• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа по политической лингвистике - место встречи единомышленников

Второй год подряд НИУ ВШЭ – Нижний Новгород становится организатором летней школы по политической лингвистике в одном из пансионатов на берегу Волги. В этом году темой встречи стала «Языковая личность политика и убеждающая коммуникация: политический и деловой спичрайтинг", которая собрала более 30 экспертов и участников.

Лекторы - ведущие специалисты в области политической и компьютерной лингвистики, слушатели – студенты старших курсов бакалаврских и магистерских программ из разных регионов России.  Как и в прошлом году, научная встреча носила не только международный, но и междисциплинарный характер. На одной дискуссионной площадке для творческого и межкультурного общения встретились лингвисты, политологи, социологи, маркетологи и историки.

Каждый из студентов уже сделал первые шаги в политической лингвистике. Чтобы попасть на летнюю школу, студентам пришлось пройти конкурсный отбор: написать мотивационное письмо и аннотацию к собственному исследовательскому проекту в области политической лингвистики. 

Ксения Таракановская – студентка новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета, факультет социологии, 3 курс бакалавриата

Ксения, как Вы, социолог, связаны с политической лингвистикой?

-Меня уже давно интересует эта наука. В прошлом году я писала курсовую работу на тему: «Политическая семантика и метафорика в СМИ», после этого мой интерес возрос еще больше.  Именно поэтому, узнав, что ВШЭ проводит летнюю школу по политической лингвистике, я, не раздумывая, написала мотивационное письмо и аннотацию к своей работе.

Как Вы думаете, это как- то повлияет на Вашу научную траекторию?

Да, возможно. В этом году я начинаю писать дипломную работу, с темой пока не определилась. Сейчас  я уже вижу несколько областей, в которых мне хочется работать. Кроме того, после окончания вуза  я хочу поступать в магистратуру. Здесь два варианта – «Социология коммуникаций» или «Политическая социология». Вполне возможно, что вторая программа меня привлечет больше.

Какие впечатления о школе?

-Очень хорошие. Лекции от таких экспертов – это ценная информация, которой хочется делиться. Я обязательно расскажу своим преподавателем и одногруппникам о том, что мне удалось почерпнуть на этой летней школе.


Анастасия Крахмаль – студентка Южного федерального университета, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации (Ростов-на-Дону)

-Мне кажется, что здесь собрались люди, которые заинтересованы в развитии политического дискурса. Очень интересно, что сюда приехали не только лингвисты, но и маркетологи, политологи. В нашем университете мы стремимся к междисциплинарности, это наше приоритетное направление развития. Будет очень здорово, если мы сможем создать связи между университетами, найти себе единомышленников.  Могу сказать, что уже сейчас нашла для себя нескольких коллег, с которыми мне хотелось бы в дальнейшем взаимодействовать в научном исследовании.



Анастасия Александровна Бонч-Осмоловская (кандидат филологических наук, академический руководитель образовательной программы «Теория языка и компьютерная лингвистика» НИУ ВШЭ, Москва).

Анастасия Александровна, на Ваш взгляд, в чем польза летней школы?

-В современном мире никто из нас не может предвидеть, какие знания могут понадобиться, но точно выигрывает тот, кто понимает, как устроены мостки между разными направлениями и где их точки пересечения. Люди с разным бэкграундом должны уметь говорить на одном языке. У нас в питерской Вышке есть лаборатория, связанная  с социологическими исследованиями в интернете. И несколько лет назад именно они начали выкачивать огромные  архивы из соцсетей, освоили методы для  изучения того, что происходит с обществом. Например, автоматическое извлечение наиболее значимых тем и тех слов, которые есть в этих темах. Получая данные, уже можно выстраивать теории. С точки зрения социальных наук это огромный рывок вперед, только мы еще не до конца умеем с этим справляться. И это возвращает нас к междисциплинарности. Есть люди, которые умеют выкачивать данные и их обрабатывать, но они не знают тех задач и вопросов, которые стоят перед учеными. Есть люди, которые умеют ставить задачи, но они не умеют работать с большими данными. Нужно лишь, чтобы люди встретились в правильном и месте и в правильное время.  Здесь наша школа в тренде. Те, кто умеет работать на одном языке, делают фантастические открытия, становясь профессиональными командами.

 Удачное ли время для политической лингвистики?

-Наша школа носит академический и научный характер. Мы должны научиться с помощью языка выстраивать систему смыслов. И для этого сейчас есть множество инструментов.  Например, социальные медиа  -  механизм моментальной общественной реакции. Это можно сравнить с золотой рудой. Вопрос только в том, чтобы научиться ее добывать и потом во что-то полезное перерабатывать. В этом и заключается  масштабный интеллектуальный рост.

Есть ли вероятность того, что вы уедете не просто с визитками участников, а с проектами будущих исследований?

-Да, конечно. Уже сейчас есть несколько тем, которыми студенты готовы заниматься сообща, несмотря на то, что находятся в разных регионах.  Я думаю, что эти исследования станут началом нового взгляда на политическую лингвистику.