Ученики SMART-классов защитили свои проекты
Может ли школьник в 10-11 классах заниматься проектной и исследовательской деятельностью под руководством преподавателя Высшей школы экономики? Может, если он – ученик SMART-класса. Над какими проблемами задумываются школьники, что стало предметами их разработок, стало очевидно во время презентации проектов, которая прошла в рамках I Междисциплинарной студенческой конференции: «Интеллектуальный город: опыт, практики, перспективы».
69 учеников из SMART-классов нижегородских школ № 24 и № 62 представили проекты на самые различные темы: от анализа уровня финансовой грамотности старшеклассников средней школы до разработки концепции магазина свиданий и необычных подарков. Результаты защиты проектов следующие:
I место – игра по правоведению «В лабиринтах права»; проект «Литературный Нижний Новгород для детей и подростков»
II место – проекты «Антикафе с животными»; «Антикафе для проведения разноформатных мероприятий»; «Центр для подростков»
III место – проекты «Convert. Pro (перевод чисел в другие системы счисления); «Ресторан здорового питания»; игра «Hit It»
Какую роль играет проектная деятельность SMART-учеников в их будущей студенческой жизни, рассказала заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман:
-Нам очень важно, чтобы к нам приходили абитуриенты, с которыми можно сразу говорить на одном языке. Предметная подготовленность – это одно, в принципе, школы и подготовительные курсы ее обеспечивают. А вот с личностным ростом детей, с личной субъектностью, все гораздо сложнее. И вот SMART – классы стараются ответить на вопрос: как подготовить абитуриента к вузу, чтобы после поступления ему не надо было долго адаптироваться. Потому что у нас мало времени, не 5 лет, а 4 года для того, чтобы подготовить человека, который мог бы развиваться в конкретной сфере науки, строить бизнес и т.д. И тратить год на адаптацию мы просто не можем себе позволить. Соответственно, мы идем в школу, чтобы готовить ребят к тому, что их ждет впереди. Как их можно подготовить? Им нужно показать среду, подходы и методы работ, которые сильно отличаются в университете от школьных. Их нужно научить самостоятельности с точки зрения ответственности за свои действия, с точки зрения себя в команде, принятия решения за себя и свою команду. Нам комфортнее это делать, показывая, как школьные предметы связаны с реальной жизнью. Это можно сделать только через проект.
В итоге, в проекте остаются только те, кто действительно в него вкладывается. В чем отличие школы от вуза? В школе учитель «ходит» за учеником, заставляет, уговаривает. Здесь такого нет. Есть проект, есть задача, есть научный руководитель, который готов комментировать и направлять, но он точно не будет ни за кем ходить. Более того, если под вашей ответственностью, какая – то часть проекта, и вы ее не сделаете, то подводите всех остальных. Поэтому сам факт, что проекты сложились, и школьники вышли на защиту, уже говорит о каком-то серьезном сдвиге внутри этих ребят, они нашли в себе мотивацию и прошли этот важный путь.
Во время проведенного блиц-опроса школьники рассказали, что учеба в SMART-классах требует от них порой серьезного напряжения. Но именно благодаря погружению в университетскую среду и общению с преподавателями Вышки, в головах у ребят складывается более четкая картина студенческого будущего, им становится понятна, какая сфера дальнейшего обучения им наиболее интересна.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» продолжает ежегодный набор в 10 SMART-классы на базе школ 24 и 62. Десятый класс вместе с Вышкой!