнейших встреч!