В гости к Пастернаку: поездка в Переделкино
Имя Пастернака известно каждому. Со стихами – признаемся откровенно – даже у филологов чуть хуже. Чтобы вчитаться в них, услышать, понять, как они возникали, как складывалась судьба поэта, разобраться в трагической истории присуждения Нобелевской премии и отказа от нее – студенты-филологи разных курсов отправились в Переделкино. Это традиционная для нашей программы поездка: в последний раз студенты побывали в доме поэта в конце мая.
Сегодня Переделкино – уже часть Москвы, и туда можно добраться на метро. Мы же поехали так, как ездил туда «на ранних поездах» Борис Леонидович Пастернак: электричкой с Киевского вокзала. На платформе Переделкино нас встретила Галина Владимировна Лютикова, экскурсовод дома-музея Пастернака. Наш путь к самому музею пролегал через бывшую усадьбу Самарина (его имя названо в стихотворении «Старый парк», а судьба отчасти отразилась в романе « Доктор Живаго») и переделкинское кладбище, где покоится прах поэта. На могиле Пастернака мы прочитали стихотворение «Август», в котором поэт предвидел свои похороны («Вы шли толпою, врозь и парами, / Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня, / Шестое августа по-старому, / Преображение Господне»). Пройдя кладбище, мы перешли по мостику через речку Сетунь и отправились в сам поселок.
Переделкино – поселок с необычной судьбой. Тем, кто заинтересуется ей, очень рекомендуем посмотреть курс на «Арзамасе». В начале 1930-х годов этот поселок был создан специально для «инженеров человеческих душ» - писателей, которых советской власти требовалось подчинить своим требованиям. Писательские дачи выступали в этом проекте в роли «пряника» (вспомним, что в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» стоит очередь за путевками в Перелыгино – и разумеется, в этой очереди не может быть Мастера). Но не миновал писателей и кнут: многие из них во время большого террора были арестованы прямо на своих дачах. Отметим уже тот факт, что дача Пастернака стоит на улице Павленко, известного, кажется, только своим доносом на Мандельштама.
Пастернак переехал в Переделкино в конце тридцатых годов. С этим местом связан и одноименный цикл его стихов, который вошел в книгу «На ранних поездах», и работа над романом «Доктор Живаго», и присуждение Нобелевской премии, и отказ от нее, и последняя книга стихов «Когда разгуляется». Здесь на подоконнике стоят цветы белой герани, которые тянутся «за оконный переплет» (стихотворение «Снег идет»). Здесь «шинкуют, и квасят и перчат, / И гвоздики кладут в маринад» ("Бабье лето"). Сюда «как обещало, не обманывая, / Проникло солнце утром рано / Косою полосой шафрановою/ От занавеси до дивана» ("Август"). А еще здесь хранятся картины отца поэта – замечательного художника Леонида Осиповича, издания романа «Доктор Живаго» на разных языках, книги, принадлежавшие самому Пастернаку. А еще, что не менее важно, здесь нет обычных для музея заграждений – можно почувствовать себя действительно дома, в гостях у поэта. Здесь на веранде мы пили чай, слушали лекцию про стихотворение «Сестра моя – жизнь, и сегодня в разливе…» под шум дождя, ходили по парку, читали стихи.
Александра Шкоян, 1 курс:
Это был мой первый опыт выезда в такое литературно значимое место, с людьми, которые так близки по духу, интересам и мироощущению. Оказалось, что поезде можно обсуждать черты рэпа в поэзии Блока, говорить о том, что такое любимые стихи,, а приближаясь к Москве, увлечься разговором и не заметить Петушки
История поселка Переделкино - «золотой клетки» поражает. Но именно на даче Пастернака рождается не просто вера, а твердая уверенность в том, что «илу подлости и злобы» все же «одолеет дух добра». Большое спасибо организаторам поездки и главное гостеприимным хозяевам дома (эти слова – не пустой звук, ваш горячий чайник согрел наши тела и души) за возможность пройти «толпою, врозь и парами» маршрут, который оказался путем поэта.
Михаил Кудряшов, 2 курс:
Осеннее Переделкино — очень уютное место, где под шорох листьев ты встречаешься с невероятным литературным наследием. Дома писателей, детская библиотека и дерево с башмачками из стихотворения К. И. Чуковского создают там совершенно особую атмосферу, и я был очень рад вспоминать произведения известных литераторов, рассматривая их дачи. Конечно, главное место Переделкина для меня — дом Бориса Пастернака. Особенно запомнилась его библиотека с раритетными книгами на разных языках.
Юлия Мошкова, 1 курс:
Нам очень повезло с погодой - светило солнце, тепло, словно золотая осень напоминала описанную Пастернаком – ту, где «сказочный чертог, весь открытый для обзора». Вообще главным в этой поездке для меня стало ощущение, что я попала в круг единомышленников.
Очень понравилась экскурсия Галины Владимировны Лютиковой, рассказавшей не только о Пастернаке, но и о других жителях, посёлка, объединившего множество судеб. Запомнилась экскурсия по самому дому - интересный, яркий и какой-то очень живой рассказ об обитателях дома. Ну и конечно чаепитие на веранде дома Пастернака – одно из самых тёплых воспоминаний поездки.
Владимир Кретов, 2 курс:
Я сейчас учусь по мобильности в московском кампусе и присоединился к поездке в Переделкино в последний момент,, но могу сказать, что она того стоила. Большое впечатление на меня произвело и Преображенское подворье (серьезно, таких красивых храмов я еще не видел!), и могилы живших здесь литераторов, и Дом творчества писателей, и дом-музей Пастернака. Удивительное чувство, что именно здесь Пастернак радовался присуждению Нобелевской премии – той самой, от которой его вынудят отказаться через несколько дней. Как и во всех наших поездках ходить пришлось много, но усталость в конце этого дня – правильная, связанная с чувством прикосновения к чему-то великому!
Полина Михайлова, 1 курс:
Поездка поразила атмосферой, историей места и духом искусства, царящим в доме Пастернака. После такой поездки очень хочется двух вещей: глубже узнавать поэзию и … еще раз вернуться сюда.