Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровые решения для высшего образования

В Нижнем Новгороде в рамках международной конференции ЦИПР-2025 прошел Всероссийский хакатон «Умный кампус». Соревнование, организованное Университетом НЕЙМАРК совместно с НИУ ВШЭ – Нижний Новгород собрало свыше 80 учащихся вузов. За победу и ценные призы боролись представители команд из более чем 20 регионов страны.

Цифровые решения для высшего образования

© фото Стас Миклин

Участникам предстояло за два дня разработать инновационные решения в сфере образования по пяти актуальным трекам, подготовленным совместно со Сбером, Яндексом, Госуслугами, Альфа-Банком, НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РАНХиГС и другими технологическими и академическими партнёрами ИТ-кампуса.


Так, участники могли попробовать свои силы в разработке системы мониторинга качества образования, создании инклюзивных технологий для студентов с ограниченными возможностями, проектировании универсального мобильного сервиса для кампусов. Также команды могли заняться оптимизацией цифровых образовательных интерфейсов и попробовать интегрировать нейротехнологии в учебный процесс.

Андрей Омельчук, замглавы Минобрнауки России

Андрей Омельчук, замглавы Минобрнауки России

За три года хакатон «Умный кампус» стал яркой традицией, объединяющей талантливых студентов и прогрессивные идеи. Активное участие студентов способствует созданию эффективной образовательной экосистемы, обеспечивающей успешное функционирование кампуса. Разработки, представленные на хакатоне, уже воплощаются в жизнь в НЕЙМАРКе и других кампусах, созвездие которых создается сегодня в России.

Алексей Хабибуллин, и.о. ректора Университета НЕЙМАРК

Алексей Хабибуллин, и.о. ректора Университета НЕЙМАРК

Хакатон «Умный кампус» доказал, что современные студенты готовы создавать прорывные решения для образования. Мы увидели качественные прототипы, которые уже в ближайшие годы могут быть внедрены в новых университетских кампусах России. Особенно ценно, что участники мыслили не только технологически, но и с учётом реальных потребностей студентов и преподавателей.

Проекты участников также высоко оценили представители ведущих российских цифровых компаний, эксперты в области EdTech, нейротехнологий и ИТ-сервисов.

В треке от нижегородской Вышки «Система непрерывной оценки качества преподавания и экзаменов» задача была – создать инструмент для постоянного мониторинга качества образования, который поможет вузам и школам оперативно улучшать преподавание и экзаменационные процессы.


Победителей трека объявила директор нижегородского кампуса НИУ ВШЭ Анна Бляхман.

Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Бляхман Анна Александровна

Цифровизация невозможна без людей и без коммуникации. Именно сотрудничество и живое общение двигают прогресс и создают пространство для развития научной мысли. Нижний Новгород всегда был таким местом, где рождаются самые передовые идеи и создаются технологии будущего. И хакатон «Умный кампус» сейчас продолжает эту традицию.

В треке победила команда из Новгородской области, которая получила сертификат на сумму 500 тысяч рублей от НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на реализацию своего проекта по разработке системы непрерывной оценки качества преподавания в вузах и будет работать над ним совместно с сотрудниками научной лаборатории НИУ ВШЭ.

Игорь Кулаков, преподаватель Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, куратор команды Новгородской области

Игорь Кулаков, преподаватель Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, куратор команды Новгородской области

Нам очень понравился кейс нижегородской Вышки. Тема, поднятая в нём, оказалась для меня особенно актуальной. Ещё шесть лет назад, когда мне было 19 лет, я пытался разработать идеальную систему оценки, которая была бы полностью прозрачной и контролируемой. Однако пришёл к выводу, что, либо нужно создавать огромное количество критериев и оценивать всё, что практически невозможно, либо оценка становится субъективной и зависит исключительно от мнения преподавателя. В итоге приходится искать баланс и лавировать между этими крайностями.

Темы, затронутые в вашем кейсе, очень резонируют с моим опытом и вызовами, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в процессе оценки знаний.

Борис Улитин, академический руководитель программы «Компьютерные науки и технологии», куратор трека

Улитин Борис Игоревич

Уровень команд-участников хакатона был довольно высокий. При этом каждая команда оказалась более сильна в чем-то своем: две команды сфокусировались на построении архитектуры решения и методику обратной связи студент-преподаватель, а другие две команды – на непосредственной реализации прототипа. В итоге у каждой команды получилось уникальное решение, практически готовое к апробации. Ну а по совокупности всех критериев и оценок жюри лучшей стала команда Новгородской области, которая предложила интересный механизм рейтингования преподавателей и дисциплин со стороны студентов, нейрочат и адаптивную аналитику со стороны администраторов учебного процесса. Команда-победитель продолжит работу над полученным решением и сможет апробировать его на практике уже в текущем году.

В специальной номинации ALTERMind Prize за оригинальность идей победила команда студентов нижегородской Вышки в составе: Анастасия Вайнер (программа «Программная инженерия»), Федор Боронин, Тимофей Босенко (программа «Технологии искусственного и дополненного интеллекта», Данил Еременко (программа «Прикладная математика и информатика»).

Анастасия Вайнер, студентка программы «Программная инженерия»

Анастасия Вайнер, студентка программы «Программная инженерия»

Наша команда работала над кейсом «Коммуникационный сервис для неслышащих студентов», где наша команда занималась вопросами инклюзивности в обучающих курсах. Нам вручили приз, вероятно, потому что мы подошли к задаче нестандартно. Вместо того чтобы просто улучшить один обучающий ролик для слабослышащих, мы решили создать программу, которая автоматизирует процесс улучшения всех обучающих материалов.

Мы разработали сервис, который автоматически генерирует субтитры и вставляет их внизу видео — пока что не в формате бегущей строки, но это можно добавить в будущем. Такой подход позволяет адаптировать курсы под нужды различных пользователей и сделать обучение более доступным. Мы надеемся, что в дальнейшем сможем доработать этот сервис и помочь большему числу людей проходить интересующие их обучающие программы, обеспечивая комфорт и инклюзивность.

Данил Еременко, студент программы «Прикладная математика и информатика»

Данил Еременко, студент программы «Прикладная математика и информатика»

Наш выбор и подход к решению задачи был обусловлен сочетанием амбициозности и стремления выйти за рамки стандартного решения. Вместо того, чтобы просто обработать одно видео из кейса с учётом заданных требований, мы решили создать заготовку сервиса, который мог бы автоматически обрабатывать любое видео. Такой подход позволил взглянуть на задачу шире и показать потенциал масштабирования решения на множество обучающих материалов.

Конечно, мы понимали ограничения по времени и ресурсам, и осознавали, что реализовать всё сразу невозможно, но видели перспективу дальнейшего развития проекта на более длительной дистанции.

В процессе работы я занимался анализом данных, полученных с приборов компании, исследуя результаты просмотра видео нашими респондентами. Моей задачей было выявить аномалии в данных, которые указывали бы на недостаточную вовлечённость или проблемы с восприятием материала. Для этого я применял навыки визуализации данных и умение превращать выявленные проблемы в конкретные задачи, а также искать новые инсайты в имеющейся информации. Такой аналитический подход помог нам лучше понять, как улучшить обучающие курсы и сделать их более эффективными.

Победители хакатона в пяти основных треках:

Кейс «Оптимизация эргономики и доступности интерфейсов» («Госуслуги»):

•        1 место — команда из Свердловской области

•        2 место — команда из Тюменской области

•        3 место — команда из Челябинской области

Кейс «Система непрерывной оценки качества преподавания» (НИУ ВШЭ — Нижний Новгород):

•        1 место — команда из Новгородской области

•        2 место — команда из Самарской области

•        3 место — команда из Ивановской области

Кейс «Коммуникационный сервис для неслышащих студентов» («Яндекс»):

•        1 место — команда из Новосибирской области

•        2 место — команда из Томской области

•        3 место — команда из Тюменской области

Кейс «Применение нейротехнологий в образовании» («Нейротренд»):

•        1 место — команда из Калининградской области

•        2 место — команда из Смоленской области

•        3 место — команда из Пермского края

Кейс «Мобильный сервис Кампус ID» (РАНХиГС):

•        1 место — команда из Республики Бурятия

•        2 место — команда из Москвы

•        3 место — команда из Архангельской области