«Мобильность – это настоящий челлендж»
Одно из преимуществ Вышки как распределенного университета – возможность для студентов участвовать в программах академической мобильности с обучением в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде или Перми. Студенты образовательной программы «Филология» поделились со службой портала своим опытом и рассказали об особенностях программ в разных кампусах университета.
– Почему вы решили принять участие в программе академической мобильности?
Ольга Солнцева, студентка 3 курса программы «Филология»: Еще при поступлении в НИУ ВШЭ я знала, что существует программа мобильности, и к концу первого курса идея участия в ней казалось мне все более заманчивой. Мне хотелось максимально проявить себя и побывать в более «экстремальных» условиях, чем уютная атмосфера нижегородской Вышки.
Весь второй курс и часть третьего я училась в Москве. Выбор пал на этот город не случайно: изначально я поступала в московские вузы, но из-за большого конкурса не смогла пройти на журналистику. Эта несбывшаяся мечта учиться в Москве еще больше мотивировала подать заявление на мобильность.
Арина Федорова, студентка 3 курса программы «Филология»: Я закончила одну из самых лучших математических школ Москвы и поступила на программу «Филология» в нижегородскую Вышку. Год учебы подарил мне близкого друга и прекрасных преподавателей, однако на втором курсе я решила попробовать поучиться в московском кампусе по внутриуниверситетской мобильности.
Мобильность в Москве – это возможность много увидеть, услышать и понять. Для меня Москва – родной город, ему сложно меня удивить, а студентам не из столицы я рекомендую попробовать это место, окунуться в его бешеный поток. Всегда можно вернуться – контракт заключается на полгода, его можно продлить или уехать раньше. Я же останусь в Москве до конца 3 курса, то есть в сумме я пробуду на мобильности два года. Здесь у меня есть жилье, не нужно снимать квартиру.
В целом, московская Вышка имеет больше возможностей: больше преподавателей, дополнительных предметов, внеучебных активностей. Я, например, вступила в шахматный клуб и успела поиграть в турнире за свой университет. В лектории НИУ ВШЭ часто приглашают ведущих специалистов разный направлений, посещение таких мероприятий бесплатное и дает новый опыт и знакомства. Да и в целом Москва – город возможностей, здесь крупнейшие библиотеки, лучшие музеи и театры.
– В чем вы увидели основные отличия организации учебного процесса в разных кампусах?
Ольга Солнцева: В московском кампусе мы изучали не все дисциплины, которые включены в учебный план нижегородского. Это означало, что мы должны изучать их самостоятельно. Конечно, это было довольно тяжело. Приходилось искать любые возможности, чтобы не упустить знания. Во-первых, я ходила вольным слушателем на похожие занятия в Москве. Во-вторых, в нижегородском кампусе у нас очень отзывчивые преподаватели, которые всегда готовы дать консультацию и объяснить материал в деталях – в этом мне повезло. Также удавалось подключаться на семинары онлайн, что во многом облегчало заочное освоение дисциплин. Стоит сказать, что в этом всем были и плюсы – я научилась справляться с большими объемами информации за короткие сроки и дисциплинировать себя.
Мне запомнились все преподаватели, у которых пришлось поучиться в Москве, потому что каждый по-своему особенный! Я с удовольствием ходила на лекции Андрея Васильевича Голубкова по зарубежной литературе, Екатерины Игоревны Кисловой и Алины Сергеевны Бодровой по русской литературе, а также на научный семинар «Русская поэзия» Константина Михайловича Поливанова.
Важно заметить, что у нижегородской Вышки есть огромное преимущество: дисциплины, которые московские студенты изучают опционально, являются обязательными в нижегородском кампусе: например, старославянский язык, история русского литературного языка и латынь. Кроме того, на старших курсах нижегородские студенты получают различные знания, связанные с иностранными языками. Люблю нижегородский кампус за его оригинальность и уют. Мне очень нравится, что преподаватель уделяет внимание каждому студенту. В Москве студенты больше материала осваивают самостоятельно.
Обязательное условие долгосрочной академической мобильности – оформление индивидуального учебного плана (ИУП), включающего дисциплины, подлежащие изучению вне базовой образовательной программы. Необходимо самостоятельно выбрать курсы, которые соответствуют вашему учебному плану, и получить согласование академических руководителей базовой и принимающей образовательной программы и учебного офиса.
Александра Шкоян, студентка 3 курса программы «Филология»: Для меня Вышка – это любовь. Любовь к своему делу, а главное, к людям вокруг. С преподавателями мы всегда существовали в диалоге. Этого я, к сожалению, не нашла в большом городе. Но я благодарна за то, что у меня был шанс съездить и всё это понять, увидеть. Учеба в Москве — это совсем другая Вышка. Здесь много элементов оценивания, например, блицы, угадайки, сложная формула «накопа». Я заметила, что конкуренция в оценках здесь чувствуется на пределе, а их количество и значение очень важны для студентов. Это влияет на весь учебный процесс: если в Москве я думала о том, как мне получить нужную оценку, то в Нижнем само задание становилось вызовом себе: например, модульные по ключевым текстам, где нужно не только погрузиться в контекст произведения, но и предложить свою интерпретацию. Ты начинаешь чувствовать себя исследователем уже на первом курсе.
Арина Федорова: Важным отличием нижегородского кампуса от московского является масштаб университета. Нижегородский НИУ ВШЭ – уютный университет, поэтому преподаватели запоминают каждого студента, используют в какой-то степени индивидуальный подход. Это дает возможность выстраивать личные отношения, и это прекрасно. В Москве поток в три раза больше, группы, соответственно, тоже и на каждый предмет формируется отдельная группа, поэтому сложно познакомиться и подружиться просто потому что редко видишь одни и те же лица.
– Что вам дала программа мобильности, какие компетенции вы приобрели?
Ольга Солнцева: В Москве я получила замечательный научный опыт. За право слова на семинарах приходилось бороться (это в целом было ожидаемо и даже предпочтительно). Из-за того, что группы большие, ответить могли самые стойкие: те, кто не уставал держать руку до последнего и действительно мог сказать что-то ценное. Так что я не ошиблась с выбором «экстремальных» условий.
Помимо всего, в Москве я прокачала и английский язык. На первый взгляд может показаться, что нет ничего нового, но все зависит исключительно от желания самого студента – если он добросовестно занимается и проявляет интерес, то преподаватели способствуют мощному повышению уровня.
Арина Федорова: Студенты на мобильности могут столкнуться с тем, что некоторые предметы необходимо сдавать дистанционно. Здесь никак без навыка тайм-менеджмента: важно не забыть про предмет и включить его в свое расписание, даже если ты ни разу не был на нем. Если в Москве этого предмета нет, нужно самостоятельно договариваться об условиях сдачи с нижегородским преподавателем. В некоторых случаях приходится самостоятельно осваивать дисциплину.
Мне повезло с московскими преподавателями, настоящими профессионалами: я почувствовала, что хорошо изучила их предметы. Особенно хочу отметить, что уровень второго иностранного языка (я учу французский) у меня повысился во многом благодаря занятиям с моей преподавательницей.
– А как был организован ваш внеучебный процесс, легко ли было влиться в коллектив, чем вы занимались в свободное время?
Александра Шкоян: Быть на мобильности — это значит часто быть одному. По крайне мере в начале. Нужно быть готовым к тому, чтобы самому проявлять инициативу и знакомиться. Скажу честно, за год мне не удалось сблизиться с однокурсниками. Возможно, это частный случай, просто мне не повезло или я не смогла найти подход к людям здесь.
Эти особенности продиктованы и ритмом жизни города, мегаполисом бесконечного потока людей, бешеных скоростей, жесткой системы выживания. Людям здесь сложно выдохнуть, остановиться. Они живут в постоянной гонке. И это, наверное, ответ на вопрос почему я вернулась.
Ольга Солнцева: Относительно коллектива мне казалось, что в Москве он, скорее всего, будет уже сплоченным, устоявшимся. Конечно, так и было, но это не помешало мне стать его частью. Ребята в первый же день вызвались помочь с адаптацией. Со многими завязались теплые дружеские отношения. Мы вместе ходили в театр и филармонию, на книжные ярмарки, посещали культурные (например, мы впервые устраивали день филолога) и развлекательные мероприятия (зажигательная ночь студента), проводимые Вышкой. Хорошо, что в Москве транспорт ходит до глубокой ночи, иначе этому всему не бывать – свободное время полностью отсутствовало! Но этим воспоминания и ценнее. Мне кажется, что мобильность – прекрасная возможность не только приобрести знания, получить новый опыт, но и завести множество знакомств.
Другой плюс обучения в Москве – доступ ко множеству культурных памятников и библиотек. Лично для меня местом с непередаваемой атмосферой была Российская государственная библиотека. После пар я первым делом часто ехала в Ленинку, где сидела часами и набирала материал для курсовой работы. Там есть уютные коворкинги, а также большие залы, где можно почувствовать себя советским студентом, прикасаясь ко всему, что осталось еще со времен СССР (для фанатов советской эстетики самое то!).
Сейчас я возвращаюсь доучиваться уже в родном нижегородском кампусе, так как там начинаются интересные для меня дисциплины. К тому же хочется немного восстановиться после суматошного ритма жизни.
Я очень рекомендую пробовать себя и не бояться ехать в какой-либо кампус – это настоящий челлендж во всех отношениях! Для кого-то это может быть первым опытом самостоятельной жизни (я, к счастью, до этого жила самостоятельно, что во многом облегчило мою участь), для кого-то возможностью научного роста. Все зависит от приоритетов и целей самого студента. В любом случае мобильность – незабываемый опыт.
Подача заявки на межкампусную мобильность осуществляется два раза в год: в первой половине июня (к 1 семестру) и в первой половине декабря (к 2 семестру). Точные даты можно узнать в учебном офисе.