• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Окно в Европу: маркетинг по-голландски

Студентка 1 курса магистерской программы Маркетинг, Анастасия Кондрашина, рассказывает о своей учебе в Нидерландах по программе международной мобильности

Окно в Европу: маркетинг по-голландски



Анастасия
изучала маркетинг по программе международной академической мобильности в университете Radboud в Нидерландах. О том, как студенту ВШЭ поехать учиться маркетингу в Европу, особенностях обучения за рубежом и многом другом она рассказала нам в интервью.
Анастасия Кондрашина

Студентка 1 курса программы Маркетинг

 
Почему именно Нидерланды? Как ты выбирала страну и университет для мобильности? На что обращала внимание?

На самом деле выбирала больше по предметам, а потом уже по стране. Я бы сказала так, что осознала я, что еду именно в Нидерланды уже после того, как получила подтверждение из вуза. Но если честно, нисколько не пожалела, что попала именно сюда. Страна, город (Неймеген), в котором я жила - все очень приветливы, улыбчивы и добродушны. Хочется отметить, что все Нидерланды знают английский язык, он является для них вторым языком, поэтому нет преград для решения различных вопросов в проблемных ситуациях.

Как ты формировала свой учебный план?

Формирование учебного плана было одной из самых сложных задач участия в международной мобильности. Но я думаю, что это было из-за того, что я только поступила в ВШЭ в магистратуру, и мне было сложно понять всю систему, например ECTS. Выбирала предметы у принимающего вуза аналогичные по названию и/или содержанию курсам в ВШЭ (на программе Маркетинг), также должна совпадать сумма кредитов по ECTS. Процесс достаточно долгий и кропотливый, но при помощи руководителя программы, Сергея Владимировича Александровского, вопрос решили достаточно быстро.



Благодаря программе мобильности ты не платила за обучение, но что с остальными расходами? Какой бюджет нужен на такую поездку? Какой минимум планировать на месяц?

Основное, на что уходят деньги - это жилье. В принципе, можно найти дешевле, например, снимая комнату или квартиру с кем-нибудь совместно. На самом деле траты зависят от того, как человек привык жить, например, питаясь дома или не дома (кафе, рестораны, фаст-фуд). При обычной жизни, самостоятельной готовке, будет уходить примерно 300-400 евро в месяц, но у меня уходило 200-250 евро в месяц, при условии, что я покупала абонемент в спортивный зал, тратила деньги на мобильную связь и иногда куда-нибудь ездила путешествовать. Так что все зависит от вас. Но мой вам совет: лучше закладывать большую сумму на траты, чем меньшую. Во-первых, так, если что, вы не расстроитесь и во-вторых, при внеплановых ситуациях они могут вам помочь.

Как ты добиралась до места учебы?

Путь: Москва - Амстердам - Неймеген. Добраться до места назначения не доставило больших сложностей: Radboud University выслал всю необходимую информацию о том, как добраться из Амстердама до Неймегена, расписания движения поездов. Так что студентам осталось только следовать инструкции и все сделать правильно. До вылета, Radboud University разделил всех интернациональных студентов на группы, главными в которых были менторы - наши «гиды» по городу и по всем развлекательным мероприятиям в течение ориентационной недели. Именно они и встречали нас в своих красных майках на станции города Неймеген, улыбчивые и приветливые (то, что как раз было очень нужно в этот сложный для нас день). Нас довезли до университета, где нас оформили, дали всю необходимую информацию и документы, и вручили нам подарки (например, каждому из нас подарили свитер с логотипом университета) ну и наконец-то развезли по долгожданным комнатам. 

Первая неделя была ориентационной. Нас водили по музеям; устраивали день покупки велосипедов (что в Нидерландах просто необходимо); игры в боулинге; ужины наших групп, где каждый готовил традиционные блюда своей страны, ночная экскурсия по барам, вечеринка различных культур и национальностей и т.д. Каждый день у нас были различные мероприятия: знакомились, общались и развлекались, обживаясь в новой и не привычной для каждого ситуации. 

Хотелось бы рассказать немного о городе - Неймеген. Перед отъездом я конечно же посмотрела фотографии, населенность, площадь этого города и была просто в шоке. Какой маленький город, подумала я. Он же будет скучный… Но это была моя ошибка. С первых же дней я просто влюбилась в него. Да, он маленький, но зато он такой душевный. Как я всем говорю, Неймеген - это Russian VIP Village. Все выглядит очень ухожено и красиво. Эти прекрасные цветные домики просто покорили меня.  А про скуку - здесь просто про нее никто не знает. Постоянные встречи, активности, фестивали, различные проекты, открытые рынки, спортивные мероприятия, кулинарные курсы и многое, многое другое в зависимости от предпочтений. Главное, чтобы на все это было время и желание!




Где ты жила? Быстро привыкла к новой обстановке?

Мне предоставил жилье университет, но при условии, что предлагает он только один вариант. При отказе, Radboud University больше не стал бы мне искать замену. Поэтому я не отказалась и решила, что возьму любое, а потом возможно поменяю. Но я не стала так делать, так как мне дали лучшее место для проживания. Жила я большом комплексе для студентов - Talia, где мне дали прекрасную и комфортную собственную комнату (по сути, это квартира, где я жила еще с тремя девочками, деля с ними кухню, ванную, холл и большую лоджию). Это стало моим домом. А домом ты считаешь то, где тебе хорошо.

Сколько времени ты провела в Нидерландах? Там тоже есть каникулы?

В Нидерландах я была 6 месяцев и училась практически без перерывов. У них есть каникулы в мае, но они длились меньше недели. Были интересные мероприятия, такие как карнавал (люди одеваются в смешные костюмы (образ пирата, Золушки, королевы, медведя - все зависит от твоей креативности), где все 4 дня гуляют и отдыхают, или День Короля, где каждый одевает что-нибудь оранжевое. В эти дни конечно мы не учились. Но даже из-за отсутствия каникул, ты не чувствуешь специфической усталости от учебы. Наверное, потому что каждый твой день - это что-то яркое и необычное. Также есть время для путешествий, что дает возможность и отдохнуть, и разнообразить свою учебную жизнь. 



Много времени уходило на учебу?

На учебу много. Примерно 16 часов в неделю (4 предмета). Но в четвертом модуле у меня был только один предмет, что гораздо легче. Наверное, само посещение предмета - не главная проблема, сколько его изучение. Потому что преимущественно учишься ты дома, читая различные статьи, анализируя сайты, делая проекты и презентации с группами, что достаточно сложно. Но ведь, по-сути, основная цель 
- научиться новому, получить знания и опыт, а этого здесь  в достатке. Главное (иногда) – сжать пальцы в кулак и в бой, вперед покорять новые вершины знаний и сложностей. 

Что удивило, понравилось, запомнилось в Нидерландах? Что самое трудное? Какие отличия от учебы в России?

Для меня было самое сложное в учебе - это понять структуру обучения, как все происходит (я очень долго не могла найти информацию о курсах, что читать и где вообще все это найти). Но после, когда это поняла, оказалось не сложно. Основное отличие в обучении - это манера преподавания на лекциях: если в России студент больше учится в университете, больше взаимодействует с преподавателем, то тут студенты больше учатся дома, готовясь к следующему занятию. В остальном, различий в преподавании между Radboud University и ВШЭ практически не было, привыкнуть к методам обучения здесь было не сложно. 

Обучение происходит на понятном английском языке с использованием презентаций, которые ты всегда можешь повторно просмотреть на своей персональной учебной странице. Может это банально, но меня в первую очередь впечатлили кабинеты. Открываешь дверь, а там как в зарубежных фильмах, большая аудитория, которая снизу поднимается вверх, и ты чувствуешь, как мурашки бегут по твоему телу от того, что это происходит именно с тобой. А также огромное количество ноутбуков на парах, где все печатают лекции. Очень мало, у кого есть тетрадь и ручка для записей. Это было для меня очень необычным явлением, потому что в России - это большая редкость. Основные положительные моменты, которые я выделила для себя в этом обучение - это то, что на каждый предмет обязательно приходит гость из компании, который занимается данным вопросом или выполняет определенную роль, которой и посвящен весь курс. Например,  в конце курса Alliance Management к нам приходил один из руководителей по вопросам альянсов. Также нас посещали гости из известных для всего мира компаний, таких как Unilever, LinkedIn, Vodafone, которые делились опытом. Было интересно послушать мировых лидеров, набраться опыта и идей. Также при обсуждение определенного вопроса, используются различные примеры-компании, которые не так известны в России, но очень известны в Европе. Новые идеи, новые инструменты - все это постоянно обсуждалось.  А это очень важно в моей профессии. Такой обмен информацией, расширение кругозора помогает в личном и профессиональном развитии, способствует появлению новых идей.



Расскажи о других студентах, с которыми ты познакомилась там. Как вы общались?

Система обучения здесь немного отличается от России, а именно, здесь нет групп, к каким мы привыкли. Каждый студент формирует свой индивидуальный учебный план. Новый предмет - новые люди. Было немного сложно лично мне общаться, так как в магистратуре учатся преимущественно студенты из Нидерландов, где на кофе-брейк они говорят на своем родном языке. Но за счет большого числа проектов, я познакомилась с разными людьми из разных стран. Было интересно и пообщаться с жителями Нидерландов, которые рассказали много интересного, а также с интернациональными студентами из Европы (Франции, Польши, Греции и т.д.) Вообще, много различных национальностей в группе - это очень здорово, потому что у каждого свои мысли, идеи, методы рассуждения. Каждый видит проблему по-своему, связывая со своими культурными особенностями. Все это было необходимо связать и состыковать, как пазл, и получалась отличная картина и многостороннее решение проблемы. 

Как ты проводила свободное время? Где успела побывать?

В основном, проводила свободное время в спортивном центре. Кстати, он здесь просто отличный. Возможность выборов современных спортивных курсов (я например, ходила на бадминтон), посещение бассейна, каток, гольф, баскетбол, обычные часовые тренировки, огромный тренажёрный зал и много другое за небольшую стоимость. Также гуляла с друзьями, посещала различные мероприятия, дискотеки и бары, отдых на природе и кончено же путешествия. Успела побывать в Амстердаме, Кёльне (Германия), в Антверпене (город бриллиантов) и Брюсселе (Бельгии). Успела съездить во Францию и Испанию. На самом деле можно дешево путешествовать, зная хорошие сайты и компании. Международная мобильность - это не только шанс получить европейское образование, но и возможность посетить множество прекрасных стран и городов, увидеть мир и приобрести много новых интересных друзей. Например, я с детства мечтала посетить Диснейленд (в Париже), но возможности у моих родителей не было. И вот… прошло очень много лет и я могу сделать это сама. Это ведь так прекрасно! И каждый также может осуществить свою мечту с помощью Международной программы.

Что посоветуешь тем, кто еще только думает о международной мобильности? Как подготовить себя?

Когда я уезжала, моя сестра, которая получила достаточно большой опыт в международном обучении, сказала мне «крепче держись зубами за кровать». В принципе, она права. Конечно страшно, тяжело и очень устаешь поначалу, но потом начинаешь привыкать и получать удовольствие от происходящего. Главное, подготовиться к тому, что будет тяжело и осознавать это в своей голове.  Тяжело, но интересно. Новые люди и разные эмоции, культуры и нации, различные языки, в том числе английский - все это действительно расширяет твой кругозор. Если действительно хочешь получить европейское образование, узнать новые методы обучения, научиться находить общий язык с различными национальностями, открыть для себя новые возможности, развить и узнать себя больше, узнать на, что ты способен, открыть себя и научиться смотреть на мир другими глазами - тогда действуй. Международная программа обучения – это возможность распахнуть двери к новым знаниям и действиям.

Анастасия, спасибо за интересный рассказ!


Если вы думаете о международной мобильности в Нидерландах по программе от Высшей школы экономики, то можете задать свои вопросы Анастасии лично https://vk.com/kondrashinanv.

Текст и фотографии: Анастасия Кондрашина