От литературоведа до руководителя пресс-службы банка: как современные филологи строят карьеру
Шутки про работу портят настроение гуманитариям до тех пор, пока они не узнают о реальных историях выпускников. Студенты ОП «Филология» регулярно встречаются с выпускниками гуманитарных ВУЗов, чтобы узнать о том, как сложилась их карьера после нескольких лет изучения языков и классической литературы. Иногда на таких встречах спикеры дают «пошаговую инструкцию» движения по карьерной лестнице. В этот раз проводником в мир профессий для филолога стала пресс-секретарь банка «Открытие» в ПФО Татьяна Неровня.
«Мне бы грустно жилось без диплома филолога»
Учеба Татьяны была не совсем обычной - перед поступлением на классический филфак она окончила факультет довузовской подготовки, который, по ее словам, уже дал ей важные навыки работы с текстом. А в период обучения пришли умения анализировать тексты разной природы, находить в них связи и рассматривать внутри культурного и исторического контекста.
«Базовое классическое образование начинается и заканчивается филологией» - считает Татьяна.
«Мы писали обо всём»
После филфака Татьяна стала работать в сфере медиа. Сначала ее пригласили на телевидение, где она создавала различные программы и даже попробовала себя в роли оператора. Затем Татьяна работала корреспондентом в разных изданиях. По ее словам, редакции некоторых СМИ были совсем немногочисленными. Это привело к тому, что журналисты стали универсалами и работали с любой повесткой: «Так как нас было два корреспондента, мы писали обо всём».
Спустя время Татьяну пригласили в информационное агентство, в котором журналисты уже делились по разным профилям: «У нас был человек, который отвечает за криминал, был корреспондент, отвечающий за повестку городской администрации, два журналиста, отвечающие за общество и экономику. Иногда мы могли меняться ролями, если кто-то уезжал, болел или был в отпуске».
«Необязательно получать экономическое образование, чтобы писать об экономике»
«Далее я перешла в издание, которое специализировалась исключительно на экономической тематике» - рассказывает Татьяна. Тестовое задание уже удивило литературоведа - нужно было написать текст об экономических показателях предприятия за определенный период времени и взять комментарий у экспертов.
«Нельзя показывать, что ты чего-то не знаешь. Лучше подумать, как это можно реализовать. Я обратилась за советом к старшим коллегам» - говорит Татьяна.
«Необязательно получать экономическое образование, чтобы писать об экономике. Важно читать много экономических материалов, понимать их логику и пытаться писать. Если есть возможность, то можно стажироваться в специализированных СМИ, чтобы научиться работать именно в этой повестке», - делится она.
Работа в пресс-службе: мини-гайд
Имея за плечами опыт работы в экономической тематике, Татьяна попала в пресс-службу банка «Открытие». Работа в таком подразделении всегда интересна и разнопланова: каждый отдел отвечает за конкретные задачи.
В подразделении есть внутренние и внешние коммуникации. Внутренние занимаются порталом, новостями, мероприятиями для сотрудников, отдел спецпроектов работает на различных мероприятиях: крупнейших деловых форумах, спортивных и культурных событиях, коллеги из внешних коммуникаций головного офиса делают эксклюзивные интервью, материалы с главными спикерами банка, пиар в регионах работает с местными спикерами и повесткой, специалисты, отвечающие за социальные сети, готовят интеграции с разными блогерами, инфлюенсерами, ведут группы банка и многое другое.
Департамент коммуникаций входит в блок маркетинга и коммуникаций. Региональные маркетологи занимаются брендингом офисов, запуском новых рекламных кампаний на местах и организацией мероприятий для бизнеса.
Работая в pr-отделе, Татьяна исполняет обязанности пресс-секретаря и спичрайтера. Она сопровождает руководителя на мероприятиях, помогая ему грамотно выстраивать коммуникацию: «Я езжу в командировки, когда управляющие в регионах участвуют в значимых мероприятиях. Это может быть круглый стол, большая встреча, визит в регион первого лица, подписание соглашений, открытие новых офисов и т.д. Такие визиты всегда сопровождает пресс-секретарь».
Журналист, pr-менеджер, копирайтер - это лишь часть профессий, которые освоила Татьяна на своем карьерном пути. Она убеждена, что человек, получивший базовое филологическое образование всегда и везде сможет применить свои навыки работы с текстом: «Всё, что касается языка, слова, литературы будет существовать вечно».
Текст подготовила студентка 3 курса ОП «Филология» Юлия Власова