• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Путешествие из Нижнего в Петербург ХХ века

С 16 по 19 июля студенты первого и второго курсов программы «Филология» вместе с руководителем программы Марией Марковной Гельфонд пережили целую эпоху русской культуры в городе, который вобрал в себя всю неустойчивость, разнородность и сложность двадцатого века в России. За столетие Санкт-Петербург трижды менял своё название, там появлялись и начинали соперничать друг с другом разные литературные направления, а судьбы поэтов, писателей и других деятелей культуры переплетались и часто выходили за пределы города и даже страны.

Центральным местом поездки стал Фонтанный дом, в котором располагается музей-квартира Анны Андреевны Ахматовой. Символично, что именно оттуда началась экскурсия о Серебряном веке, периоде культуры, который Ахматова застала и пережила на много лет.

 

Во время прогулки по Петербургу Серебряного века студенты узнали о необычных подходах к образованию в Тенишевском училище, где получал образование Осип Мандельштам, мысленно прожили расписанный по минутам день Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус у дома Мурузи, познакомились с кинематографом начала XX века у кинотеатра «Аврора» (собственный фильм снял даже Александр Иванович Куприн!), погрузились в атмосферу «Подвала Бродячей собаки» и посмеялись над шутками из «Сатирикона». И, конечно, почитали стихи и послушали истории (и легенды) из жизни Есенина, Маяковского, Блока, Мандельштама и многих других деятелей культуры, сформировавших такое многогранное явление, как Серебряных век.

 

На следующий день, 17 июля, состоялась экскурсия по «Полутора комнатам» – квартире в уже знакомом доме Мурузи, где с 1955 по 1972 гг., до эмиграции, жил Иосиф Александрович Бродский. Особая концепция музея – в отсутствии мемориальных предметов. Атмосферу жизни Бродских воссоздают лишь стеллажи с любимыми книгами поэта и оголённые до кирпича стены. В одной из комнат предметный минимализм достиг своего предела в необычной экспозиции, где вместо вещей оказались карточки с их описанием. Словно в «Большой элегии Джону Донну» – бесконечное перечисление уснувших предметов, от которых остаются лишь названия. Ценность музея не только в том, что там можно узнать Бродского как поэта и человека с разных сторон и аспектов его жизни, но и в том, что «Полторы комнаты» хранит огромный архив научных работ о нём, в том числе и уникальные тексты, которых нет больше нигде.

От Иосифа Бродского студенты снова отправились к Фонтанному дому, а оттуда – на экскурсию о Сергее Довлатове (с которым Бродский был очень дружен) по главным ленинградским адресам «рассказчика» – так сам себя называл Довлатов: «Рассказчик говорит о том, как живут люди, прозаик говорит о том, как должны жить люди, а писатель - о том, ради чего живут люди. Так вот, я рассказчик, который хотел бы стать и писателем». Узнавая биографию Довлатова, понимаешь, что он в своих произведениях действительно как нельзя лучше запечатлел жизнь при помощи того лаконичного и остроумного стиля, который невозможно спутать ни с чьим другим, настолько он кажется понятным и естественным. Когда экскурсия подошла к дому, где жил Довлатов, посчастливилось даже послушать рассказ о нём от очевидца, как будто одной из героинь его книг. Иногда кажется, что великие писатели, даже если они жили не так давно – это люди прошлых эпох, но такие встречи дают понять, что они на самом деле совсем рядом, живые истории о них можно услышать, стоит только пройти от памятника во двор дома.

18 июля география поездки расширилась до Репино и Комарово. Сначала группа посетила дом-музей И. Е. Репина «Пенаты», где художник жил последние тридцать лет своей жизни, а после него – его сын, тоже художник, Юрий Репин. В 1944 году дом, а также беседки в большом парке сгорели до основания, но их удалось восстановить и, главное, воссоздать при помощи многочисленных мемориальных предметов быт семьи Репиных. Может показаться, что посещение этого музея немного выбивается из «литературного» контекста других экскурсий, но, на самом деле, судьбу Репина и его дома с судьбами многих литераторов XX века сближает перенесённый ими горький опыт «оторванности» от родины. Для Репина это было непосредственное отделение: когда Финляндия стала самостоятельным государством, «Пенаты» оказались на её территории. Художник не переехал в Советский Союз.

В пяти километрах от «Пенатов», в Комарово, находится дача Ахматовой, куда группа шла по берегу Финского залива. «Будка», как называла её сама Анна Андреевна, – маленький домик, такой же, как и все остальные дома, выделенные писателям Литфондом. Он не стал музеем, сейчас это обычный жилой дом, но, наверное, именно поэтому там приходят на ум строки из «Приморского сонета»:

Здесь всё меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелёт…

Ахматову пережила не только дача в Комарово, но и те немногие её вещи, которые студенты смогли подержать в руках в рамках мастер-класса «Сундук Шереметьевского дворца» в последний день поездки, 19 июля. В квартире Ахматовой каждый из участников мастер-класса выбрал по одному предмету из большого сундука и вместе с экскурсоводом студенты попытались восстановить историю вещей, расставить их по комнатам квартиры, сопровождая это чтением стихотворений Ахматовой и отрывков архивных документов: дневников и записок Анны Андреевны, её родственников и друзей. Рассказывая о книгах, карандашах и чернильницах, детских игрушках, предметах гардероба и других вещах, принадлежавших близким Ахматовой, студенты попробовали себя в роли экскурсоводов музея.

Последняя экскурсия, «Репрессированный город», началась здесь же, в саду Фонтанного дома, у памятника Ахматовой. Потеряв многих друзей, перенеся аресты сына, расстрел Гумилева и смерть в лагере Пунина, вынужденное поэтическое молчание, когда её стихи долго запрещали печатать, Анна Андреевна, конечно, тоже оказалась жертвой репрессий, хотя её не арестовывали, не ссылали в лагеря и не сажали за решётку. Для неё репрессии стали страшным психологическим испытанием, а для огромного количества людей, как известных деятелей культуры и науки, так и простых горожан, они обернулись ещё и физической смертью.

Путешествие в Петербург XX века показало этот город с разных, порой неожиданных и непривычных сторон. Мечты литераторов, режиссёров, художников о светлом будущем искусства, о новом мире; страшные годы репрессий; попытка писателей и поэтов найти своё место в этом времени — всё это объединял в себе Петербург прошлого столетия. Кажется иногда, что он географически как будто меньше, чем есть на самом деле, настолько плотно сплетались в нём судьбы людей, сжатых в истории. Нужно помнить, что это не ушедшая эпоха, а часть того культурного и исторического фундамента, на котором стоим сейчас и мы.

 «Поездка была крайне интересным мероприятием. Я открыла для себя много нового про литературу двадцатого века и связь Санкт-Петербурга/Ленинграда с этим периодом. Мне очень понравились экскурсии, а также запомнился экскурсовод, который проводил экскурсию по Петербургу Серебряного века. Я очень рада, что эта поездка состоялась, это очень сплачивает коллектив и позволяет общаться в неформальной обстановке», – Екатерина Солдабокова,2 курс

 «Петербург для меня интересен, прежде всего, своей литературной историей - и именно с этим были связаны наши экскурсионные маршруты. За время поездки мне удалось не только узнать что-то новое, но и погрузиться в атмосферу города, одновременно прекрасного и трагичного. Посещая ключевые места и достопримечательности, я все пыталась представить, как писатели и поэты прогуливались здесь, смотрели на тот самый невероятный "Исакий в облаченье из литого серебра", почему им приходилось "в Петербурге жить - словно спать в гробу". Эта поездка принесла множество разнообразных эмоций, хочется поблагодарить каждого сопричастного ей! С нетерпением ожидаю новой встречи с городом! » – Екатерина Борина, 2 курс

 «С начала учёбы в Вышке путешествие в Питер было для меня первой многодневной поездкой с плотной культурной программой, и совершенно замечательно было ощущать себя "при деле" каждую минуту: либо мы со всеми ребятами ходили на экскурсии, либо делились на небольшие группки и искали места, где можно поесть что-то интересное и непривычное, либо сами организовывали своё свободное время, которого было предостаточно. Мы успели и сходить на развод мостов, и посетить условно андерграундные места, например, Анненкирхе, лофт "Этажи" и рынок на Удельной. Что же касается экскурсий, то большинство пройденных нами маршрутов от музея Ахматовой в Фонтанном доме были действительно замечательными! Особенно запомнились пешеходная экскурсия "Петербург Серебряного века" и мастер-класс "Сундук Шереметьевского дворца", потому что проводил их филолог, с которым и коммуникация выстраивалась лучше, и слушать было, в целом, интереснее», – Лилия Пахомова, 1 курс

 «От поездки у меня остались только хорошие впечатления. Я открыла для себя формат пеших экскурсий, который, как мне кажется, идеально подходит для изучения истории Санкт-Петербурга. Ведь масштабные социально-культурные события прошлого происходили на тех же улицах, по которым мы ходим теперь. И это несомненно создаёт особую атмосферу города.  Одним из наиболее запомнившихся мне мест стал музей И. А. Бродского "Полторы комнаты" в доме Мурузи. Авторам прекрасно удалось передать идею памяти и отсутствия за счёт восстановления интерьера комнаты не с помощью реальных предметов, но благодаря карточкам-символам, хранящим лишь формальную информацию о вещах. Обратная концепция воплощается в музее И. Е. Репина "Пенаты", некоторые комнаты которого полностью воспроизводят изначальный облик помещения, такой, которой был при жизни художника. Особый умиротворяющий опыт я получила во время прогулки из посёлка Репино в Комарово через леса Карелии и берег Финского залива в чудесной компании, делающей каждый новый день ещё более захватывающим и непредсказуемым», – Елизавета Незнамова, 1 курс

 «Я до этого была в Питере много раз, но эта поездка оказалась особенной, потому что ни в одном из мест, которые мы посетили, я не была прежде. Мне очень запомнился поход в «Полторы комнаты», после этого захотелось побольше узнать о личности Бродского, а ещё благодаря экскурсии по Петербургу Довлатова я наконец-то познакомилась с его произведениями. Ещё мне понравилось идти из Репино до Комарово по берегу залива. В таких походах всегда есть что-то неповторимое и особенное. Но больше всего эту поездку сделали люди. Общение вне стен университета (и более того – за пределами родного города) позволяет увидеть людей совсем с другой стороны. Я увидела, и это было прекрасно!» – Валерия Гудкова, 1 курс

«Наши студенты очень много ездят, но такая длинная – четырехдневная – поездка в другой город была предпринята впервые. При ее планировании мне казалось важным удержать общую, сквозную идею – историю «сохранения речи» в городе, который, с одной стороны, стал одним из центров русского и европейского модернизма, а с другой – едва ли не больше всех подвергся репрессиям и гонениям. Мне казалось важным увидеть, что город – это живой организм, научиться его читать и понимать. Сейчас уже начинают складываться планы поездок на следующее лето: в частности, хотелось бы освоить литературное Михайловское от Пушкина до Довлатова». – Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель программы
Материал подготовил студент 1 курса Михаил Кудряшов