• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дорожное движение и проблемы демографии по-итальянски

 

В нижегородской Вышке завершился учебный курс «Основы демографии», организованный для студентов факультета экономики, изучающих итальянский язык.

Лекции прочитал профессор департамента экономики и статистики Калабрийского университета (Италия) Пьетро Якуинта. Учебный курс вызвал большой интерес у студентов.

Екатерина Петропавловская, 2 курс, факультет экономики:

Для групп, обучающихся по профилю «Мировая экономика» второй иностранный язык является обязательным. Я выбрала мелодичный и экспрессивный итальянский. И вот, спустя два года, я уже могу подробно рассказать по-итальянски о демографических проблемах этой страны, поскольку услышала о них «из первых уст» - на лекциях профессора университета Калабрии Пьетро Якуинта (Pietro Iaquinta).

Разумеется, разобраться в теме было непросто, ведь такие предметы как «Статистика» и «Демография» мы будем изучать только в следующем году. Но профессор очень терпеливо и доходчиво объяснял все неизвестные нам понятия. На протяжении четырех дней мы обсуждали проблемы рождаемости и смертности, рассчитывали всевозможные коэффициенты, характеризующие эти явления, изучали и применяли на практике «диаграмму Лексиса», иначе говоря, с головой окунулись в проблемы демографии и изучение итальянского языка.

Следует сказать, что данный курс мне был очень интересен не только в силу моей любви к Италии и итальянскому языку, но еще и потому, что в этом году моя курсовая работа непосредственно связана с демографией. Вот уже два месяца я изучаю демографические проблемы семьи в условиях социально-экономических трансформаций.

Юлия Шелепова, 2 курс, факультет экономики:

- Я думаю, Вышка – один из немногих вузов в Нижнем Новгороде, предоставляющих своим студентом возможность прослушать лекции иностранных профессоров. Такие занятия не только помогают нам узнать много нового, но и позволяют пообщаться с носителями языка. Благодаря визиту профессора Пьетро Якуинта, я смогла оценить свое знание итальянского языка. Это действительно ценный опыт, который, я не сомневаюсь, поможет мне в будущем, если я решу продолжить свое обучение в одном из итальянских университетов, с которыми наш вуз имеет связи.

В завершение визита профессор Якуинта (занимающий также пост директора областной обсерватории по мониторингу безопасности дорожного движения региона Пульи (Италия)) провел семинар для российских специалистов по организации дорожного движения «Итальянский опыт мониторинга и предотвращения ДТП».


Семинар о ДТП
 
История проблемы

В конце XX столетия в Европе обнародовали печальные данные. За год на дорогах 19 стран (тех, что входили в Совет Европы на тот момент) гибнет более 50 тысяч человек.  В 2003 году Совет Европы утвердил Европейскую дорожную хартию (ERSC) – программу, направленную на повышение безопасности дорожного движения. В программе был описан комплекс мероприятий, благодаря которым к 2010 году смертность на дорогах должна была сократиться вдвое. Вслед за этим, в Италии был разработан национальный план по безопасности движения. Одним из важнейших пунктов плана стало создание центров мониторинга и безопасности движения.

Центры по мониторингу и безопасности движения

Региональные центры по мониторингу и безопасности движения, появившиеся в Италии в 2007 году, были призваны упорядочить ситуацию со сбором и анализом данных по дорожно-транспортным происшествиям. Сюда стала поступать вся информация о произошедших ДТП.

 

Специалисты центров анализировали данные и в короткие сроки передавали свои выводы руководителям регионов. Оказалось, что аварии можно предотвращать!

Как это работает

Региональный центр по мониторингу и безопасности движения региона Пульи зафиксировал, что на въезде в город Бари с южной стороны отмечен всплеск аварий. Ранее этот участок дороги характеризовался как спокойный. Сведения передали в муниципалитет, где провели небольшое расследование. Выяснилось, что некоторое время назад в этом месте произошли изменения: вместо «прямого» въезда ввели круговое движение. Причем уходить «на круг» водителям приходилось прямо под автомобильным мостом. Автовладельцы часто отвлекались, обращая внимание на движение по мосту, и попадали в ДТП. Въезд на круговое движение перенесли на 20 м, и аварии практически прекратились.

Но часто для снижения аварийности не нужно ничего перестраивать. Достаточно просто проинформировать население и дать рекомендации. Так, центр по мониторингу и безопасности движения установил, что больше всего аварий в будние дни происходит с 12.00 до 13.00. Специалисты определили, что в это время у школьников заканчиваются занятия, а во многих организациях наступает обеденный перерыв. Родители спешат забрать детей из учебных заведений и не всегда успевают следить за ситуацией на дороге. Сотрудники центров провели серию бесед с папами и мамами, и показатели по ДПТ поползли вниз.

Новое поколение водителей

 

Кстати, визиты в школы тоже входят в служебные обязанности сотрудников центров по мониторингу и безопасности движения региона. Они проводят занятия для старшеклассников. Начинают с 13-летних – с 14 лет в Италии можно получить права на управление скутером. На этих лекциях подростков не учат соблюдать правила и не запугивают. Их знакомят с понятием «дорожное движение», объясняют, как оно устроено и по каким законам действует. 

По мнению профессора Пьетро Якуинта, именно благодаря систематической работе со школьниками, новое поколение итальянских водителей ведет себя на дорогах все более дисциплинированно.

Итоги работы

 Конечно, ситуация с дорожным движением и в Европе в целом, и в Италии в частности пока далека от идеала. Снизить смертность в два раза, как обещала Хартия, не удалось (правда, число стран, входящих в Европейский союз, существенно выросло, так что сравнивать данные сегодня непросто). Каждый день в регионе Пулья в ДТП погибает один человек и 56 получают травмы.

И все же эти цифры существенно ниже тех, что пугали население еще совсем недавно. Профессор Якуинта отметил, что в этом есть заслуга и региональных центров по мониторингу и безопасности движения.

Семинар о безопасности дорожного движения стал первым в серии мероприятий, которые Высшая школа экономики планирует провести для руководителей предприятий и организаций города и области. В ближайшие месяцы нижегородская Вышка продолжит знакомить российских специалистов с передовым зарубежным опытом и технологиями управления в различных сферах деятельности.

 

 

Как специалист по организации дорожного движения, профессор Якуинта  высказал свое мнение о российских дорогах и российских водителях:

- Ситуация на дорогах в России очень похожа на то, что можно было увидеть в Италии несколько лет назад, когда еще не были внедрены некоторые решения по развитию дорожного движения. Например, я часто вижу, что в вашей стране люди разговаривают по мобильному телефону, когда ведут машину. В Европе это уже неприемлемо.

- Что нужно делать, чтобы стало лучше?

- На мой взгляд, безопасность движения достигается путем привития культуры поведения на дороге. В Европе работа в этом направлении ведется уже около 10 лет, но должно смениться еще как минимум два поколения, прежде чем удастся достигнуть серьезных результатов.

- От чего вообще (по наблюдениям сотрудников Центра по мониторингу и безопасности движения) зависит безопасность движения?

- Мы выделяем три фактора: метеоусловия, качество транспортного средства и человеческий фактор (к последнему относится рассеянность, невнимательность, сознательное нарушение правил).

- А качество дорожного покрытия?

- По нашим исследованиям, это имеет меньшее значение.

- Вы в России не в первый раз. Здесь что-то меняется?

- Всякий раз, приезжая в эту страну, с удовольствием наблюдаю, что Россия движется в сторону активного социального развития. Работать еще нужно много, но прогнозы, по-моему, очень оптимистичные.

Участники семинара:

Елена Абросимова,декан факультета ППКС НФ ГУ-ВШЭ;
Михаил Агапов
, начальник отдела ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области»;

Алевтина Андриянова,
специалист Центра профессиональной подготовки ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области»;

Нина Бочарова
, начальник отдела эксплуатации ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области»;

Виктор Дельфинов
, заместитель директора департамента транспорта и связи г. Нижнего Новгорода;

Валерий Калягин, декан факультета бизнес-информатики и прикладной математики НФ ГУ-ВШЭ;
Андрей Максимов, заместитель директора НФ ГУ-ВШЭ;
Павел Малыженков, координатор связей НФ ГУ-ВШЭ с университетами Италии;

Владимир Матюшечкин
, главный государственный инспектор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Приволжское УГАДН);

Владимир Рябцев
, начальник управления по ремонту и содержанию автомобильных дорог ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области»;

Дмитрий Тюлин
, начальник отделения ДПС отдела ДПС и розыска УГИБДД ГУВД по Нижегородской области;

Антонио Скарано
, инженер обсерватории по мониторингу безопасности дорожного движения региона Пульи.


  Подготовила Ольга Максаева
фото Анатолия Распопова