Результаты PISA связаны не только с качеством системы образования
В Институте образования НИУ ВШЭ выступил почетный профессор педагогики Университета Аризоны (США) Дэвид Берлинер (David Berliner). В интервью он рассказал о проблемах школьного образования в США и России, возможных способах оценки работы педагогов, а также о том, каким образом имеет смысл учитывать результаты международных образовательных исследований при принятии решений.
В Институте образования НИУ ВШЭ выступил почетный профессор педагогики Университета Аризоны (США) Дэвид Берлинер (David Berliner). В интервью он рассказал о проблемах школьного образования в США и России, возможных способах оценки работы педагогов, а также о том, каким образом имеет смысл учитывать результаты международных образовательных исследований при принятии решений.
Главная проблема — не учителя, а семьи
Большинство стран неправильно интерпретирует результаты международных образовательных исследований — PISA, TIMSS, PIRLS, — считает профессор Берлинер. Так, американские школьники в целом демонстрируют очень низкие результаты по PISA, что неизменно заставляет политиков говорить о низком качестве образования, плохой работе учителей, директоров, некачественных программах и т. д.
Однако анализ результатов PISA показывает, что если большая часть американских школьников действительно пишет PISA очень плохо, то около 20% демонстрируют очень высокие результаты. Связаны они исключительно с социально-демографическими факторами. Дети из семей среднего класса в США, как правило, показывают очень высокие результаты в рамках международных и национальных исследований образования. Дети из бедных семей — очень низкие. Дети из семей среднего класса высоко мотивированы и имеют дома все условия для хорошей учебы. За чертой бедности в США находятся примерно 24% школьников — то есть очень значительное количество. Напротив, в Финляндии, где дети пишут PISA очень хорошо, за чертой бедности находятся только 4% школьников.
В США просто нет такого количества рабочих мест, где требуются люди с высоким уровнем владения ключевыми компетенциями PISA. Сколько таких рабочих мест в экономике России?
Представляется, что результаты международных сравнительных исследований связаны не только с системой образования как таковой, но и с социальной ситуацией в стране в целом. В США и Великобритании расслоение очень велико, бедных достаточно много — поэтому результаты в целом средние, а разброс между ними очень велик. В странах Северной Европы расслоения меньше, доступность качественного образования высока, соответственно, и результаты в целом высокие, разброс между ними невелик. Поэтому, когда мы говорим о повышении качества образования, следует думать не только об учителях, директорах, учебных программах, но и о социальной политике государства. Для США рецепт повышения результатов PISA связан со снижением бедности в целом.
Вероятно, в России результаты международных сравнительных исследований также связаны с социальными и экономическими особенностями страны, а не только с образованием. Поэтому еще один важный вопрос, которым имеет смысл задаваться, — нужны ли сейчас экономике страны высокие результаты PISA? Финляндия — маленькая страна, все ее население заметно меньше даже числа американских школьников с самыми высокими результатами PISA. Видимо, финская экономика может обеспечить их всех рабочими местами. Но, допустим, в США просто нет такого количества рабочих мест, где требуются люди с высоким уровнем владения ключевыми компетенциями PISA. Сколько таких рабочих мест в экономике России? Поэтому не стоит гоняться за высокими результатами PISA как таковыми — а сейчас и в России, и в США происходит именно это.
Как измерить качество работы учителя
Государство и бизнес склонны считать, что все можно измерить количественными показателями. В действительности это возможно далеко не всегда — особенно там, где речь идет о результатах педагогической деятельности, — считает профессор Берлинер. И в США, и в России, существует представление о том, что качество работы учителя можно измерить, опираясь на динамику успеваемости или предметные знания учащихся. На самом деле и это неправильно.
Успеваемость и предметные знания школьников зависят от множества факторов. Не в последнюю очередь это и социально-экономическое положение плюс культурный багаж родителей. Везде дети состоятельных и образованных родителей учатся лучше, чем дети бедных и малограмотных. От семьи также зависит и мотивация ребенка к учебе. Получается, что, измеряя качество работы учителя с помощью различных тестирований школьников, мы на самом деле оцениваем семьи. А оценивая работу учителей по успеваемости школьников, мы заставляем педагогов ставить детям незаслуженно высокие оценки.
Оценивать качество работы учителей с помощью количественных показателей сейчас невозможно. Вместо этого профессор Берлинер предлагает экспертные оценки. В качестве экспертов должны выступать, в первую очередь, директора школ. Как в США, так и в России они выполняют большое количество бумажной, бюрократической работы. Это неправильно — директора должны прежде всего помогать учителям и оценивать их труд. Для начала достаточно просто регулярно посещать уроки каждого учителя и смотреть, что он делает. Неплохо также записывать все происходящее на занятиях на видео и таким образом просматривать, что происходит.
Кроме директоров оценивать работу учителей должны внешние эксперты. Ими могут стать наиболее опытные и квалифицированные из практикующих педагогов. Они должны посещать занятия своих коллег и оценивать то, что там происходит. Далеко не всегда хорошие предметные знания детей говорят об умениях учителя. Не меньше говорит атмосфера в классе, отношение школьников к педагогу.
Побывав на занятии у своего коллеги, учитель-эксперт сможет помочь ему улучшить свою работу. Например, полезная практика — проводить уроки в школах друг у друга. Это помогает лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются учителя, и найти пути их решения.
По мнению профессора Берлинера, главная проблема российских учителей — авторитарный, дидактический стиль работы. Это может быть связано с количеством детей в классе. В государственных школах США, где в классе находятся 30 детей, учителя ведут себя куда более дидактично, чем в частных школах, где численность класса составляет 10-15 детей. Тем не менее, и к большому классу можно найти подход. Например, можно научить учителей разбивать детей на малые группы, каждой из которых даются разные задания.
Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ