Кризисное развитие экономики не должно привести к кризисному развитию вузов
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в панельной дискуссии «Высшее образование: между доступностью и качеством», состоявшейся в рамках Гайдаровского форума-2015 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в панельной дискуссии «Высшее образование: между доступностью и качеством», состоявшейся в рамках Гайдаровского форума-2015 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
Почему нельзя ограничивать доступность?
Ректор ВШЭ считает, что с 2000 года проблемы выбора между доступностью и качеством высшего образования не существует — доступность составляет почти 100%, в вузы поступают все желающие, хотя это не означает, что все они хотят учиться и учатся. К тому же за последние 15 лет система образования адаптировалась к предпочтениям населения, обеспечивая перепроизводство выпускников «перераспределяющих» специальностей — экономистов, юристов, менеджеров и прочих. В инженеры идут выпускники школ, балансировавшие между тройкой и четверкой.
Однако попытка ограничить охват высшим образованием, заменить его техникумами, где готовят рабочих, по мнению Ярослава Кузьминова, социально опасна — она вызовет неприятие 80-90% семей, которые воспримут это как ограничение их социальных прав. Поэтому и в кризисной ситуации почти всеобщее высшее образование нужно сохранять.
Кто нужен на рынке труда?
Проблема качества высшего образования сегодня становится ключевой, потому что в условиях экономического кризиса работников будет не хватать, уверен Ярослав Кузьминов. Ведь возникла острая потребность в замещении импортных товаров, и в этом отличие от ситуации 2008 года, когда занятость сокращалась, и молодежь шла в вузы, чтобы пересидеть тяжелые времена.
Ректор ВШЭ считает, что экономика 2015-2017 годов будет предъявлять дополнительный спрос на позиции, где нужно работать руками, по графику и за относительно небольшую зарплату. На рынке труда требуются квалифицированные исполнители – выпускники прикладных бакалавриатов, обладающие высоким уровнем культуры, в том числе производственной, и высоким уровнем дисциплины. «Нужно сократить разрыв между ожиданиями выпускников вузов, которые хотят получить «белую» и необременительную работу за большую зарплату, и реалиями рынка труда», — отметил он.
Как быть с финансированием?
Кризисное развитие экономики не должно привести к кризисному развитию вузов, убежден ректор ВШЭ.
Сегодняшнее финансирование высшего образования в России в размере 0,7% ВВП недостаточно — в подавляющем большинстве стран-конкурентов этот показатель составляет 1,2-1,5% ВВП. Еще в 2012 году предлагалось увеличить вложения в высшее образование до 1% ВВП, но у власти оказались другие приоритеты.
Если интеллигенция хочет не просто нормального развития страны, но и сохранения себя в будущем, она должна добиваться позитивной программы развития образования РФ на ближайшие годы. В условиях экономического кризиса вряд ли стоит рассчитывать на оптимизацию внутри вузов — необходима более активная позиция государства. Необходимо к 2020 году вдвое увеличить расходы в расчете на обучение одного студента в вузе.
Есть ли резервы для экономии в высшем образовании?
По мнению Ярослава Кузьминова, расширение платного высшего образования возможно только в сочетании с новой разновидностью образовательного кредита — с 30-летним сроком погашения, причем не только выпускником, но и государством или работодателями, и без порога качества, то есть кредит может предоставляться вне зависимости от успеваемости. Сегодня кредит берут преимущественно отличники, которые не добрали баллы при поступлении в самые престижные вузы и предпочли учиться там за деньги.
Еще одна возможность экономии — за счет модульного образования, когда часть курсов читается в Интернете преподавателями ведущих университетов. На Западе это уже происходит и будет все активнее развиваться в России, считает ректор ВШЭ. Если удастся в полной мере внедрить новые образовательные технологии, то и дополнительных вложений от государства в высшее образование потребуется меньше.
Что необходимо сделать в различных секторах высшего образования?
В своем выступлении Ярослав Кузьминов выделил три сектора российской высшей школы, для развития которых необходимы специальные меры.
Первый сектор — исследовательские университеты, где учатся 15-20% студентов. Этот сектор (около 50 вузов) увеличивать не нужно, но следует изменить его структуру: там пока нет аграрных, транспортных и медицинских вузов. Кроме того, необходимо компенсировать валютные риски, возникшие у исследовательских университетов, — все они работают на глобальных рынках ученых, научных проектов и научного оборудования, они должны обеспечивать международную мобильность и онлайн-курсы для всей страны и для русскоязычного пространства.
Второй сектор — вузы, главная задача которых — обеспечивать функционирование экономики. Количество студентов в них должно быть увеличено с 25-30% до 50%. До половины контингента этих вузов — примерно 1 млн. человек в 2020 году - должны учиться по программам прикладного бакалавриата. А более высокую квалификацию нужно давать в магистратуре, уйдя от профанации, когда инженерами объявляют выпускников бакалавриата.
Третий сектор – вузы, дающие общее (свободное) высшее образование, то есть выпускающие бакалавров гуманитарных или естественных наук, прошедших социализацию, но не получивших конкретную профессию. Этот сектор – преимущественно негосударственные вузы — необходимо сохранить, учеба там должна быть платной, но недорогой. Такие вузы могли бы широко использовать онлайн-курсы, созданные и поддерживаемые ведущими университетами, тем самым удешевляя высшее образование для своих студентов, считает ректор ВШЭ.