Цифровые решения для высшего образования
В Нижнем Новгороде в рамках международной конференции ЦИПР-2025 прошел Всероссийский хакатон «Умный кампус». Соревнование, организованное Университетом НЕЙМАРК совместно с НИУ ВШЭ – Нижний Новгород собрало свыше 80 учащихся вузов. За победу и ценные призы боролись представители команд из более чем 20 регионов страны.
Участникам предстояло за два дня разработать инновационные решения в сфере образования по пяти актуальным трекам, подготовленным совместно со Сбером, Яндексом, Госуслугами, Альфа-Банком, НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РАНХиГС и другими технологическими и академическими партнёрами ИТ-кампуса.
Так, участники могли попробовать свои силы в разработке системы мониторинга качества образования, создании инклюзивных технологий для студентов с ограниченными возможностями, проектировании универсального мобильного сервиса для кампусов. Также команды могли заняться оптимизацией цифровых образовательных интерфейсов и попробовать интегрировать нейротехнологии в учебный процесс.
Андрей Омельчук, замглавы Минобрнауки России
За три года хакатон «Умный кампус» стал яркой традицией, объединяющей талантливых студентов и прогрессивные идеи. Активное участие студентов способствует созданию эффективной образовательной экосистемы, обеспечивающей успешное функционирование кампуса. Разработки, представленные на хакатоне, уже воплощаются в жизнь в НЕЙМАРКе и других кампусах, созвездие которых создается сегодня в России.
Алексей Хабибуллин, и.о. ректора Университета НЕЙМАРК
Хакатон «Умный кампус» доказал, что современные студенты готовы создавать прорывные решения для образования. Мы увидели качественные прототипы, которые уже в ближайшие годы могут быть внедрены в новых университетских кампусах России. Особенно ценно, что участники мыслили не только технологически, но и с учётом реальных потребностей студентов и преподавателей.
Проекты участников также высоко оценили представители ведущих российских цифровых компаний, эксперты в области EdTech, нейротехнологий и ИТ-сервисов.
В треке от нижегородской Вышки «Система непрерывной оценки качества преподавания и экзаменов» задача была – создать инструмент для постоянного мониторинга качества образования, который поможет вузам и школам оперативно улучшать преподавание и экзаменационные процессы.
Победителей трека объявила директор нижегородского кампуса НИУ ВШЭ Анна Бляхман.
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Цифровизация невозможна без людей и без коммуникации. Именно сотрудничество и живое общение двигают прогресс и создают пространство для развития научной мысли. Нижний Новгород всегда был таким местом, где рождаются самые передовые идеи и создаются технологии будущего. И хакатон «Умный кампус» сейчас продолжает эту традицию.
В треке победила команда из Новгородской области, которая получила сертификат на сумму 500 тысяч рублей от НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на реализацию своего проекта по разработке системы непрерывной оценки качества преподавания в вузах и будет работать над ним совместно с сотрудниками научной лаборатории НИУ ВШЭ.
Игорь Кулаков, преподаватель Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, куратор команды Новгородской области
Нам очень понравился кейс нижегородской Вышки. Тема, поднятая в нём, оказалась для меня особенно актуальной. Ещё шесть лет назад, когда мне было 19 лет, я пытался разработать идеальную систему оценки, которая была бы полностью прозрачной и контролируемой. Однако пришёл к выводу, что, либо нужно создавать огромное количество критериев и оценивать всё, что практически невозможно, либо оценка становится субъективной и зависит исключительно от мнения преподавателя. В итоге приходится искать баланс и лавировать между этими крайностями.
Темы, затронутые в вашем кейсе, очень резонируют с моим опытом и вызовами, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в процессе оценки знаний.
Борис Улитин, академический руководитель программы «Компьютерные науки и технологии», куратор трека
Уровень команд-участников хакатона был довольно высокий. При этом каждая команда оказалась более сильна в чем-то своем: две команды сфокусировались на построении архитектуры решения и методику обратной связи студент-преподаватель, а другие две команды – на непосредственной реализации прототипа. В итоге у каждой команды получилось уникальное решение, практически готовое к апробации. Ну а по совокупности всех критериев и оценок жюри лучшей стала команда Новгородской области, которая предложила интересный механизм рейтингования преподавателей и дисциплин со стороны студентов, нейрочат и адаптивную аналитику со стороны администраторов учебного процесса. Команда-победитель продолжит работу над полученным решением и сможет апробировать его на практике уже в текущем году.
В специальной номинации ALTERMind Prize за оригинальность идей победила команда студентов нижегородской Вышки в составе: Анастасия Вайнер (программа «Программная инженерия»), Федор Боронин, Тимофей Босенко (программа «Технологии искусственного и дополненного интеллекта», Данил Еременко (программа «Прикладная математика и информатика»).
Анастасия Вайнер, студентка программы «Программная инженерия»
Наша команда работала над кейсом «Коммуникационный сервис для неслышащих студентов», где наша команда занималась вопросами инклюзивности в обучающих курсах. Нам вручили приз, вероятно, потому что мы подошли к задаче нестандартно. Вместо того чтобы просто улучшить один обучающий ролик для слабослышащих, мы решили создать программу, которая автоматизирует процесс улучшения всех обучающих материалов.
Мы разработали сервис, который автоматически генерирует субтитры и вставляет их внизу видео — пока что не в формате бегущей строки, но это можно добавить в будущем. Такой подход позволяет адаптировать курсы под нужды различных пользователей и сделать обучение более доступным. Мы надеемся, что в дальнейшем сможем доработать этот сервис и помочь большему числу людей проходить интересующие их обучающие программы, обеспечивая комфорт и инклюзивность.
Данил Еременко, студент программы «Прикладная математика и информатика»
Наш выбор и подход к решению задачи был обусловлен сочетанием амбициозности и стремления выйти за рамки стандартного решения. Вместо того, чтобы просто обработать одно видео из кейса с учётом заданных требований, мы решили создать заготовку сервиса, который мог бы автоматически обрабатывать любое видео. Такой подход позволил взглянуть на задачу шире и показать потенциал масштабирования решения на множество обучающих материалов.
Конечно, мы понимали ограничения по времени и ресурсам, и осознавали, что реализовать всё сразу невозможно, но видели перспективу дальнейшего развития проекта на более длительной дистанции.
В процессе работы я занимался анализом данных, полученных с приборов компании, исследуя результаты просмотра видео нашими респондентами. Моей задачей было выявить аномалии в данных, которые указывали бы на недостаточную вовлечённость или проблемы с восприятием материала. Для этого я применял навыки визуализации данных и умение превращать выявленные проблемы в конкретные задачи, а также искать новые инсайты в имеющейся информации. Такой аналитический подход помог нам лучше понять, как улучшить обучающие курсы и сделать их более эффективными.
Победители хакатона в пяти основных треках:
Кейс «Оптимизация эргономики и доступности интерфейсов» («Госуслуги»):
• 1 место — команда из Свердловской области
• 2 место — команда из Тюменской области
• 3 место — команда из Челябинской области
Кейс «Система непрерывной оценки качества преподавания» (НИУ ВШЭ — Нижний Новгород):
• 1 место — команда из Новгородской области
• 2 место — команда из Самарской области
• 3 место — команда из Ивановской области
Кейс «Коммуникационный сервис для неслышащих студентов» («Яндекс»):
• 1 место — команда из Новосибирской области
• 2 место — команда из Томской области
• 3 место — команда из Тюменской области
Кейс «Применение нейротехнологий в образовании» («Нейротренд»):
• 1 место — команда из Калининградской области
• 2 место — команда из Смоленской области
• 3 место — команда из Пермского края
Кейс «Мобильный сервис Кампус ID» (РАНХиГС):
• 1 место — команда из Республики Бурятия
• 2 место — команда из Москвы
• 3 место — команда из Архангельской области
- ВКонтакте
- Telegram