"Готовиться к олимпиаде – это не читать учебники и не доводить до автоматизма какие-то навыки"
В Курске состоялся заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель и преподаватель образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ-НН, уже не первый год входит в состав жюри олимпиады. О впечатлениях и размышлениях на тему читайте в интервью:
Мария Марковна, Вы уже третий раз на Всероссийской олимпиаде школьников по литературе. Есть ли какие-то заметные изменения в среднем уровне работ?
– Мне кажется, работы стали лучше. Речь не только об отличных, ярких работах – «звездочки» были и есть всегда, но именно о хорошем среднем уровне. Мне кажется, ребята поняли, что готовиться к олимпиаде – это не читать учебники и не доводить до автоматизма какие-то навыки, а читать, думать, смотреть, размышлять. Шаблонных работ стало меньше, хотя есть, конечно, и какие-то типовые ходы. Например, когда в 11 классе мы предложили для интерпретации рассказ Татьяны Толстой «Белые стены», многие увидели в нем публицистические размышления о человеческом беспамятстве – потому что это такая ожидаемая на ЕГЭ тема. А речь ведь там идет совсем о другом – о сложном соотношении памяти вещи и памяти слова. Но в лучших работах именно об этом и шла речь!
Понравилось ли Вам работать в Курском государственном университете? Сильно ли отличался уровень организации олимпиады от предыдущих лет?
– Мне показалось, что в Вороново – когда организатором олимпиад была московская Вышка – у участников олимпиады и членов жюри было больше возможностей для неформального общения: вечера, встречи и так далее. Разумеется, это никак не влияло на ход проверки – мы ведь проверяем зашифрованные работы, а на устном туре не знаем имен и фамилий участников. В Вороново ребята и члены жюри встречались с Александром Кушнером, Мариной Бородицкой, Натальей Солженицыной, Германом Лукомниковым. Конечно, в Курске таких встреч организовать не удалось. А в остальном – все было на очень достойном уровне.
Какие ответы показались Вам наиболее удачными?
– В первом туре я в основном читала интерпретации поэтических текстов: в 9 классе это было стихотворение Александра Городницкого «Аэропорты 19 века», в 10 – «Адмиралтейство» Мандельштама, в 11 – «Ракета» Павла Когана. Очень понравилась одна работа по Мандельштаму – краткая, емкая, основанная на сравнении композиции стихотворения и архитектуры Адмиралтейства. Были прекрасные работы по Павлу Когану – там увидели и научную фантастику, и русский космизм, и традиции русской духовной оды – Ломоносова, Державина. Вообще всегда хорошо предлагать тех авторов, которых ребята не знают, - тогда включается не только аналитическое, но и творческое мышление, анализ действительно перерастает в интерпретацию.
Были ли какие-то особенно поразившие Вас ответы? (Можно и в хорошем, и в плохом смысле)
– Всегда поражает устный тур. С одной стороны, там много шаблонных ответов: ребенок дома сделал какую-то универсальную заготовку, все наизусть выучил и потом не может оторваться от тетрадки. На вопросы обычно ответить уже не может, хотя тут очень важен именно диалог – умение поговорить о литературе с незнакомыми людьми, убедить их в чем-то, самому раскрыться. А есть ребята, которые упоенно рассказывают о повторах у Мандельштама или о том, как их поразил «Улисс» Джойса. Иногда на устном туре сам начинаешь записывать какие-то новые имена, названия.
У многих олимпиадников есть чему научиться, и мы с ними всегда говорим серьезно, на равных.
Есть ли какие-то вещи, которые необходимо изменить или существенно доработать в следующем году? Формат заданий, критерии, организацию самой олимпиады, что-то ещё…
– Мне очень по душе тот формат, который сложился в последние годы. И работа ЦМПК под руководством Сергея Владимировича Волкова, и работа жюри под руководством Елены Наумовны Пенской – все направлено на выявление умных и талантливых ребят. Но у нас очень много проблем на региональном уровне и ниже – на школьном, на муниципальном. Мне кажется, постепенно надо делать все от нас зависящее, чтобы на олимпиаду попадали хорошие, творческие ребята из всех регионов. И сейчас эта работа активно ведется. В остальном – олимпиада меняется постоянно. Творческие задания новые каждый год, устный тур введен совсем недавно. В жюри, в ЦМПК происходит ротация – и это тоже хорошо, люди должны меняться. Живой организм всегда развивается. Наша олимпиада – дело живое, творческое и радостное. Очень надеюсь, что она такой и останется.
Интервью брала Татьяна Красильникова, студентка 2 курса гуманитарного факультета НИУ ВШЭ - Нижний Новгород.
Гельфонд Мария Марковна
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород): доцент