• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статус нужно постоянно подтверждать

21 марта ординарному профессору Высшей школы экономики, доктору математических наук Вячеславу Васильевичу Чистякову исполняется 50 лет. Накануне этой даты мы побеседовали с ним о проблеме выбора, работе, студентах и, конечно, о математике.

21 марта ординарному профессору Высшей школы экономики, доктору математических наук Вячеславу Васильевичу Чистякову исполняется 50 лет. Накануне этой даты мы побеседовали с ним о проблеме выбора, работе, студентах и, конечно, о математике. 


- Вячеслав Васильевич, с чего началось Ваше увлечение математикой?
Когда я чуть подрос и начал что-то понимать в этой жизни, мой старший брат Николай был уже студентом радиофизического факультета ГГУ. Мне было очень интересно следить за тем, как он пишет необычные значки-формулы, изучает
непонятный иностранный язык. И тоже очень хотелось стать студентом. Однако нельзя сказать, что я с детства увлекался исключительно математикой. Скорее я занимался тем, что было интересно, то есть практически всем: и музыкой, и английским языком, и физикой, и географией, и спортом. Меня привлекали походы в лес и даже работа в саду.
Более серьезно к математике я стал относиться в седьмом классе. Мои школьные учителя Зеленова Валентина Валентиновна и Стрелина Татьяна Васильевна как-то принесли задания для поступления в заочную математическую школу (ВЗМШ) при МГУ. Особенного рвения в моем классе они ни у кого не вызвали, а я решил принять вызов и попытаться их выполнить.  Из 12 задач мне удалось решить семь, с остальными мне помогали брат (ему тоже было интересно) и его коллеги из научно-исследовательского института, где он тогда уже работал. Совместными усилиями удалось справиться еще с тремя задачами. Представляете уровень задач для седьмого класса?! Решения были отправлены в Москву, и я поступил в ВЗМШ. Правда, позже я узнал, что для поступления хватило бы и семи задач. Учился я в этой школе три года, с восьмого по десятый класс, и закончил ее с отличием.

- Наверное, сложно было совмещать учебу в обычной школе и заочной?

- Удавалось успевать все. Знаете, когда вам что-то интересно, то вы начинаете узнавать больше , понимать и уметь больше, а когда вы больше понимаете и умеете, то становится еще интереснее. Образуется своеобразный замкнутый круг, вечный двигатель, такая внутренняя самостимуляция. В девятом классе уже самостоятельно я поступил еще в две заочные школы по физике – при МГУ и при МФТИ. Параллельно занимался баскетболом и боксом, играл на гитаре, почти профессионально увлекался интеллектуальной игрой Го, даже так заинтересовал одного моего знакомого, что впоследствии он стал чемпионом Советского Союза по Го. Интерес к английскому языку сильно подогревала (и сейчас это делает) музыка, конечно, в первую очередь это музыка групп The Beatles и Led Zeppelin, да и многих других, игравших в их время, а также литература --- Agatha Christie, Arthur Conan Doyle, Raymond Chandler, Robert Louis Stevenson, которых я читал в оригинале.

- В школе было с кем поговорить по-английски?

- Да. Много беседовали с братом, одноклассниками, друзьями по школе, соревновались - кто больше выучит новых слов и выражений. С учителем по английскому Ангелиной Николаевной Сиротиной в старших классах иногда весь урок беседовали вдвоем, чему некоторые  одноклассники были очень рады.

- Разнообразные увлечения не осложняли выбор вуза?

- Нет. Как-то мне сразу стало ясно, что следует заниматься математикой, физикой, английским и спортом, а остальные увлечения оставить в качестве хобби. К десятому классу я уже колебался только между Физтехом и мехматом МГУ, а дальше чаша весов склонилась в пользу мехмата.

- Легко поступили?

- В советское время вопрос ставился так: поступил или нет. Готовиться к поступлению, конечно, приходилось много, но от этого не было усталости, и это не воспринималось как что-то трудное. Я поступил в МГУ при конкурсе пять человек на место, и это, безусловно, был не только мой успех, но и моих школьных педагогов. Вообще, образование даже в провинциальной школе было весьма добротное и, хотя в задачи школы не входила подготовка к поступлению в вуз, можно было получить хорошие знания, особенно если сам этого хотел. Насколько я знаю, в то время я был всего лишь вторым школьником из Богородска, поступившим в самый лучший вуз страны. Тем не менее,  некоторые учителя выражали определенные сомнения по поводу моих амбициозных планов и даже были соответствующие разговоры с моими родителями о том, что, мол, “пусть не ломает себе жизнь, а поступит в какой-нибудь горьковский вуз”. Но я по натуре --- боец, легко никогда не сдаюсь и упорно стараюсь достичь своих целей. В этом меня всегда поддерживали мои родные, мама и брат, заменивший мне отца (мой отец умер рано из-за ранений, полученных на Великой Отечественной войне, мне не было и одиннадцати лет).

- Трудно было учиться в МГУ?

- Первые два года было непросто. Потребовалось коренным образом поменять свое отношение к жизни и учебе, выбрать правильные приоритеты. Нужно было снова начинать учиться учиться! Основной вопрос, который приходилось решать --- это каким образом все успевать и иметь достаточно свободного времени. Требования на экзаменах были предельно высокими: для успешной сдачи нужно было знать ВСЕ, а главное --- доказать преподавателю, что ты все знаешь и понимаешь. На первых курсах стандартный исход почти любого экзамена --- это пятьдесят, а то и семьдесят процентов двоек. Но те, кто вынес эти испытания, в дальнейшем стали настоящими профессионалами. Я всегда получал стипендию, а к третьему курсу был уже отличником.

С самого начала первого курса я начал интересоваться: что же такое наука, как и кто ей занимается. На мехмате МГУ с этим проблем не было --- имелось невообразимое количество спецкурсов и спецсеминаров на любой вкус, еще продолжался золотой век советской математики.
Впервые посмотреть, чем занимаются на спецсеминаре, я отправился со своим однокурсником Искандером Асановичем Таймановым (ныне член-корреспондент РАН). Впечатления получил тяжелые --- почти ничего не понятно. Но это не обескуражило, а наоборот, вызвало какой-то азарт: ну, раз другие понимают, то я-то чем хуже? За первые два года я посетил множество спецсеминаров и курсов, но более всего мне понравились нелинейные дифференциальные уравнения, и я прикрепился к семинару профессора Станислава Николаевича Кружкова. С третьего по пятый курс он был моим научным руководителем (шефом, как мы - студенты - тогда называли своих руководителей). Следует отметить, что попасть учеником к какому-либо шефу было не так-то просто --- нужно было показать себя: мне пришлось решить тридцать задач за две недели. На четвертом курсе я получил свои первые научные результаты. К пятому курсу я уже имел одну публикацию в "Вестнике МГУ", понял, что было бы неплохо заниматься научной деятельностью, и это вроде бы получается. Я закончил МГУ с красным дипломом, и мне рекомендовали поступать в аспирантуру.

- И Вы приняли это предложение?

- Конечно. Но принять предложение --- это одно, совсем другое --- поступить. В аспирантуру МГУ стремились со всего Союза. Конкурс был три человека на место. Но я все вступительные экзамены сдал на отлично. Жизнь в аспирантуре совсем другая. Больше свободы, но больше ответственности и самостоятельности. Моим шефом был замечательный человек, профессор Евгений Михайлович Ландис, под руководством которого была написана и защищена в МГУ моя кандидатская диссертация. Обоим моим шефам я благодарен, поскольку именно они сформировали мое отношение к жизни и науке и фактически определили всю мою дальнейшую судьбу.

- Вы окончили аспирантуру, защитили диссертацию и уехали из Москвы. Почему?

- Меня могли бы оставить работать на кафедре в МГУ, было несколько других приглашений, но не было московской прописки. Я стал искать место работы в Горьком – городе, наиболее близко расположенном к моему родному Богородску. За последний год аспирантуры я обошел в поисках работы буквально все вузы и научно-исследовательские институты Горького и везде получил отказ: человек с улицы был никому не нужен. В конце концов благодаря случаю меня взял к себе на кафедру профессор ГГУ имени Лобачевского Михаил Васильевич Долов. В этом университете в разных должностях я проработал шестнадцать лет.
Когда я, молодой и энергичный, приехал из Москвы, у меня были грандиозные и, как оказалось, наивные планы о создания научного клуба. Хотелось собрать группу ярких личностей, объединенных общими научными интересами, проводить совместные научные семинары, совмещенные со спортом и музыкой. К сожалению, этим идеям не суждено было сбыться. Однако в университете семинарили мы много: и с Валерием Александровичем Калягиным, и с Евгением Израилевичем Гордоном, и с другими замечательными математиками Горького. Когда началась перестройка и распался Советский Союз, жить стало совсем тяжело. Зарплаты, если это можно так назвать, были символическими, своей квартиры не было, будущее не проглядывалось. Вопрос о том, чем заниматься, чтобы выжить, стоял очень остро. Многие мои знакомые побросали свои профессии, многие уехали жить заграницу. Я тоже подумывал и о том и другом, но никаких шагов в этих направлениях не делал. Вера в занятия научной деятельностью поддерживалась моей семьей, а также памятью о моих Учителях-шефах и ответственностью перед ними.

- Но эти сложности не помешали Вам защитить докторскую?

- Целенаправленно о докторской я не задумывался. Просто делал свое дело. Как-то на одной из конференций московский математик Сергей Александрович Вахрамеев, узнав о моих результатах, предложил серьезно заняться оформлением диссертации. Я поехал на стажировку в свою Alma Mater, МГУ, доложил результаты и получил полное одобрение академика РАН Петра Лаврентьевича Ульянова и его математической школы.

- А потом Вы перешли на работу в Высшую школу экономики…

-
Да. На старом месте работы я перестал видеть какие-либо перспективы. В 2003 году Валерий Александрович Калягин и Олег Рамазанович Козырев предложили перейти работать на тогда еще только образовывающийся факультет бизнес-информатики и прикладной математики. Идея факультета мне понравилась, поскольку выглядела свежо и адекватно современной жизни. В Вышке я нашел много людей, близких мне по духу и образу мышления.

- Студенты называют Вас одним из самых любимых преподавателей в Вышке. А как Вы оцениваете своих нынешних учеников?

-
Мне самому нравилось быть студентом, я очень любил общаться со своими однокурсниками и сейчас мне очень интересно  с современными студентами --- моими учениками .
Может быть, потому, что в душе я по-прежнему ощущаю себя студентом. Студенчество --- это начало, свежесть и становление жизни, это время наиболее ярких жизненных впечатлений.
Если говорить об уровне подготовки современных студентов, то на этот счет представляет интерес высказывание одного из моих учителей из МГУ – профессора Олега Георгиевича Смолянова. Он как-то заметил: «Времена меняются, а качество студентов --- особенно «лучшего» их слоя – остается таким же хорошим». Студенты не могут быть плохими, они по определению хорошие, вот только оценки у них разные. В Вышке я преподаю студентам, для которых математика является важным, но не основным предметом. Я вижу, что студенты демонстрируют целеустремленность и заинтересованность, и те из них, кто регулярно занимается, на глазах растут в профессиональном плане. Да и в человеческом тоже.

- Вы призываете их заниматься наукой?

-
Безусловно. И это очень интересно. Занимаясь наукой, вы прекрасно видите и ощущаете разделительную черту между знанием и незнанием. Добывание новых знаний сродни детективу --- вы постоянно расследуете запутанное дело. Получив результат, вы можете наконец-то поделиться  теми результатами, о которых в мире до вас никто не знал. В то же самое время в занятии наукой присутствуют элементы спорта. Конечно, нужно решать актуальные современные задачи, поэтому ими занимаются много людей. Возникает конкуренция. И нужно решить задачу раньше других или придумать что-то, что никто до вас придумать не смог. Если не видеть всего этого, откладывать на завтра, ждать пока вы созреете для чего-то, то может быть уже поздно, и заниматься наукой станет бессмысленно. Конечно, над некоторыми проблемами приходится биться и по пять и по десять лет (это же не олимпиадные задачи!), требуется стойкое терпение и вера в себя и свои возможности.

- Если человек защитил диссертацию, может он считать себя ученым?

- На этот вопрос однозначного ответа нет. После защиты, для того, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность, я спрашиваю своих аспирантов: «Сколько времени после защиты вы будете настоящими, действующими, кандидатами наук?». Ответ напрашивается сам собой: нисколько. В момент защиты вы --- кандидат наук, весь предыдущий опыт вашей деятельности показывает это, а сутки спустя – уже обычный человек. Свой статус нужно постоянно подтверждать, что-то придумывать, доказывать, писать статьи. Эта, быть может, непривычная философия помогает не успокаиваться на достигнутом. По крайней мере я стараюсь ее придерживаться.

- А каковы Ваши научные планы?

- И дальше работать над интересными задачами и проектами совместно с творческими неординарными людьми, привлекать к этой деятельности нашу молодежь.

Коллектив Высшей школы экономики от души поздравляет Вячеслава Васильевича Чистякова с днем рождения и желает новых научный достижений, ярких побед и отличных учеников!