«Каникулы Филина» — студенческая жизнь филолога в миниатюре
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ прошел Зимний филологический интенсив «Каникулы ФиЛина» для учеников 9-11 классов. В течение двух дней более 70 школьников жили настоящей студенческой жизнью в миниатюре — с лекциями, семинарами, проектными заданиями и презентациями проектов.
Темы занятий были очень разноплановыми — от баллад Василия Жуковского до интермедиальности в сериале «Очень странные дела», от переводов в литературе, играх и мемах до теории и практики межкультурной коммуникации и компаративистики.
Мария Гельфонд, академический руководитель образовательной программы «Филология»
Зимний филологический интенсив «Каникулы ФиЛина» был задуман для того, чтобы дать возможность старшеклассникам погрузиться в жизнь образовательной программы «Филология» нижегородской Вышки. С этой целью мы сохранили все основные элементы нашей программы: здесь есть и лекции, и семинары, и НИСы — научно-исследовательские семинары, и подготовка проекта, и его публичная защита. Мне кажется, что такая структура очень важна для того, чтобы абитуриенты поняли, как на самом деле в Вышке складывается учебный процесс, попробовали ощутить себя студентами Вышки и, возможно, пришли сюда через годик-два
Первый блок лекций был посвящен истории русской литературы, ее ключевым текстам и художественному переводу. Преподаватели факультета гуманитарных наук нижегородской Вышки говорили о стихах Николая Заболоцкого, о поэзии и личностях Сергея Есенина и Владимира Маяковского и литературных произведениях от Николая Гоголя до Сигизмунда Кржижановского, в которых есть сбежавшие части тела.
Алиса Мытарева, старший преподаватель департамент литературы и межкультурной коммуникации
Сегодня ребята примеряют на себя роль студентов. Расписание интенсива построено так, что повторяет студенческое.
Меня очень радует то, что на интенсив пришли выпускники не только гуманитарных гимназий, но и лицеев, и обычных школ. У всех ребят на преподносимый на лекциях материал реакция разная, но объединяет всех школьников интерес к литературе за рамками школьной программы!
В лекциях по иностранной литературе речь шла о мистике в творчестве Эдгара Аллана По и произведению Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» про злого, сварливого и одинокого скрягу Эбинизера Скруджа, хорошо знакомого нам по диснеевским мультфильмам.
Тему связи литературы с индустрией кино и комиксами продолжили лекции об интермедиальности, когда литературное произведение «общается» с другими видами искусства (например, с живописью, музыкой, кино) или же явно отсылает к ним, используя их элементы.
Екатерина Фомина, доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации
Я поработала с ребятами в двух форматах — семинара и лекции. В рамках научно-исследовательского семинара мы изучили основные черты поэзии Эдгара По, а также рассмотрели важные символы и стилистические приёмы на примере «Ворона». Затем мы сравнили реализацию этих приёмов в формате комикса от создателей Marvel. Ребята с интересом изучили визуальное воплощение стихотворения и нашли важную трансформацию в судьбе персонажа. На лекции с коллегой Владимиром Афанасьевым мы порассуждали об интермедиальности, отсылкам к разным медиа (комиксы, кино, музыка, игры) в сериале «Очень странные дела». Не все присутствующие смотрели сериал, но из-за прецедентности этих отсылок рассматриваемые образы являются довольно понятными, а также вызывают интерес к просмотру кинотекста и дальнейшему применению термина «интермедиальность». А исследовательский энтузиазм — это то, что помогает филологам постоянно совершать большие и маленькие открытия.
Второй день интенсива был посвящен иностранным языкам и межкультурной коммуникации. В лекциях раскрывались такие темы как «Художественная литература как ключ к пониманию национальной культуры» и «Свое» и «чужое» в компаративистике». А на занятиях «Языковой мозаики» школьники изучали английский, немецкий, французский, испанский, чешский языки и латынь.
В первый день участники интенсива начали работу над своими проектами. Проектной деятельностью руководили Алиса Мытарева (подготовка комментированного издания сказки Всеволода Гаршина), Тимур Хусяинов (цифровой анализ дореволюционных рождественских открыток), Оксана Замятина (создание поэтической антологии нижегородских авторов) и Мария Гельфонд (подготовка «карточек» по рассказу Владимира Набокова «Круг» для просветительского телеграм-канала «Лестница»).
Завершились «Каникулы Филина» публичной защитой проектов, где участники продемонстрировали свои навыки публичного выступления, ораторского мастерства, аргументации и умения вести дискуссию.
Матвей Солодкий, ученик 11 класса Гимназии №136
Я пришёл на «Каникулы ФиЛина», потому что поступаю на образовательную программу «Филология». Мне интересно посмотреть на формат занятий, послушать преподавателей.
Впечатления прекрасные: во-первых, очень нравится вышкинский филологический лозунг о том, что филолог — это человек не со стопкой книг, а с ноутбуком.
Во-вторых, на занятиях затрагиваются очень интересные темы, мне запомнились лекции по «Странным делам», по отсылкам к египетской культуре, по обновлению текстов Эдгара По на примере комиксов Марвел. На интенсиве представлена и классика — анализ поэзии Заболоцкого, Жуковского.
Виден комплексный подход не просто к литературе, а ко всей человеческой культуре как к чему-то взаимосвязанному. Приходя сюда, ты учишься не чему-то конкретному (как это бывает в рамках школьной программы), а постигаешь культурный интертекст.
Александра Петрова, ученица 8 класса Лицея № 40, победительница городской олимпиады по литературе
Мне нравится здесь, потому что педагоги представляют необычный формат, он очень отличается от школьного. Лекции интересны, я для себя узнала много нового в рамках интересующих меня тем.
Алёна Степаненко, ученица 9 класса МАОУ «Лицей № 82»
Об интенсиве я узнала в школе, классный руководитель посоветовал принять участие в мероприятии. Приехала я одна, но мне очень здесь нравится, формат очень необычный, в школе абсолютно всё по-другому, здесь более углублённая программа.
Виктория Сорокина, ученица 11 класса МАОУ Лицей №38
Очень рада, что успела зарегистрироваться на интенсив. В восторге от программы и преподавателей. Появилось больше мотивации поступать в НИУ ВШЭ!