Первый год в Вышке
Первый курс почти закончился - впереди только библиографическая практика и летняя школа. Своими впечатлениями о первом годе в нижегородской Вышке делятся студенты-филологи. Почти второкурсники.
Инькова Екатерина - студентка образовательной программы "Филология"
Здравствуй, друг! Меня зовут Катя и в этом году я заканчиваю первый курс филологии в нижегородской Вышке. Скажу сразу, если бы у меня была возможность учиться в любом другом вузе страны, то я бы выбрала Вышку. Я счастлива, что оказалась в этих стенах и нахожусь среди таких замечательных людей. У нас самые динамичные и контактные преподаватели. Если возникают вопросы, их можно быстро решить по электронной почте или телефону. Сколько пар просиживают каждый день студенты других университетов? А есть ли толк? У нас мало пар, но большой объём домашней работы. Спектакли/выезды/другие активности – отлично разбавляют учебные будни! Все отчёты и видео можно найти на сайте, а также во ВКонтакте и на Фейсбуке. Конечно, по некоторым дисциплинам хотелось бы побольше аудиторных часов, но это, увы, не от нас зависит. В конце концов, никто не отменял самообучение.
И самое главное, при выборе направления слушай себя! Тогда и учёба будет в радость!
Мухина Анна - студентка образовательной программы "Филология"
После того как вся наша группа дружно в начале года прошла обряд инициации, и мы были официально посвящены в студентов-филологов факультета гуманитарных наук, прошёл целый год, полный ярких впечатлений от студенческой жизни и больших и малых филологических открытий. Мы клялись посещать библиотеку не менее 1000 раз и читать не меньше 1000 страниц в день, засыпать с томиками М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана и А.Н. Веселовского под подушкой.
В течение года мы побывали на научных семинарах в Болдино, выступали с докладами на конференциях и научных семинарах в московской Вышке и Санкт-Петербурге. Побывали мы в Городце и усадьбе Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье, ставили спектакли, читали на лестницах Иосифа Бродского и Осипа Мандельштама и, конечно, параллельно постигали великую и могучую филологию.
На дисциплине «Ключевые тексты русской литературы» вместе с Марией Марковной Гельфонд мы копались под корнями Анчара, хоронили Ленору, разбирались в преступлении Сальери, топили бедную Лизу, разгадывали фокусы Печорина, выходили на подмостки, надевали финские креповые носки …
На «Теории литературы» с Леонидом Юрьевичем Большухиным мы узнавали, как и из чего сделаны проза и поэзия, спорили где же находится автор произведения и есть ли он вообще, старались различать «козлиную песнь» и «песнь весёлой толпы».
Стремились мы и постигать труды Гомера, Эсхила, Аристофана, учить наизусть Сапфо и Вергилия в рамках античной литературы и, конечно, писать курсовые работы.
Подходит к концу наш первый курс, но мы только бесконечно рады, что на этой чудесной ноте ничего не закончилось: впереди ещё море, точнее океан неизведанной и прекрасной филологии!
Кузнецов Роман - студент образовательной программы "Филология"
Что можно сказать о том, как прошел первый год...
Для меня этот год был весьма трудным: бессонница, страх, отчаяние и ночи напролет с курсачом, сессиями и прочими радостями студенческой жизни. Но всё же, стоит признать, что это того стоило. За год здесь я получил столько знаний и навыков, что уже начинаю сомневаться, человек ли я до сих пор? Или уже начинаю эволюционировать в филолога? Не знаю, воспринимать ли эти знания как дар или как проклятье, но теперь я до конца понял, о чем стихотворение "Пророк" А.С.Пушкина. Никто, кроме него, не смог бы так точно описать процессы, происходящие со студентом в первый год учебы в вузе. Точно так же мы осознаем, в какой «пустыне мрачной» мы влачились раньше, такое же страшное и, одновременно, прекрасное преображение проходим и точно так же, окончив обучение, отправимся "глаголом жечь сердца людей". Даже добавить нечего. Прямое попадание.
Теперь сложно просто читать книги, т.к. в голову сразу лезут все возможные реминисценции, аллюзии и ссылки на данный текст. Теперь даже в детских сказках мерещатся политические или философские подтексты, из каждого персонажа глядят ирония и гротеск, а за каждым образом тянется огромный выводок ситуаций и контекстов, в которых он ещё появлялся на протяжении последних 2,5 тысяч лет.
А так всё нормально. Жить можно. Даже счастливым быть получается
Лазарева Анастасия - студентка образовательной программы "Филология"
Первое, чем впечатляет Вышка - это неимоверно активная жизнь, которая касается как самой филологии (множество мероприятий, лекций приглашенных известных писателей, поэтов и литературоведов, презентации книг, конференции), так и института вообще (в Вышке невероятное разнообразие клубов, в которых можно проявить себя абсолютно с любой стороны, а если вам недостаточно и этого, то можно и вовсе организовать свой собственный клуб). Вышка изменила моё представление о филологии, так как большое количество времени посвящено не совсем литературоведческим дисциплинам (ВШЭ стремится сделать разностороннего студента), а ещё очень порадовало, что второй иностранный язык начинается уже с первого курса и преподают его иностранные преподаватели. Хочется заменить, что первое время очень удивляло особое отношение к физкультуре (строгий контроль посещаемости, сдачи зачетов и нормативов), но я думаю, здесь работает простая известная истина "в здоровом теле - здоровый дух". Не могу не отметить корпуса, особенно на Львовской и Родионова, именно здесь чувствуешь, что Вышка - действительно прогрессивный вуз (хотя об этом можно судить и по свободному общению с преподавателями в интернет -пространстве). В целом, ВШЭ оправдала моё представление о первом годе студенчества: этот год был насыщенный, яркий и с недостатком сна (ведь событий много, а домашние задания никто не отменял).
Афанасьев Владимир - студент образовательной программы "Филология"
Поступая на филологический факультет после физико-математического лицея, я совершенно не представлял, что меня ждёт и вообще что такое филология. Теперь - знаю. Филология - не просто наука, а особый образ жизни. Если я чего и опасался при поступлении, так это академизма (в отрицательном смысле этого слова) и, в частности, лекционной формы обучения. Но страхи были напрасны: пути познания оказались очень разнообразны - и семинары (в том числе выездные), и групповые задания, и самостоятельное изучение, и даже работа над курсовой, которая начинается у нас уже с первого курса, что, на мой взгляд, прекрасно. Довелось поучаствовать и в нескольких конференциях. В сущности, в научную жизнь нас погружают почти сразу же, что может поначалу несколько напугать. Однако из состояния неопределённости и сомнений, если оно возникнет (а это, пожалуй, неизбежно - так было у меня в начале года), всегда помогут выбраться прекрасные преподаватели, да и сама вышкинская атмосфера, совершенно отличная от школьной.
Если говорить об образовательной программе, то некоторые дисциплины оказались для меня очень неожиданными. Такой курс, как "Ключевые тексты русской литературы" и вовсе уникален. Впрочем, всеобъемлющих программ не бывает: некоторые из поступающих на "Филологию" ожидали (и, вероятно, ожидают), что особый упор будет сделан на иностранные языки. Возможно, в неделю у нас не так уж много пар, например, латыни и второго иностранного (который, между прочим, ведут настоящие носители языка), зато появляется больше времени для самостоятельного освоения этих языков. В сущности, если человек не занимается языком сам и не проявляет должного старания, то едва ли ему поможет обилие пар в неделю. В то же время образование направлено на расширение кругозора (помимо собственно литературоведческих и лингвистических дисциплин есть, например, психология и социология) и на овладение разнообразными методиками исследования.
Напоследок хотелось бы особо отметить, что Вышка - это такое место, где ни дня без события, где едва успеваешь за всем следить - то приехал читать лекции всемирно известный профессор, то появилось объявление о каком-нибудь спектакле, то "лестничные чтения". Но именно в этом круговороте подлинная жизнь! Скажу честно и откровенно: я не знаю, чем я жил и кем я был до поступления в ВШЭ. Только здесь я начал заново постигать жизнь и обрёл счастье!