Пастернак в эмодзи, или Вышка приходит в школу
Как лучше всего узнать о непростом пути молодого Бориса Пастернака — от музыки через философию к поэзии? Написать сценарий мультфильма по мотивам биографии поэта. Как разобраться в сложной временной организации стихотворений в романе «Доктор Живаго»? Создать календарь. Как понять творческий замысел сборника «Второе рождение»? Написать к нему аннотацию. Как научиться воспринимать сложную образность «Сестры моей — жизни»? Перевести несколько строчек в эмодзи — и обратно. Такой подход к изучению произведений Бориса Пастернака предложили одиннадцатиклассникам Мария Марковна Гельфонд и студентки 4 курса программы «Филология» — Анастасия Гусева, Анна Назарова и Дарья Басманова. Они создали учебный модуль по творчеству писателя в рамках работы над образовательной цифровой платформой «СберКласс».
«СберКласс» — это современная цифровая платформа для школы, которая помогает учителю выстроить образовательную траекторию школьника и предлагает ученику уникальную систему заданий. Участники проекта из Нижегородской Вышки подготовили около полусотни заданий, охватывающих все периоды творчества Пастернака — от «Поверх барьеров» до «Когда разгуляется». Задания различаются по уровню сложности: для ответа на одни достаточно внимательно прочитать текст стихотворения или фрагмент романа, для работы над другими — объединиться с одноклассниками и решать сложные задачи (например, подготовить виртуальную или реальную экскурсию по писательскому поселку Переделкино). Получилось создать модуль, в котором школьник движется, с одной стороны, от более простых заданий к более сложным, а с другой, проходит вместе с Пастернаком все этапы его творческого пути. Часть заданий выходит за рамки литературы: так, при сравнении шекспировских переводов Пастернака и Маршака потребуется английский, а трагическая история присуждения Пастернаку Нобелевской премии и отказа от нее заставляет задуматься о том, как складывалась судьба писателя в СССР. В свою очередь, исследовательские и проектные работы ориентированы на научные и творческие возможности школьника, которые не так часто оказываются востребованными в школе.
Своими впечатлениями поделились авторы проекта.
Анастасия Гусева: «Мы постарались представить такой модуль о Пастернаке, который сами хотели бы изучить в школе. Работа над проектом оказалась для нас настоящим творческим процессом: мы обсуждали идеи оригинальных заданий, выстраивали логику модуля, погружались в научную литературу, анализировали тексты и искали ту самую формулировку. Каждый этап позволял не только лучше понять тему, но и развить определенные навыки, в частности, навык работы в команде. Мы надеемся, что в процессе изучения модуля, как и во время реальных обсуждений и оживленных споров, ученики смогут открыть для себя новые смыслы и прийти к неожиданным для себя выводам».
Дарья Басманова: «Наверное, самым непростым при создании учебного модуля оказалось соотнести все многообразие наших идей с особенностями формата заданий «СберКласса». Нам хотелось расположить задачи не только по уровню сложности, но еще и в соответствии с хронологией жизни и творчества Пастернака. Тогда Антон Алексеевич Скулачев, куратор «СберКласса» по литературе, предложил нам создать навигатор по модулю. Так работа на платформе позволила нам выстроить систему, в которой для каждого этапа творчества поэта есть задания разного уровня. Например, «Февраль. Достать чернил и плакать…» можно изучить, сравнивая две редакции стихотворения, а можно, объединившись в группы по интересам (лингвистика, МХК, биология, история), попытаться разгадать все загадки текста и поделиться своими находками с одноклассниками. Это был удивительный опыт, в котором мы приобрели полезные навыки для нашей дальнейшей профессиональной деятельности».
Анна Назарова: «Мы, пожалуй, создали даже больше заданий, чем потребовалось для модуля (часы занятий ограничены), так что постарались отобрать наиболее интересные из них. Это, например, задание «Стихи Пастернака в эмодзи», где мы предлагаем зашифровать смайликами строки из поэтического сборника «Сестра моя — жизнь» — так школьники попробуют визуализировать сложные образы лирики Пастернака с помощью понятных им символов. Или задание «Вместо статьи о Блоке»: нужно будет представить себя на месте молодого Юрия Живаго, ищущего новую форму для осмысления поэзии Блока, и попытаться написать нечто подобное, только о Пастернаке. Есть ряд заданий, рассчитанных на более детальное восприятие его творческой и личной судьбы. Вообще говоря, работа над модулем также углубила наши собственные знания о Пастернаке. Мы благодарны Марии Марковне за предоставленную возможность и за совместную работу, а также Антону Алексеевичу за советы и помощь в реализации идей».
Мария Марковна Гельфонд: «При выборе проектов для программы мне кажется особенно важным, чтобы студенты могли реализовать себя в том, что реально существует и в скором времени будет востребовано. Не секрет, что между школьным изучением и университетской наукой нередко оказывается если не пропасть, то значительный разрыв. Поэтому я с благодарностью приняла предложение Антона Алексеевича Скулачева, председателя «Гильдии словесников», руководителя программы по литературе на платформе «СберКласс» (и — раскроем секрет — нашего будущего преподавателя) сделать модуль по Пастернаку. Это большая, объемная работа — мы вчетвером трудились над ней 2 месяца. Нам хотелось принести в школу серьезный разговор о Пастернаке — так, чтоб «ни единой долькой не отступаться от лица». Но для такого разговора нужны и соответствующие задания — творческие, яркие, интересные для школьников. Я благодарна нашим студентам за то, что они нашли такие формы, придумали такие возможности, которые позволят приблизить великого поэта школьникам.
Скоро старшеклассники из разных городов России смогут воспользоваться данным модулем для изучения творчества Бориса Пастернака. Надеемся, что еще у многих студентов Вышки получится принять участие в масштабном и важном проекте «СберКласс».