• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Доктор Живаго": пути и судьбы

Константин Поливанов, профессор Школы филологии НИУ ВШЭ (Москва), прочитал цикл открытых лекций о романе «Доктор Живаго» студентам-филологам нижегородского кампуса и всем поклонникам творчества Пастернака.

Композиция цикла лекций была кольцевой: он начался с истории написания и публикации романа «Доктор Живаго» и последовавшей за присуждением Нобелевской премии травли, а закончился разговором о соотношении стихов и прозы в романе.

 Темой второй лекции стало раннее творчество Б.Л. Пастернака. Выделив в очерке «Люди и положения» четыре важных воспоминания о детстве, Константин Михайлович показал, как рос ребёнок, окружённый искусством в разных его проявлениях (живопись, скульптура, музыка, литература), и как это впоследствии отразилось на его пути к поэзии. Один из текстов, попавших в фокус разговора о становлении поэта, – стихотворение «Марбург» и его многочисленные редакции: такое количество переделок обусловлено, среди прочего, тем, что оно – о рождении поэта, о том, как поэт учится «ходить». Не сумев проигнорировать наступление февраля, мы интерпретировали и одноимённое хрестоматийное стихотворение, а также «Определение поэзии», «Про эти стихи», «Тему с вариациями» и другие.

Затем Константин Михайлович рассказывал о том, как в русской литературе осмыслялись революция и Гражданская война. Анализируя «Сивцев Вражек» М.А. Осоргина, «Разгром» А.А. Фадеева, «Белую гвардию» М.А. Булгакова, «Сестёр» и  «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Братьев» К. А. Федина и др., Константин Михайлович всякий раз протягивал « смысловые нити» к центральному тексту заключительной лекции – роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Субботнее обсуждение семнадцатой части романа в контексте всего произведения и завершило цикл лекций учёного.

Своими впечатлениями делятся преподаватели и студенты ОП «Филология»:

Большухин Леонид Юрьевич

Старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации

 Константин Михайлович Поливанов прочитал цикл блестящих лекций, посвященных творчеству Б. Пастернака. Отказавшись от хронологического повествования, ученый начал с рассказа о судьбе романа «Доктор Живаго». Создание романа и его публикация стали главным, итоговым поступком поэта. Художник отказался от любых конвенций с властями и обрел в своем романе абсолютную свободу. В лекции Константина Михайловича был показан путь поэта к роману, подробно воссоздана политическая и идеологическая атмосфера, в которой партийные начальники и «братья-писатели» принимали решение, как поступить с отступником. В следующих лекциях был проанализированы и осмысленны основные вехи творческой судьбы художника. Каждая из бесед проходила необычайно ярко. Ученый не просто делился с многочисленными слушателями своими знаниями, увлеченный и увлекаемый словом Пастернака, Константин Михайлович буквально проживал каждое произведение поэта. 
Гельфонд Мария Марковна

Академический руководитель ОП "Филология"

Курс лекций Константина Михайловича Поливанова, посвященный роману Пастернака "Доктор Живаго" – большое событие для нижегородской Вышки. Мы даем нашим студентам ссылки на статьи Константина Михайловича, многие слушают его лекции на "Арзамасе", но совсем иное дело – возможность непосредственного восприятия и живого общения с одним из лучших знатоков творчества Пастернака. Не менее важными оказались эти лекции и для нас, преподавателей: на протяжении четырех дней я следила за тем, как из отдельных кирпичиков – истории публикации романа и травли Пастернака, пути автора к роману, исторического и литературного контекста, соотношения стихов и прозы в романе – складывается  стройная и убедительная концепция прочтения романа.

Сотрудничество с Константином Михайловичем – огромная радость для нас всех. И мы очень надеемся на его продолжение.

 

Приезд Константина Михайловича – настоящий праздник для меня! Во время учёбы прошлом году в московской Вышке у меня была прекрасная возможность слушать спецкурс «"Доктор Живаго" как исторический роман». Я занимаюсь творчеством Бориса Пастернака, и с нетерпением ждала приезда Константина Михайловича в этом году. К сожалению, в связи с отъездом в Италию я смогла посетить только половину лекций, но мои одногруппники поделились конспектами, за что я им бесконечно благодарна! Благодаря Константину Михайловичу я поняла, чем хочу заниматься в жизни (это честно, я ничуть не преувеличиваю). Лекции были информативны, познавательны и просто радостны для меня. Большое спасибо Вам, Константин Михайлович! С нетерпением ждём ещё!

Анна Мухина, студентка 3-го курса ОП «Филология»