«Пушкин, поэты XX века и не только они»: седьмые Болдинские выходные
VII Болдинский студенческий научный семинар, проведенный нижегородскими и московскими филологами «Высшей школы экономики» в последние октябрьские выходные, на сей раз был посвящен, как гласило название, «Пушкину, поэтам ХХ века и не только им».
Организаторами семинара традиционно стали преподаватели нижегородской Вышки Мария Марковна Гельфонд и Леонид Юрьевич Большухин, а гостями – преподаватели московской Вышки Андрей Семенович Немзер и Олег Андершанович Лекманов*. Началось обсуждение с вопроса о том, что исследовательский опыт XX века, в частности ракурс семиотики, может дать для интерпретации пушкинского творчества: об этом рассказал в докладе «Демонизм в "Пиковой даме" А.С. Пушкина с точки зрения семиотики карт и карточной игры» студент 4-го курса Владимир Афанасьев. Следующими тремя докладами секции, построенной вокруг темы восприятия образа и творчества Пушкина в первой половине XX века, стали размышления второкурсницы Алисы Хабы о связи живописи и графики футуристов с рисунками Пушкина на полях черновиков, рефлексии третьекурсницы Елизаветы Бурденевой о «пушкинском» в романе К. Вагинова «Гарпагониада», а также рассказ второкурсника Игоря Железнякова о воплощениях пушкинского мифа в фильмах 1927-го и 1937-го годов.
Вторая секция открылась дискуссией о литературной природе дуэлей между поэтами Серебряного века; «виновницей» же дискуссии стала студентка 1-го курса Владлена Лепихина, сформулировавшая несколько важных вопросов, которые будут отправной точкой ее дальнейшего исследования. Продолжила разговоры об уже «советском и несоветском Пушкине», следуя теме второй секции, второкурсница Гелнар Каримова, поведавшая участникам семинара о «пушкинском сюжете» в романе Б. Е. Иванова «Даль свободного романа». В фокусе следующего доклада оказался один аспект бакалаврской дипломной работы магистрантки программы «Русская литература и компаративистика» Юлии Коноваловой – образ «пушкинского музея» как часть пушкинского мифа в поэзии «оттепели». Затем от разговоров о «Пушкинских эпиграфах» Арсения Тарковского (Оксана Васильева, студентка 2-го курса) и о Пушкине в поэзии Бориса Слуцкого (Юлия Васильева, студентка 2-го курса), мы перешли к докладу второкурсницы Марины Безенковой «Пушкинcкий миф в одном стихотворении Виктора Кривулина. Соцреализм и соц-арт», в котором студентка предложила свою интерпретацию стихотворения Виктора Кривулина «"Пушкин в виде Данко, освещающий людям путь". Декоративное панно на центральной усадьбе колхоза им. Горького»). Наконец, финальным аккордом семинара, предвестившим уже неофициальное продолжение поездки – вечер и ночь «гитарной словесности» – стала дискуссия о стихотворении Льва Лосева «ПВО («Песнь Вещему Олегу»), о роли в нем национального вопроса и о том, как связано посвящение текста двум исследователям Хазарии, Артуру Кёстлеру и Л. Н. Гумилеву, со смыслом стихотворения. Модерировала обсуждение Татьяна Красильникова, магистрантка программы «Русская литература и компаративистика» и, по счастливому совпадению, автор настоящего отчета. А поделились своими мыслями по поводу поездки студентки этой же магистерской программы, мои одногруппницы Юлия Коновалова и Елена Ступакова:
О Болдинском семинаре я слышала много доброго, но только в этом году доехала и увидела все своими глазами. Нечасто выпадает удача, когда все научное обсуждение строится вокруг интересующей тебя темы. В Болдино было именно так. В дипломной работе и выросшем из нее докладе я сосредоточилась на пушкинском мифе в поэзии «оттепели»; тем увлекательней было расширить временные (до ХХ века в целом) и дисциплинарные рамки, как это было сделано в сообщениях о пушкинском образе в рисунках поэта, живописи соц-арта и советском кино. Парадоксальным образом, чем больше занимаешься пушкинским мифом, тем неуловимее кажется Пушкин настоящий. Ожил он для меня в львовской церковно-приходской школе, открытой много после пушкинской смерти – в 1904 году – в рукописном нотном листке с разложенной на голоса мелодией на стихи «Буря мглою небо кроет». Живо представилось, как крестьянские дети разучивают этот романс, автор которого для них – отец львовского барина Александра Александровича. Ради вот таких профессиональных и просто человеческих впечатлений и стоило ехать в Болдино на семинар, состоявшийся благодаря стараниям филологов нижегородской Вышки! (Юлия Коновалова)
Как только я увидела анонс Болдинского семинара, решила сразу – еду! И не пожалела: оды чудесной атмосфере, такой одновременно камерно-домашней и сосредоточенно-научной, можно писать бесконечно. Большинство участников семинара – филологи-бакалавры нижегородской Вышки, и отдельного восхищения у меня как слушателя (в таком качестве ехать тоже можно и нужно!) вызвало то, что темы докладов не являются их основным научным интересом. Несмотря на это, за каждым выступлением неизменно следовали внимательные комментарии и замечания Андрея Семеновича Немзера и Олега Андершановича Лекманова*. Нельзя не сказать и о не столь официальных составляющих семинара – экскурсиях по «пушкинским местам» (чего стоят только легендарные музейные тапочки!) и вечере с тремя (!) гитарами в холле гостиницы. И, конечно, особую благодарность за организацию семинара хочется выразить Марии Марковне Гельфонд и Леониду Юрьевичу Большухину (Елена Ступакова).
Ну а следующему Болдинскому семинару мы пожелаем не просто быть (ибо в этом никто не сомневается), но обрести новых поклонников нашего ежегодного события.
* Олег Лекманов включен Минюстом в реестр иностранных агентов.