Диссертации на программе "Маркетинг" оценят работодатели
Первое интервью с экспертом от работодателей, руководителем службы маркетинга и рекламы ГК «Нижегородец», Еленой Зыковой
Приближаются даты защит магистерских диссертаций на программе Маркетинг. Для наших студентов это важный этап, когда они могут продемонстрировать профессиональные навыки и освоенные на практике инструменты маркетинга, представив свой диссертационный проект на оценку экзаменационной комиссии.
С 2016 года в состав государственной экзаменационной комисии по проведению итоговой аттестации на программе Маркетинг входят не менее двух представителей от работодателей. Сегодня мы публикуем первое интервью с одним из экспертов от работодателей.
Об эксперте:
Елена Зыкова, руководитель службы маркетинга и рекламы ГК «Нижегородец». 10 лет в маркетинге, 7 из которых в компании «Нижегородец», начинала со специалиста по рекламе в компании-дистрибьюторе концерна «Royal Dutch Shell».
О компании:
ГК «Нижегородец» - официальный дилер Ford, Hyundai, Nissan, Datsun, Opel, Chevrolet, KIA, УАЗ в Нижнем Новгороде. Продажа и сервисное обслуживание автомобилей. Служба такси.
Елена, какие ожидания у вас от предстоящей защиты магистерских диссертаций по маркетингу? Вам приходилось участвовать в чём-то подобном?
Елена: Для студентов это будет непростой и ответственный день, и конечно для меня тоже, нечасто приходится бывать в подобной роли и тем более давать оценку научным работам, не являясь при этом преподавателем по специальности. Ожидания, а скорее мой интерес, связаны с тем, как студенты смогут обосновать практическую значимость своих работ, насколько свободно они смогут объяснить и оценить результаты собственных исследований в отношении прикладного маркетинга. В прошлом у меня был небольшой опыт преподавания в ВУЗе в области психологии, всегда вспоминаю об этом с удовольствием и небольшим сожалением о том, что не задержалась дольше в этой сфере. Сейчас я всецело в маркетинге, считаю, что у него еще все впереди как у тех, кто собирается заниматься им всерьез.
В каких направлениях вы посоветуете выпускникам программы Маркетинг развивать свои профессиональные навыки, какие области знаний / умений нужно осваивать уже сейчас и в перспективе через 2-3 года?
Многие считают, что сегодняшний тренд это сфера digital и все, что с ней связано, что непременно нужно развиваться в данном направлении и делать на это ставку. Возможно. Главное, чтобы вы, будучи специалистом в данной области, не хватались за все подряд, выберите для себя одно-два направления и углубитесь в подробности, практикуйтесь и улучшайте свои профессиональные навыки, не нужно быть SMMщиком и специалистом в области интерактивной видеорекламы одновременно. Выступая на стороне работодателя и проводя собеседования, нередко получается так, что кандидат с широким кругозором «всего по чуть-чуть» уступает тому, кто разбирается лучше, но в более узком направлении.
На сегодняшний день актуальным остается вопрос взаимосвязи офлайн и онлайн каналов при запуске рекламных кампаний с дальнейшим расчетом их эффективности. Результаты, которые мы получаем, используя определенные инструменты, не столь очевидны как хотелось бы. Поэтому вопрос эффективности маркетинга есть всегда, в любой компании и даже при отсутствии бюджета.
И еще одна, как мне кажется, перспективная область маркетинга - связана она с разработкой креативных концепций/стратегий. Цели здесь могут быть разные: вывод продукта на рынок, позиционирование или имидж компании. Конечно, копирайтер, дизайнер и режиссер создадут вам «что-то» на свое усмотрение, но только маркетолог выступает дирижером всего это оркестра, идея и воплощение за ним.
Главное, чтобы вы, будучи специалистом в данной области, не хватались за все подряд, выберите для себя одно-два направления и углубитесь в подробности, практикуйтесь и улучшайте свои профессиональные навыки.
В маркетинге все время появляется что-то новое и нужно постоянно учиться. Где и чему вы учитесь?
Т.к. многие фундаментальные вещи в маркетинге уже изучены, остается заниматься только технологиями)), а технологии это чаще всего зарубежный опыт. Мне в этом плане повезло, наша компания является дилером 7 крупнейших мировых автомобильных брендов. Учусь у представительств, сдаю экзамены, участвую в конкурсах профессионального мастерства и обмениваюсь опытом с коллегами на внутриотраслевых конференциях. Не могу сказать, что сижу за учебниками, предпочитаю мастер-классы и семинары, а также живое общение с коллегами, обучаюсь по мере того, как увижу или услышу что-то новое в маркетинге, сейчас, например, активно изучаю область email-маркетинга и внедряю его на практике в нашей компании.
Как вы оцениваете маркетинг в своей компании, он чем-то отличается от конкурентов? В чем секрет вашего успеха?
По пятибалльной шкале твердая четверка! Думаю, еще есть куда расти. Связано это с вопросом оценки эффективности маркетинга, т.к. здесь нет универсально инструмента и у каждой компании свои критерии. Считаю, что у нас неплохая структура отдела и грамотные специалисты, каждый из которых занимается своим брендом. Исключение составляет лишь область интернет-маркетинга и аналитики, здесь отдельные люди. Очевидно, что в перспективе появятся и другие сотрудники, которые будут выполнять, работу, например, маркетолога по дополненной реальности, все зависит от потребностей клиента. Инструменты, которые мы используем в работе, очень разнообразны начиная с онлайн консультанта, заканчивая статическим call-trackingом на avito. Сложнее назвать что мы не используем, наверное, только жучки у клиентов дома не ставим, чтобы отследить все их действия. У нас даже шутка в отделе на эту тему есть - через несколько лет в мозг людям будет вживляться чипы с рекламой и чтобы ее отключить, нужно будет заплатить. А успех для нас это четко работающие бизнес-процессы, соблюдение баланса в использовании маркетинговых инструментов, открытость новому опыту и клиенты, которые при спонтанном вспоминании компании-автодилера, называют «Нижегородец».
Если бы сейчас вы сами работали над магистерской диссертацией по маркетингу, то какую бы тему выбрали? Что для вас сейчас самое интересное в маркетинге?
Самое интересное то, о чем меньше всего говорят, наверное. Я бы выбрала что-то из области поведенческого маркетинга, ведь в данном случае сложно предвидеть результат. Мы меняемся, рынок тоже, скорость наших реакций предопределяет успех. Компании, которые следуют принципам социально-ответственного маркетинга, всегда будут на голову выше остальных. Потребитель уже давно не наивен и не стоит думать, что яркий плакат заставит его сделать что-то против собственной воли. Маркетинговая культура пока еще не очень популярна среди наших компаний, многие работают по старинке, но я очень надеюсь, что скоро все изменится.
Елена Зыкова
руководитель службы маркетинга и рекламы ГК «Нижегородец»