Нижегородская Вышка на XIV Международном фестивале искусств имени А.Д. Сахарова «Русское искусство и мир»
Главный афористичный слоган Концертного зала Нижегородской филармонии - «Здесь музыка звучит…». Но в этом году во время всех событий XIV Международного фестиваля искусств музыка будет звучать не только в концертном зале, но и в фойе Филармонии. Здесь представлен совместный проект Филармонии и Нижегородского кампуса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» - выставка картин известных нижегородских художников «Здесь музыка звучит…».
Название выставки совпадает с девизом Филармонии, потому что на ней вы увидите музыкально-художественные ассимиляции, «звучащие картины», «портреты музыки», написанные художниками, вдохновленными музыкальными впечатлениями от филармонических концертов. Созерцая эти картины, мы можем действительно услышать живопись. И это неслучайно, поскольку между музыкой и живописью много общего. Музыкальность живописи состоит не только в присутствии на полотне музыкальных инструментов, но и в таких чисто изобразительных свойствах картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такими же терминами можно было бы описать и музыкальное произведение, потому что и музыканты, и художники говорят о тональности, о колорите, композиционной структуре и красочности полотен.
Связь живописи и музыки метафорична, но она реальна. И об этой тесной связи говорят сами художники и музыканты. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» - говорил Микеланджело Буонарроти. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал несомненной. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис представлял вселенную живописи большой оркестровой симфонией. То есть художники пишут портреты музыки, где картины действительно могут звучать. Но и Музыка сама великолепно умеет живописать. В музыке тоже есть жанр портрета, музыкального. В фортепьянном цикле «Карнавал» Р. Шуман нарисовал портреты своих выдающихся современников: скрипача Н. Паганини, композитора Шопена. Римский-Корсаков в симфонической картине «Садко» замечательно изображает море, а Модест Мусоргский создал цикл по картинам художника и архитектора В. А. Гартмана — «Картинки с выставки»… А «цветной слух» Р. Вагнера, Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина, когда отдельные тональности музыкального произведения ассоциируются с определенными цветами. Художник Николай Рерих говорил: «Я особенно чувствую контакт с музыкой, и точно так же, как композитор, пишущий увертюру, выбирает для неё известную тональность, точно так же я выбираю определённую гамму — гамму цветов или, вернее, лейтмотив цветов, на котором я базирую всю свою схему».
Мир красок и звуков непередаваем словами, чтобы понять этот мир, нужно в него внимательно вглядеться и пристально вслушаться, и только тогда музыка красок и краски музыки проникают в вашу душу, и рождают полифоническую симфонию чувств.
Устроители музыкально-художественногопроекта «Здесь музыка звучит…»надеются, что именно это будет происходить с гостями Филармонии на концертах Сахаровского фестиваля и на выставке «Здесь музыка звучит…».
Автор новости - почетный гражданин Нижнего Новгорода, советник директора НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Геннадий Рябов.